Механизмы реализации внеурочной деятельности в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вам своё выступление по теме «Обобщение опыта. Механизмы реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных школах». Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная деятельность - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива. Цель внеурочной деятельности в школе- развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Основные задачи организации внеурочной деятельности детей: • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; • формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности; • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов:
  • приобретение школьником социальных знаний;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Организация внеурочной деятельности строится:
  • в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
  • с опорой на традиции и ценности воспитательной системы школы;
  • учитывая личные интересы и склонности ребенка.
Внеурочная деятельность ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, носит добровольный характер, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Во внеурочную деятельность школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало - один из основных принципов внеурочной деятельности и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Внеурочная деятельность базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Социальными партнерами школы при реализации плана внеурочной деятельности являются учреждения дополнительного образования Рузаевского муниципального района «ТЯШТЕНЯ», «ЮНИТЭР», Филиал детской библиотеки, Детская музыкальная школа, ФОК посёлка «Химмаш».

Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности мы разработали план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения. В качестве приложений к плану внеурочной деятельности составили индивидуальные карты занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности и сводную таблицу занятости обучающихся. На родительских собраниях учителя начальных классов познакомили родителей с проектом раздела внеурочная деятельность учебного плана школы и предложили им подумать, какие из перечисленных курсов они хотели бы выбрать для своих детей. Кроме этого, родителям для планирования собственного времени немаловажно знать, в какое время будут заканчиваться занятия. Сориентироваться в этом помогло расписание занятости учащихся начальных классов в течение учебного дня с учетом внеурочной деятельности. Учитывая пожелания родителей, интересы детей, а также возможности образовательного учреждения, опыт и интересы педагогов в нашей школе были выбраны наиболее продуктивные виды деятельности. Направления / Классы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего Спортивно-оздоровительное направление

Здоровейка 1 1

2 Подвижные игры 1 1 1 1 2 Кружки и секции по выбору

1 1 2 Духовно-нравственное направление




Азбука добра 1 1 1 1 4 Ступени познания 1 1 1 1 4 Социальное направление

«Юный исследователь» 1 1 1 1 4 Общеинтеллектуальное направление

«Занимательная грамматика»
1
1 2 «Занимательная математика» 1
1
2 Общекультурное направление

«Декоративное творчество» 1 1 1 1 4 Танцевальный кружок Хоровой кружок 2 2 2 2 8 Кружки по выбору 1 1 1 1 4 Итого: 10 10 10 10 40 Спортивно-оздоровительное направление Один из главных запросов родителей - это укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. В течение недели каждый ребёнок посещает 2 кружка спортивно-оздоровительной направленности. Ребята с большим удовольствием посещают эти занятия, получают заряд бодрости, энергии, удовольствия. Спортивное направление позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно быть уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Быть здоровым - это значит быть счастливым и успешным во взрослой жизни. Общеинтеллектуальное направление представлено элективными курсами: «Занимательная грамматика» «Занимательная математика» Работа данных кружков направлена на развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников, в том числе интеллектуальных умений и навыков межличностного общения.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данных элективных курсов, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика помогает ученику успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету. Наши ученики достойно выступают на предметных олимпиадах, а так же принимают активное участие Во Всероссийских дистанционных олимпиадах (на образовательном портале «Продленка», Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Уникум», на сайте проекта «Инфоурок») и участвуют в различных интеллектуальных конкурсах. В рамках духовно нравственного направления предусмотрены кружки: «Азбука Добра» и «Ступени познания» Актуальность данных программ определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством. Для реализации данных программ созданы условия, которые содействуют развитию творческих способностей личностей; усвоению нравственного и духовного опыта поколений; формированию экологической грамотности и эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Программы способствуют успешному вхождению в социум, а значит, отвечают практическим интересам личности. Общекультурное направление реализуется в следующих программах: «Декоративное творчество» «Танцевальный кружок» Хоровое пение Программы направлены на развитие у детей эстетического восприятия, творческих способностей, привитие трудовых навыков, формирование духовных качеств, интереса и любви к прекрасному. Социальное направление представлено программой «Юный исследователь» Главная идея проектной деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные общеучебные навыки. Проектная деятельность обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его. Видно, что в ходе работы над проектами дети приобретают опыт самостоятельной, творческой деятельности. У каждого из учеников есть портфолио, в котором фиксируются достижения учащихся. Любая работа оценивается по результатам. А наши результаты - это ежегодное участие как в школьной научно-практической конференции «Истоки», так и выступления на муниципальных и республиканских научно-практических конференциях, на которых наши ученики занимали призовые места и были победителями. Содержание занятий кружков носит творческий характер. Основное место отводится познавательной игре, экскурсиям в природу, творческим заданиям, по итогам которых в конце учебного года учащиеся со своим педагогами представят творческие образовательные продукты: рисунки, аппликации, поделки, собственные произведения словесного творчества. Педагоги нашей школы стараются сделать пребывание детей в школе наиболее комфортным и интересным, так как только при этих условиях можно говорить об успешности внеурочной деятельности, укреплении эмоциональной сферы и всестороннего развития ребёнка, а также укреплении и приумножении здоровья детей. Помимо учебных кабинетов для ребят подготовлены и активно используются библиотека, спортивный зал. Между учебными занятиями и внеурочной деятельностью обязательно проводится динамическая пауза (1 класс). Как правило - это прогулки и игры на свежем воздухе. Во время прогулок ребята общаются с педагогами и одноклассниками, активно отдыхают, что является очень важным условием формирования здоровьесберегающей среды. После прогулки дети получают полноценное горячее питание, которое одобрено родителями. Затем ребята отправляются на занятия. Координаторами занятий являются учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
© 2010-2022