Урок окружающего мира «Постройки Древней Руси»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа

С. Смородинка Перелюбского

муниципального района Саратовской области»



Конспект урока

по окружающему миру 2 класс

Постройки Древней Руси

Урок окружающего мира «Постройки Древней Руси»

Подготовила: Несудимова О. В.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МОУ ООШ с.Смородинка







2011 г.

Тема урока: Постройки Древней Руси.

Цель урока: Исследование построек Древней Руси.

Задачи: 1. Познакомить с историей мастерства Древней Руси на примере

древнего зодчества, профессиями; показать связь времён в ос -

новных строительных технологиях.

2. Развивать мышление, воображение, пространственные пред -

ставления, эстетический вкус, потребность в практической

творческой деятельности.

3. Воспитывать любовь к Родине, прививать интерес к прошлому.

Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Материально-техническое оснащение:

компьютер;

демонстрационный экран;

мультимедийный проектор;

программное обеспечение:

- операционная система Microsoft Windows;

- текстовый процессор Microsoft Word;

- программа разработки презентаций Microsoft Power Point; мультимедийная презентация «Постройки Древней Руси»;

учебники: Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир. 2 класс. - М.: «Вента-Граф», 2008;

раздаточный материал (рисунки)

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационная часть.

  2. Введение в проблему.

- Ребята, что вы знаете об истории нашего края? (город Саратов располагался не только на правом берегу Волги, но и на левом; город Пугачёв назван в честь атамана Емельяна Пугачёва.)

- Какие достопримечательности есть в нашем районе, селе? (памятник герою Перетрухину, церковь, памятник воину - освободителю, железнодорожный мост.)

- А знаете ли вы как называлось наше государство в далёкие времена?(Русь)

- Какие древние города вы знаете? (Москва, Новгород, Киев и мн. др.)

Какие древние постройки сохранились до наших времён? (церкви, соборы, кремль, здания).

- Ребята, как вы думаете как будет называться тема нашего урока? (Постройки Древней Руси) Слайд №1.

- А кто создавал древние постройки? (мастера)

- Как работали мастера Древней Руси? (В ручную, было очень тяжело, т. к. не было техники)

III. Формулирование выявленной проблемы.

-Ребята, как вы думаете, над какой проблемой мы будем работать на уроке?

Проблема: Как работали и что создавали мастера Древней Руси? Слайд №2

IV. Открытие нового знания.

  1. Поиск путей решения проблемы.

- А, как мы сможем решить эту проблему?

- Где нам брать информацию? ( из учебника, спросим у взрослых, из телепередач, из интернета). Используя все названные вами источники мы решим эту проблему.

V.Познавательно - информационная беседа: Старинные постройки называют памятниками архитектуры (зодчества). Большинство построек в Древней Руси были деревянными, но их осталось мало - дерево недолговечный материал. Как вы думаете почему? (Они горели). А создавали эти постройки мастера - зодчие, поэтому древние постройки мы называем зодчества (Слайд №3). Издавна на Руси было развито деревянное зодчество - искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости.) Изучая эти памятники, можно увидеть прошлое они «рассказывают» не только о том, что знали и умели создавшие их мастера, но и о том, как жили люди, чем занимались.

- Как вы думаете, для чего были построены эти здания? (Слайд № 4,5,6)

(Дом К. М. Попова, дом Э. Ф. Филитца /г. Екатеринбург - для жизни);

(Деревянный храм/г. Кижи, собор Св. Софии/ г. Новгород - для религиозных целей); (Крепость Новгородского кремля, Кирилло-Беллозерский монастырь, крепость Каменца - для обороны) - Для чего же строили оборонительные сооружения? (для защиты своего города от внешних врагов)

2. Работа по учебнику с. 129

- Так, как вы сказали мы можем добыть информацию из учебника, откроем учебник на с.129, рубрику «Картинная галерея», где мы знакомимся с произведениями известных художников. Перед вами картина А. М. Васнецова, который изобразил, как строилась Древняя Москва. Пожалуйста, прочитайте текст и скажите, как называется эта картина. «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля. XII век».

- Что изображено на картине? (крепость, церковь, дома, мосты, стены).

- Из чего созданы эти постройки?

- Для чего они созданы? (для обороны, для религиозных целей, для жизни). Да, защита своей земли, своей семьи была для мужчин, для богатырей на первом месте. И не случайно в народе сложено множество пословиц на эту тему. Давайте вспомним некоторые из них и соединим части рассыпавшихся пословиц. (Слайд № 7) С родной земли - умри, не сходи! Родина - мать, умей за неё постоять. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим. Первое дело в жизни - служить Отчизне. Боевые рубежи крепко держи. Первые города были не большими, и для защиты от внешних врагов окружались крепостями. Первые крепости строились из брёвен, но были не надёжными, так как горели. Поэтому до наших дней деревянные крепости не сохранились. Но мы можем видеть их на картинах художников. Этот Московский кремль изобразил А. М. Васнецов. (Слайд № 8) VI. Физминутка.

Дружно встали - раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

Буквой «Л» расставим ноги,

Будто в танце - руки в боки,

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!



Все основные постройки Древней Руси ставились плотниками, т. к. они были деревянными. Постепенно деревянные крепости стали заменять на каменные. Васнецов изобразил и Москву белокаменную. (Слайд № 9) Почему её называют «белокаменной»? (Для строительства использовался белый камень - известняк. Он легко поддаётся обработке) - Ребята, а как вы думаете, как называлась профессия того, кто строил сооружения из камня? (каменщик). Позже - на кирпичные. (Слайд № 10) Многие каменные крепости сохранились до наших дней в старых городах, например в Новгороде, в Туле, в Москве. (Слайд №11) - Ребята, а из каких частей состоит крепость? VI. Закрепление.

  1. Практическая работа.

- Ребята, я вам предлагаю дорисовать элементы древних строений, будьте внимательны.

- А теперь проверьте пожалуйста работу своего соседа по парте.

VII. Физкультминутка для глаз.

2. Викторина.

- Назовите первых князей Руси?

- Как называются постройки Древней Руси?

- Почему они так называются?

- Кто строил эти постройки?

- Сохранились ли эти профессии до наших времён?

- Ребята, посмотрите какой макет крепости сделали ребята 4 класса на уроках технологии. Я думаю, что вы тоже на последующих уроках будете продолжать знакомиться с историей Древней Руси и узнаете много интересного.

VIII. Рефлексия.

- Какие задания на уроке у вас вызвали трудности?

- Что больше всего понравилось на уроке?

Информационные ресурсы:

  • Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М: «Вента-Граф», 2008.

  • Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 2 класс. Методика для учителя.


© 2010-2022