Дополнительная образовательная программа Мир в котором ты живёшь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования города лабытнанги



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ






Рассмотрена на заседании методического объединения

протокол от_________ 2014 г

№ ______

Утверждена приказом от_____________ 2014 г

№ ______

Принята на заседании НМС. протокол от___________ 2014 г

№ ______





Дополнительная образовательная программа

«Мир, в котором ты живёшь»










Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6-7 лет

Автор программы:

Фролова Наталья Яковлевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


2014 - 2015 учебный год



Пояснительная записка.


Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.). Конечно со своего родного дома, с тех близких людей, которые окружают всех в детстве, искренне сказанные «волшебные слова», желание и умение вести домашнее хозяйство на радость мамам и бабушкам, интересно проводить в семье и с друзьями свой досуг, участвовать в полезных для общества делах - есть первые проявления любви к окружающим ребят людям, а значит, и к своей Родине… Какими мы хотели бы видеть своих детей? Пожалуй, добрыми и воспитанными, культурными и знающими людьми. Чтобы умели делать все, что необходимо в жизни: говорить, шить, мастерить… А еще важно, чтобы они умели любить и понимать своих родных и близких, знали и уважали истоки своей семьи, берегли ее традиции. Жизнь в обществе не возможна без общения с разными людьми. И учить детей общаться с окружающими, находить выход из конфликтных ситуаций так же важно, как разобраться в своем здоровье и питании.

Программа « Мир, в котором я живу» написана для детей предшкольного возраста. Именно на тот период, когда учителя и ученики знакомятся и узнают друг друга ближе, где диалог с ребёнком, поиск жизненных смыслов, выстраивание системы взаимоотношений являются актуальными.

Цель программы:

  • формирование и развитие у дошкольников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

  • развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;

  • помочь детям в адекватном выражении своего «я»;

  • воспитание патриотических качеств личности.

Задачи программы:

  • формировать нравственную культуру дошкольников;

  • способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;

  • создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей;

  • воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;

  • развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.

Направления программы «Мир, в котором ты живёшь»:

1. Нравственное воспитание:

 эстетическое;

 этическое;

 экологическое.

2. Гражданское и патриотическое воспитание.

3. Оздоровительное воспитание:

 навыки здорового образа жизни;

4. Творческое воспитание.

5. Интеллектуальное воспитание.

Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Программа рассчитана на 23 часа - 1 раз в 6неделю. Продолжительность занятий 25 минут. Теплая дружеская атмосфера на занятиях помогает ребенку раскрыться творчески, привить любовь к познанию и помочь детям в адекватном выражении своего «Я» . Под воздействием творчества происходит изменение во внутреннем мире ребенка, психологических установках, проявляются и формируются социально- ценностные качества и свойства характера. Через познание идет формирование всесторонне развитой личности. Программа « Мир , в котором я живу» вызывает в душе ребёнка положительный эмоциональный отклик, вводит его в мир созидательного творчества, будит в нем фантазию и потребность творить самому. Ребенок шести- семилетнего возраста очень активен, податлив на любые новые предложения, начинания. Он очень доверчив, верит в могущество взрослых, верит в свою неповторимость, верит в красоту.

Программа состоит из пяти разделов:

  1. «Я, моя семья, мои друзья»

  2. «Я и моя Родина»

  3. «Я и моя природа»

  4. «Я и моё здоровье»

  5. «Я и мой интеллект»

Главной задачей каждой встречи с детьми является пробуждение их интереса к предложенному материалу.

Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей детей, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога. Сочетание разных методов обучения и видов учебной деятельности выводит ребенка за рамки привычного образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста и продуктивного общения с членами кружка. Игровая деятельность позволяет детям непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, самому обозначить проблему и попытаться найти решение.

В результате изучения курса дети должны знать и уметь:

  1. знать свою фамилию, имя и отчество,

  2. как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

  3. знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

  4. знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты - от ягод и овощей;

  5. ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать • дни недели;

  6. иметь представления о природных и погодных явлениях;

  7. знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

  8. знать основы здорового образа жизни;

  9. уметь рассказать сказку и составить рассказ;

  10. самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»


Механизм оценки результатов освоения программы:

  1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.

  2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы, иллюстрирование.

  3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, тесты.

  4. В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация детей, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации.





Учебно-тематический план.


тема

теория

практика

дата

Я, моя семья, мои друзья.

1.Давайте познакомимся.

1



2.Я среди людей.

1



3. Счастлив тот, кто счастлив в семье.

1



4.Рисунок «Я и моя семья»


1


Я и моя Родина.

1.Край, в котором я живу.

1



2.Заочная экскурсия по городу.


1


3.Широка страна моя родная.

1



4.Я гражданин России.

1



Я и моя природа.

1.Не ломайте веточку.

1



2.Вода-элексир жизни.

