- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Изобразительное искусство 1-4 классы Планета Знаний, тематическое планирование 1 класс
Рабочая программа Изобразительное искусство 1-4 классы Планета Знаний, тематическое планирование 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шекунова М.Н. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования , утверждённый приказом № 373 МОиНРФ от 6 октября 2009г.; 3. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан» 4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; 5.Федерального перечня учебников, рекомендованных при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования ( приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014г.); 6. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ № 03-417 от 01.04.2005г.); 7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Рос. Академ. Образование - М.: Просвещение , 2009г.; 8. Основной общеобразовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №5 р.п.Чишмы Чишминского района Республики Башкортостан; 9. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа - учебно- методический комплект « Планета Знаний». Программы курса «Изобразительное искусство» 1-4 классы автора Н.М.Сокольниковой. М.: АСТ. Астрель,2012 10. Учебного плана начального общего образования МБОУ СОШ № 5 р.п. Чишмы; 11.Устава МБОУ СОШ № 5 р.п. Чишмы.
II. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство». В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Основные цели приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
-
воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
-
· эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
-
· ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
-
· арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
-
· информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
-
Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:
-
- изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
-
- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.); ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);
-
- освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
-
- формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
-
- умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
-
- освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов);
-
- ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семенове Загорск);
-
- освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
-
- обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;
-
- обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
-
Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
-
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
-
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
-
Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
-
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
-
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
-
Опыт художественно-творческой деятельности
-
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
-
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
-
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
-
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
-
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
-
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
-
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
-
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
-
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
1-й класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы: • положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования: • познавательной мотивации к изобразительному искусству; • осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России; • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• называть расположение цветов радуги;
различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
• составлять дополнительные цвета из основных цветов; работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну; • использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш); • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат возможность научиться: • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; • выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.); • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимо-ново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Учащиеся научатся: • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• выполнять работу по заданной инструкции;
• использовать изученные приёмы работы красками; • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий, • адекватно оценивать правильность выполнения задания; • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; • решать творческую задачу, используя известные средства; • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике;
• находить нужную информацию в словарях учебника; • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
• различать цвета и их оттенки, • соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать формы в объектах дизайна и архитектуры; • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
• характеризовать персонажей произведения искусства; • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
• конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные Учащиеся научатся: • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• комментировать последовательность действий; • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении; • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться: • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). 2 класс ЛИЧНОСТНЫЕ
- У учащихся будут сформированы:
- · положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
- · осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
- · внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- · эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
- Учащиеся получат возможность для формирования:
- · чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
- · понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
- · положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
- · интереса к посещению художественных музеев, выставок;
- · представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
- · различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- · составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
- · определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
- · передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- · подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по%сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
- · применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- · называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
- · учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
- · правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
- · изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
- · выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
- · понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
- · выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
- · подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
- Учащиеся научатся:
- · понимать цель выполняемых действий,
- · понимать важность планирования работы;
- · выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- · адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- · осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
- · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- · решать творческую задачу, используя известные средства.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- · продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
- · объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- · различать и соотносить замысел и результат работы;
- · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
- Учащиеся научатся:
- · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- · различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- · характеризовать персонажей произведения искусства;
- · группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- · конструировать объекты дизайна.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- · осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- · свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- · сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
- Учащиеся научатся:
- · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- · уметь слышать, точно реагировать на реплики;
- · учитывать мнения других в совместной работе;
- · договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
- Учащиеся получат возможность научиться:
- · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- · соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- · задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Личностные результаты
У третьеклассников будут сформированы:
-
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
-
понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
-
понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
-
положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
-
интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
-
осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
-
представления о роли искусства в жизни человека;
-
восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
-
положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
-
основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Регулятивные результаты
Третьеклассники научатся:
-
следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
-
объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
-
продумывать план действий при работе в паре;
-
различать и соотносить замысел и результат работы;
-
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
-
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественнотворческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
-
планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
-
руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
-
определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные результаты
Третьеклассники научатся:
-
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
-
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
-
группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
-
анализировать, из каких деталей состоит объект;
-
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
-
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
-
характеризовать персонажей произведения искусства;
-
различать многообразие форм предметного мира;
-
конструировать объекты различных плоских и объемных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
-
наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
-
использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
-
устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
-
классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
-
конструировать по свободному замыслу;
-
анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
-
сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
-
группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
-
моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные результаты
Третьеклассники научатся:
-
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
-
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
-
задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
-
учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
-
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
-
высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
-
владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
-
владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
Предметные результаты
Третьеклассники научатся:
-
называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;
-
называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гугенхайма (Нью-Йорк);
-
узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др. );
-
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
-
выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др. ) в соответствии с замыслом композиции;
-
лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
-
изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др. );
-
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
-
различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;
-
составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с черным и белым;
-
различать особенности использования карандаша, туши в графике;
-
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
-
выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;
-
выбирать живописные приемы в соответствии с замыслом;
-
изображать глубину пространства на плоскости;
-
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
-
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублев «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др. );
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого цветов;
-
правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др. ) в передаче различной фактуры;
-
моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
-
выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
-
подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
4 класс Планируемые результаты
Личностные
У учащихся будут сформированы: • осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
• представления о роли искусства в жизни человека; • восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры; • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; • понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру; • основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования: • устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; • понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром; • понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры; • потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских); • восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры; • художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; • способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; • понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
Предметные
Учащиеся научатся: • различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура; • называть ведущие художественные музеи России и мира; различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе; • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.); • выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках; • изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени; • использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека; • изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы; • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; • определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.); • изготавливать изделия в традициях художественных промыслов; • выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты; • выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться: • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений; • узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; • использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе; • использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции; • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
• выполнять ассоциативные рисунки и лепку; • различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления; • использовать стилизацию форм для создания орнамента; • создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint). • оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся: • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу; • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы; • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться: • ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы; • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач; • осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности; • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ; • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
-
Основное содержание учебного предмета
- Рисование цветов, овощей (баклажан, кабачок, стручки гороха, зелёный лук, дыня, репа, морковь, помидор, огурец и др.), ягод, фруктов (слива, апельсин, яблоко, лимон и др.), ветки рябины и др. (гуашь, акварель, мелки и др.), сказочного домика, сказочного петушка.
- Упражнение на составление различных цветовых оттенков: красный+жёлтый, красный+синий, зелёный+жёлтый, синий+зелёный и др.(гуашь, акварель).
- Иллюстрирование сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Буратино», «Снегурочка разнообразными художественными материалами (гуашь, акварель, чернила, пастель).
- Собирание коллекции картинок и открыток с предметами красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего, голубого, фиолетового цветов.
- Лепка из пластилина лисы и Колобка .
- Лепка Снегурочки во дворе из снега.
- Лепка фигурки козлика, волка, сказочной птички (пластилин, солёное тесто или глина).
- Лепка горшочка для Сороки-Белобоки.
- Лепка крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки (солёное тесто).
- Рисование сказочного домика (гуашь).
- Арт-терапевтическое рисование. Подбор цвета, соответствующего настроению Буратино или другого нарисованного сказочного героя (цветные карандаши или гуашь).
- Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
- Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
- Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
- Рисование хохломской птицы (гуашь).
- «Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).
- Выполнение аппликации «Луноход» из кругов разного размера.
- Составление из геометрических форм фантастических зверей (аппликация).
- Роспись бус из шаров, кругов, квадратов и треугольников основными и составными цветами.
- Изготовление подвесных украшений для дома на основе геометрических форм (цветная бумага).
- Лепка из пластилина бус, сказочного животного «Лошарик».
- Изготовление слонёнка из кружков разного размера.
- Изготовление фигурок животных и птиц из разных геометрических фигур.
- Лепка из пластилина или моделирование из бумаги игральных кубиков разного размера.
- Склеивание и роспись кубиков из картона. Составление из расписанных кубиков объёмно-пространственных или рельефных композиций.
- Выполнение аппликации «Фантастические существа» из геометрических фигур.
- Лепка посуды для каждого королевства страны «Дизайн» (солёное тесто, пластилин).
- Украшение рамочек (круглых, квадратных, прямоугольных) для картинок или фотографий разнообразными материалами (ракушка, засушенные растения, бусинки, пуговицы, верёвки и др.).
- Конструирование из детских кубиков города с башнями, домами, мостами и др. постройками (коллективная работа).
- Составление коллекции картинок с предметами круглой, треугольной, квадратной формы и предметами в форме шара и куба.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Оценка `5` учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка `4` учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка `3` учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка `2` учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока; Оценка `1` учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел
(ч.)
Класс
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1
2
3
4
Мир изобразительного искусства
19
14
13
15 Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях. Знать названия семи цветов спектра Правильно сидеть за партой. Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку. Различать основные и составные , теплые и холодные цвета Выполнять упражнение на альбомном листе по составлению цветовых оттенков. Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Использовать инструкцию при применении приёмов «вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов. Провести эксперимент - как изменяется цвет при смешивании цветов на палитре. Составление оттенков цвета. Рисовать на альбомном листе без предварительного рисунка карандашом. Соотносить размер листа и размер изображаемого предмета, следить за правильным расположением на листе предмета. Использовать приемы свободной кистевой росписи.
