- Преподавателю
- Начальные классы
- Основная программа по ТРИЗ
Основная программа по ТРИЗ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Королева Л.А. |
Дата | 19.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
- ценностно-смысловые:
- общекультурные:
- учебно-познавательные:
- информационные:
- коммуникативные:
- социально-трудовые:
- личностные:
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью. Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений. Основные результаты освоения предметного содержания курса «ТРИЗ» Личностные
- Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к человеку, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
- определять структуру адреса,
- узнавать основные подсистемы организма,
- понимать необходимость здорового образа жизни,
- тренировать внимание и память,
- способам поднятия настроения,
- правилам бесконфликтного общения,
- понимать ошибочность поспешных выводов,
- приемам фантазирования «Морфологический анализ», Метод фокальных объектов»,
- приемам фантазирования Джанни Родари, типовым приемам фантазировании,
- правилам сравнивания, классификации объектов,
- правилам построения определения, умозаключения.
- описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»),
- анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо?
- понимать относительность восприятия и оценок происходящего,
- сочинять загадки и метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма,
- использовать приемы «Увеличение - уменьшение», «Ускорение - замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета» сказки,
- сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»,
- находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения, в построении определений и умозаключений,
- выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности.
Содержание курса
Школа: разнообразие целей(1ч)
Зачем учиться в школе? Целесообразность школьных правил.
Надсистемы и подсистемы человека(5ч)
Адрес. Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Наш организм. Из каких частей «состоит» человек? Правила отношения к инвалидам. Как устроен человек? Рисование «Что внутри». Беседа «Знакомимся с анатомией». Болезни. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь?» Что такое здоровый образ жизни? Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ.
«Линия жизни» человека(3ч)
Развитие ребенка до школы. Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и различие. Правила поведения по отношению к девочкам. Будущее. Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям. «Линия жизни» человека. Беседа о долголетии.
Знакомимся с психологией(5ч.)
Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики» Учимся быть внимательными. Что значит «быть внимательным»? Игры на внимание «Запрещённое движение» Тест «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешно или опасно? Учимся запоминать. Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти» Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла…» Учимся придумывать. Игра «Оркестр» Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки» Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать? Что значит «быть умным»? Игра «Назови одним словом» Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?» Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»)
Эмоции и настроение (2ч.)
Какие бывают эмоции? Игра «невпопад» Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу» Инсценирование ситуаций. Как поднять настроение? Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение»
Общение (5ч.)
Речевое общение. Игра на внимание «Кряк-квак» Беседа «Зачем люди общаются?» Тест «Общительны ли вы?» Как нужно разговаривать по телефону? Неречевое общение. Жесты. Игра «Пойми меня» Практическая работа «Жесты» Проблемы общения. Игра «Комплименты» Беседа «Слова и интонация» Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц. Конфликты. Игра «Дразнилки» Беседа «Как рождаются конфликты?» Тест «Конфликтный ли вы человек?» Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться. Правила урегулирования конфликтов. Игра «Мы похожи друг на друга» Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?
Противоречия (7ч.)
Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. Игра «Наоборот» Упражнение «Классификация» Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков. Противоречия в явлениях природы. Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь - какой?», «Зима - какая?» Рисование «Противоречия в природе» Фантазирование. Противоречия в свойствах характера. Игра «Каким быть» Беседа «Противоположности сходятся» «Ложь: «плохая» и «хорошая» Анализ сказки. Игра «Поле чудес» Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Противоречия в ситуациях. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого? Беседа «Другая точка зрения» Инсценирование и анализ ситуаций. Игра «Сказочный герой» Беседа «Что такое репутация?» Упражнение «Внутренний дирижёр» беседа «Законы общества». Противоречие «цель - средства» Обсуждение «Кукушка - какая?» Беседа «Цель и средства» Почему не надо торопиться с выводами?
Мы и окружающие (4ч.)
Экскурсия. Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении. Анализ экскурсии. Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой?» Как стать по-настоящему хорошим? Ориентирование в окружающем мире. Игра «Сказочные злодеи» Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице» Обсуждение «Почему так, а не иначе?» Правила поведения с незнакомыми. Инсценировки-тренинги «Если…»
Знакомство с фантазированием (3ч)
Понятие о фантазировании. Что мешает придумывать? Критерии оценки творческих работ.
Развитие ассоциативности (4ч)
Сочинение загадок. Придумывание метафор. Правила запоминания.
Прием фантазирования «Морфологический анализ» (6ч)
Прием «Объединение». Морфологический анализ. Игры со словами. Конструктор игр. Придумывание сказок.
Прием фантазирования «Метод фокальных объектов»
Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов.
Приемы фантазирования Дж. Родари (5ч)
Приемы «Круги по воде», «Бином фантазии», «Произвольная приставка», «Что потом», «Творческая ошибка».
Типовые приемы фантазирования (7ч)
Приемы «Оживление», «Увеличение - уменьшение», «Ускорение - замедление», «Дробление - объединение», «Наоборот», «Бином антонимов».
Изобретательские ресурсы (2ч)
Метод Робинзона. Использование ресурсов.
Фантазирование и прогнозирование (3ч)
Сказки про животных. Сказки от слова «Почему?» Правила прогнозирования.
Учимся выделять признаки (7ч)
Знакомство с курсом «Мир логики». Признаки объекта. Различия. Сходство. Существенные признаки. Характерные признаки. Упорядочение признаков.
Учимся сравнивать (2ч)
Правила сравнения. Значение сравнения.
Учимся классифицировать (3ч)
Понятие о классах. Правила классификации. Вопросы.
Учимся находить закономерности (4ч)
Алгоритм. Закономерности в числах и фигурах. Закономерности в буквах и словах. Логические задачи.
Учимся выделять вид отношения между понятиями (6ч)
Причина и следствие. Причинно-следственные цепочки. Противоположные отношения между понятиями. Отношения «род - вид» между понятиями. Упорядочение по родовидовым отношениям. Виды отношений между понятиями.
Учимся давать определения (2ч)
Определения. Анализ ошибок в построении определений.
Учимся делать умозаключения (3ч)
Умозаключения. Анализ ошибок в построении умозаключений. Язык и логика.
Учимся использовать аналогии (3ч)
Придумывание по аналогии. Использование аналогии в обучении. Продолженная аналогия.
Учимся рассуждать (2ч)
Рассуждения. Анализ ошибок в построении рассуждений. Юмор и логика.
Подведение итогов обучения (4ч.)
Требования к материально-техническому оснащению предмета ТРИЗ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Число
Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
Учебно-методические комплекты по ТРИЗ для 2-4 классов (программы, рабочие тетради и др.)
К
Печатные пособия
2.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой (в том числе в цифровой форме).
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по ТРИЗ (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Д
Д
Д/К
Технические средства обучения
4.
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер (по возможности)
Сканер (по возможности)
Принтер лазерный (по возможности)
Фотокамера цифровая (по возможности)
Д
Д
Д
Д
Д
Экранно-звуковые пособия
5.
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
Д
Д
Д
Д
Игры и игрушки
8.
Настольные развивающие игры, викторины
Ф
Оборудование класса
9.
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Полки для Уголка книг
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Ф
Д
Д
Д
Д
Д