1



3.Загадки на экологическую тему.


1


4. Рисунок «Экологический знак».


1


Я и моё здоровье.

1.Телевизор и компьютер в жизни ребёнка.

1



2.Спорт - это залог здоровья.

1



3.Уроки мойдодыра, загадки от доктора Пилюлькина.

1



4.Рисунок «Мой режим дня»


1


Я и мой интеллект.

1.Почему учатся в школе?

1



2. Читаем и рассказываем сказки.


1


3.Составь рассказ.


1


4.Анализ и сравнение.


1


5.Итоговая диагностика.


1


6.Беседа (тестовая): составление или пересказ сказки, рассказа.


1


7.Подведение итогов.


1














Содержание программы.


Я, моя семья, мои друзья.


1.Давайте познакомимся.

2.Я среди людей.

3. Счастлив тот, кто счастлив в семье.

4.Рисунок «Я и моя семья»

Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.

Выработка жиз­ненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания. Уметь вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком.

Проведение теста с помощью рисунка «Моя семья».

Я и моя Родина.


1.Край, в котором я живу.

2.Заочная экскурсия по городу.

3.Широка страна моя Родная.

4.Я гражданин России.

Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаются к духовным и националь­ным традициям.

Воспитывать личности с бога­тым духовным, социально-нравственным потенциалом, достойного гражданина своей страны

Я и моя природа.


1.Не ломайте веточку.

2.Вода-элексир жизни.

3.Загадки на экологическую тему.

4. Рисунок «Экологический знак».

Формировать эстетический вкус, гуманистическое отношение к окружающему миру. Показать с помощью экологических загадок, что охрана природы - одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Нужно всегда помнить, что в природе всё теснейшим образом взаимосвязано, всё нужно, и уничтожение одного компонента природы повлечёт изменение всего природного комплекса. Стремление следовать правилам поведения на природе, рисование экологического знака для сохранения природы.

Я и моё здоровье.

1.Телевизор и компьютер в жизни ребёнка.

2.Спорт - это залог здоровья.

3.Уроки мойдодыра, загадки от доктора Пилюлькина.

4.Рисунок «Мой режим дня».

Развитие духовных и физических воз­можностей личности, проявление заботы о личной гигиене. Игры, развивающие ощущения и органы чувств.

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам. На рисунке должны изобразить последовательность режима дня.


Я и мой интеллект.


1.Почему учатся в школе?

2. Читаем и рассказываем сказки.

3.Составь рассказ.

4.Анализ и сравнение.

5.Итоговая диагностика.

6.Беседа (тестовая): составление или пересказ сказки, рассказа.

7.Подведение итогов.

Учимся устанавливать причинные связи между событиями; подбирать слова, противоположные по значению, слова-синонимы; классифицировать и соединять слова в предложения; придумывать сказки по опорам; составлять текст по картинкам. Развиваем индивиду­альные творческие задатки и способности детей.

Учимся эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, (степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложена С. А. Банковым), включающая в себя следующие задания:

1. Назови свои фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - тетей или дядей? 4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 6. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Когда ты обедаешь - утром или днем? 8. Что бывает раньше - обед или ужин? 9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 10. Кем работает твой папа, твоя мама? 11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш) 12. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 13. Когда можно кататься на санках - зимой или летом? 14. Почему снег бывает зимой, а не летом? 15. Что делает почтальон, врач, учитель? 16. Зачем в школе нужна парта, звонок? 17. Ты хочешь пойти в школу? 18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 19. Каких животных ты знаешь? 20. Каких птиц ты знаешь? 21. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки? 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? Оценка ответов за правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (кроме контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: " Папа работает инженером", "У собаки лап больше, чем у петуха"; неполные ответы: "Мама Таня", "Папа работает на работе". К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так: №5 - ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев - 3 балла. №8 - за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный - 1 балл. № 12 - за правильный ответ -2 балла № 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 - положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе. Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 - средне-зрелым, 15-20 - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Методическое обеспечение.


  1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры. М., ВЛАДОС, 2002

  2. Козлова С.А.Социально-психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М. Школьная Пресса». 2004

  3. Колесникова Е.В. Готовли ваш ребёнок к школе? Тесты. М. ЮВЕНТА. 2012.

  4. Систематизация. Серия «Умный малыш».

  5. Тарчукова М.Ю. В мире природы. Индивидуальная тетрадь на печатной основе. ЛЕГИОН. 2013

  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ», 1996


Список использованной литературы.


  1. Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры» М., ВЛАДОС, 2002

  2. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983.

  3. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.Новосибирск. 1994.

  4. k-yroky.ru›load/233-1-0-13569

  5. klub-drug.ru/doshkolniki/znat-i-umet-chto-dolzhen-rebenok-v-6-7-let.html


Дополнительная образовательная программа Мир в котором ты живёшь

© 2010-2022