Мир народного и
декоративного искусства
9
15
13
15 Ориентироваться в учебнике. Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; называть известные центры народных художественных ремесел России. Выявлять отличительные признаки изделий народных промыслов. Создавать композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Решать творческие задачи: расписывать игрушки, используя народные орнаменты. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. Решать творческие задачи: роспись вырезанной из бумаги посуды гжельскими узорами. Прогнозировать итог своей работы моделировать новые формы.
Мир дизайна и архитектуры
5
5
8
4 Ориентироваться в учебнике. Совершить воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна круглой формы. Определять круглую форму через ощущения, рисование кругов. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: рисование на альбомном листе круглого угощения для принца Круга (гуашь). Использовать навык живописи гуашью, применять приём «наложение цветов». Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни и искусства.
-
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
класс
-
класс
-
класс
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся на 2015-2016 учебный год
Изобразительное искусство 1 класс (1 час в неделю) 33 часа
Раздел 1. Королевство волшебных красок (9 часов) Личностные: Формировать представления о роли искусства в жизни человека. Формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры. Регулятивные: Организовывать своё рабочее место. Устанавливать и соблюдать очерёдность действий. Самостоятельно выполнять художественно-творческую работу. Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. Познавательные: Находить нужную информацию , используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние. Коммуникативные: Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе. Задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
№
урока
Планируемая
дата
проведения Фактическая дата проведения Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан
Примечания
1-2
08.09
15.09
Картинная галерея. Справочник юного художника. Радужный мост. Урок-игра
3
22.09
Красное королевство. Урок-игра
4
29.09
Оранжевое королевство. Урок-игра
5
6.10
Желтое королевство. Урок-игра
6
13.10
Зеленое королевство. Урок-игра
Р.К. Природа родного края.
7
20.10
Сине - голубое королевство. Урок-игра
8
27.10
Фиолетовое королевство. Урок-игра
9
10.11
Итоговый урок. Разноцветная страна. Урок-игра
Раздел II. В мире сказок (10 часов) Личностные: Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства. Выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Регулятивные: Осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность. Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия. Познавательные: Устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде). Коммуникативные: Формировать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; договариваться и приходить к общему решению.
10-11
17.11
24.11
Волк и семеро козлят. Школа лепки и школа рисования. Урок - игра.
12-13
01.12
08.12
Сорока - белобока. Школа лепки и школа рисования. Урок - игра.
Р.К. Декоративная композиция на основе башкирского растительного орнамента
14-15
15.12
22.12
Колобок . Школа лепки и школа рисования. Урок - игра. Р.К. Герои башкирских сказок
16
29.12
Снегурочка. Школа лепки. Урок-игра.
Р.К. Беседа «Родная природа в творчестве русских и башкирских художников. Красота зимней природы».
17
12.01
Петушок - Золотой гребешок Школа рисования. Урок - игра.
Р.К. Портрет сказочного башкирского персонажа
18
19.01
Красная шапочка. Школа лепки и школа рисования. Урок - игра.
19
26.01
Буратино. Школа рисования. Урок - игра. Итоговый урок.
Раздел III. В гостях у народных мастеров (9 часов) Личностные: Выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Формировать и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Регулятивные: Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия. Вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ. Познавательные: Устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде). Использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах. Выполнять несложные модели дизайнерских объектов. Коммуникативные: Задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе.
20-21
02.02
09.02
Дымковские игрушки. Урок - игра. Школа народного искусства.
Р.К. Башкирский национальный орнамент
22-23
16.02
01.03
Филимоновские игрушки. Школа народного искусства.
24-25
15.03
22.03
Матрешки . Школа народного искусства.
26
05.04
Городец. Школа народного искусства.
27
12.04
Хохлома. Школа народного искусства.
28
19.04
Гжель. Школа народного искусства. Итоговый урок.
Раздел IV. В сказочной стране «Дизайн» (5 часов) Личностные: Формировать и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ. Познавательные: Использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах. Выполнять несложные модели дизайнерских объектов. Конструировать по свободному замыслу. Коммуникативные: Задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе.
29
26.04
Круглое королевство
Беседа об искусстве аппликации и ее красоте.
30
3.05
Шаровое королевство
31
10.05
Треугольное королевство
32
17.05
Квадратное королевство
33
24.05
Кубическое королевство . Итоговый урок.
28