- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная образовательная программа Мир в котором ты живёшь
Дополнительная образовательная программа Мир в котором ты живёшь
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фролова Н.Я. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования города лабытнанги
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена на заседании методического объединения
протокол от_________ 2014 г
№ ______
Утверждена приказом от_____________ 2014 г
№ ______
Принята на заседании НМС. протокол от___________ 2014 г
№ ______
Дополнительная образовательная программа
«Мир, в котором ты живёшь»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-7 лет
Автор программы:
Фролова Наталья Яковлевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.
Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.). Конечно со своего родного дома, с тех близких людей, которые окружают всех в детстве, искренне сказанные «волшебные слова», желание и умение вести домашнее хозяйство на радость мамам и бабушкам, интересно проводить в семье и с друзьями свой досуг, участвовать в полезных для общества делах - есть первые проявления любви к окружающим ребят людям, а значит, и к своей Родине… Какими мы хотели бы видеть своих детей? Пожалуй, добрыми и воспитанными, культурными и знающими людьми. Чтобы умели делать все, что необходимо в жизни: говорить, шить, мастерить… А еще важно, чтобы они умели любить и понимать своих родных и близких, знали и уважали истоки своей семьи, берегли ее традиции. Жизнь в обществе не возможна без общения с разными людьми. И учить детей общаться с окружающими, находить выход из конфликтных ситуаций так же важно, как разобраться в своем здоровье и питании.
Программа « Мир, в котором я живу» написана для детей предшкольного возраста. Именно на тот период, когда учителя и ученики знакомятся и узнают друг друга ближе, где диалог с ребёнком, поиск жизненных смыслов, выстраивание системы взаимоотношений являются актуальными.
Цель программы:
-
формирование и развитие у дошкольников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
-
развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
-
помочь детям в адекватном выражении своего «я»;
-
воспитание патриотических качеств личности.
Задачи программы:
-
формировать нравственную культуру дошкольников;
-
способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
-
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей;
-
воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
-
развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
Направления программы «Мир, в котором ты живёшь»:
1. Нравственное воспитание:
эстетическое;
этическое;
экологическое.
2. Гражданское и патриотическое воспитание.
3. Оздоровительное воспитание:
навыки здорового образа жизни;
4. Творческое воспитание.
5. Интеллектуальное воспитание.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Программа рассчитана на 23 часа - 1 раз в 6неделю. Продолжительность занятий 25 минут. Теплая дружеская атмосфера на занятиях помогает ребенку раскрыться творчески, привить любовь к познанию и помочь детям в адекватном выражении своего «Я» . Под воздействием творчества происходит изменение во внутреннем мире ребенка, психологических установках, проявляются и формируются социально- ценностные качества и свойства характера. Через познание идет формирование всесторонне развитой личности. Программа « Мир , в котором я живу» вызывает в душе ребёнка положительный эмоциональный отклик, вводит его в мир созидательного творчества, будит в нем фантазию и потребность творить самому. Ребенок шести- семилетнего возраста очень активен, податлив на любые новые предложения, начинания. Он очень доверчив, верит в могущество взрослых, верит в свою неповторимость, верит в красоту.
Программа состоит из пяти разделов:
-
«Я, моя семья, мои друзья»
-
«Я и моя Родина»
-
«Я и моя природа»
-
«Я и моё здоровье»
-
«Я и мой интеллект»
Главной задачей каждой встречи с детьми является пробуждение их интереса к предложенному материалу.
Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей детей, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога. Сочетание разных методов обучения и видов учебной деятельности выводит ребенка за рамки привычного образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста и продуктивного общения с членами кружка. Игровая деятельность позволяет детям непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, самому обозначить проблему и попытаться найти решение.
В результате изучения курса дети должны знать и уметь:
-
знать свою фамилию, имя и отчество,
-
как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
-
знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
-
знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты - от ягод и овощей;
-
ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать • дни недели;
-
иметь представления о природных и погодных явлениях;
-
знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
-
знать основы здорового образа жизни;
-
уметь рассказать сказку и составить рассказ;
-
самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Механизм оценки результатов освоения программы:
-
Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
-
Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы, иллюстрирование.
-
Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, тесты.
-
В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация детей, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации.
Учебно-тематический план.
тема
теория
практика
дата
Я, моя семья, мои друзья.
1.Давайте познакомимся.
1
2.Я среди людей.
1
3. Счастлив тот, кто счастлив в семье.
1
4.Рисунок «Я и моя семья»
1
Я и моя Родина.
1.Край, в котором я живу.
1
2.Заочная экскурсия по городу.
1
3.Широка страна моя родная.
1
4.Я гражданин России.
1
Я и моя природа.
1.Не ломайте веточку.
1
2.Вода-элексир жизни.
1
3.Загадки на экологическую тему.
1
4. Рисунок «Экологический знак».
1
Я и моё здоровье.
1.Телевизор и компьютер в жизни ребёнка.
1
2.Спорт - это залог здоровья.
1
3.Уроки мойдодыра, загадки от доктора Пилюлькина.
1
4.Рисунок «Мой режим дня»
1
Я и мой интеллект.
1.Почему учатся в школе?
1
2. Читаем и рассказываем сказки.
1
3.Составь рассказ.
1
4.Анализ и сравнение.
1
5.Итоговая диагностика.
1
6.Беседа (тестовая): составление или пересказ сказки, рассказа.
1
7.Подведение итогов.
1
Содержание программы.
Я, моя семья, мои друзья.
-
1.Давайте познакомимся.
2.Я среди людей.
3. Счастлив тот, кто счастлив в семье.
4.Рисунок «Я и моя семья»
Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания. Уметь вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком.
Проведение теста с помощью рисунка «Моя семья».
Я и моя Родина.
-
1.Край, в котором я живу.
2.Заочная экскурсия по городу.
3.Широка страна моя Родная.
4.Я гражданин России.
Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаются к духовным и национальным традициям.
Воспитывать личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, достойного гражданина своей страны
Я и моя природа.
-
1.Не ломайте веточку.
2.Вода-элексир жизни.
3.Загадки на экологическую тему.
4. Рисунок «Экологический знак».
Формировать эстетический вкус, гуманистическое отношение к окружающему миру. Показать с помощью экологических загадок, что охрана природы - одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Нужно всегда помнить, что в природе всё теснейшим образом взаимосвязано, всё нужно, и уничтожение одного компонента природы повлечёт изменение всего природного комплекса. Стремление следовать правилам поведения на природе, рисование экологического знака для сохранения природы.
Я и моё здоровье.
-
1.Телевизор и компьютер в жизни ребёнка.
2.Спорт - это залог здоровья.
3.Уроки мойдодыра, загадки от доктора Пилюлькина.
4.Рисунок «Мой режим дня».
Развитие духовных и физических возможностей личности, проявление заботы о личной гигиене. Игры, развивающие ощущения и органы чувств.
Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам. На рисунке должны изобразить последовательность режима дня.
Я и мой интеллект.
-
1.Почему учатся в школе?
2. Читаем и рассказываем сказки.
3.Составь рассказ.
4.Анализ и сравнение.
5.Итоговая диагностика.
6.Беседа (тестовая): составление или пересказ сказки, рассказа.
7.Подведение итогов.
Учимся устанавливать причинные связи между событиями; подбирать слова, противоположные по значению, слова-синонимы; классифицировать и соединять слова в предложения; придумывать сказки по опорам; составлять текст по картинкам. Развиваем индивидуальные творческие задатки и способности детей.
Учимся эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, (степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложена С. А. Банковым), включающая в себя следующие задания:
1. Назови свои фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - тетей или дядей? 4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 6. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Когда ты обедаешь - утром или днем? 8. Что бывает раньше - обед или ужин? 9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 10. Кем работает твой папа, твоя мама? 11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш) 12. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 13. Когда можно кататься на санках - зимой или летом? 14. Почему снег бывает зимой, а не летом? 15. Что делает почтальон, врач, учитель? 16. Зачем в школе нужна парта, звонок? 17. Ты хочешь пойти в школу? 18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 19. Каких животных ты знаешь? 20. Каких птиц ты знаешь? 21. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки? 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? Оценка ответов за правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (кроме контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: " Папа работает инженером", "У собаки лап больше, чем у петуха"; неполные ответы: "Мама Таня", "Папа работает на работе". К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так: №5 - ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев - 3 балла. №8 - за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный - 1 балл. № 12 - за правильный ответ -2 балла № 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 - положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе. Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 - средне-зрелым, 15-20 - низкий уровень психосоциальной зрелости.
Методическое обеспечение.
-
Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры. М., ВЛАДОС, 2002
-
Козлова С.А.Социально-психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М. Школьная Пресса». 2004
-
Колесникова Е.В. Готовли ваш ребёнок к школе? Тесты. М. ЮВЕНТА. 2012.
-
Систематизация. Серия «Умный малыш».
-
Тарчукова М.Ю. В мире природы. Индивидуальная тетрадь на печатной основе. ЛЕГИОН. 2013
-
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ», 1996
Список использованной литературы.
-
Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры» М., ВЛАДОС, 2002
-
Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983.
-
Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.Новосибирск. 1994.
-
k-yroky.ru›load/233-1-0-13569
-
klub-drug.ru/doshkolniki/znat-i-umet-chto-dolzhen-rebenok-v-6-7-let.html