Поделитесь с коллегами:
Отчёт
учителя 1 класса по прохождению учащимися
добукварного и пропедевтического периодов. Учитывая, что в первый класс коррекционной школы VIII вида попадают дети с разными психофизическими данными программа предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический и добукварный) период. В зависимости от подготовленности учащихся он может длиться от 1 до 2 месяцев, то есть всю первую четверть. Задачи пропедевтического периода:
- Выявление, уточнение и развитие понятий о размерах, форме предметов, пространственных представлениях учащихся.
- Подготовка учащихся к усвоению систематического курса математики и элементов наглядной геометрии: обогащение словаря учащихся новой терминологией, активизация пассивного словаря.
- Развитие речи.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
Иными словами, к концу пропедевтического периода необходимо: - Научить детей
- вслушиваться в слова учителя и других детей
- готовиться к ответу (припоминать ранее услышанное), тормозить желание без разрешения учителя высказывать ответ;
- выполнять правила поведения на уроке, общения на уроке и вне него.
- Прививать детям чувство долга, ответственности, воспитывать желание выполнять порученное дело хорошо, с тем, чтобы получить похвалу, одобрение.
- Формировать добрые отношения между учителем и каждым учеником, возбуждать у ребенка интерес к занятиям в школе, к работе, которая проводится на уроке, прививать желание быть на уроке, выполнять задания учителя.
- Учить школьников:
- повторять слова, действия учителя, других детей;
- называть предстоящие действия с предметами, оценивать результаты своих действий;
- пользоваться определенной группой терминов;
- работать в тетради ручкой, карандашом, в том числе обводить линии по шаблонам, трафаретам, выполнять контурные рисунки, проводить линии, закрашивать, штриховать, изготовлять контурные узоры, рисунки, их отдельные элементы по клеткам.
- Научить приемам предметно-математической деятельности (наложить, приложить и т.д.)
- Выявить особенности учащихся, их возможности к обучению, результаты обучения, с тем, чтобы оказывать необходимую помощь.
В программе для коррекционных школ VIII вида под редакцией В.В.Воронковой дается ссылка на то, что учащиеся 1 класса в пропедевтический период должны получить (или обобщить) элементарные математические представления, перечисленные в программе подготовительного класса до раздела «Числа 1-5», а именно: - Свойство предметов:
- цвет
- форма
- величина (размер)
- назначение
Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие. - Сравнение предметов (двух или серии):
- по объему, площади, величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины
- по размеру:
- длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); - длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); - равные, одинаковые по длине, ширине, глубине, высоте, толщине; - равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины); - самый длинный, самый короткий (самый толстый…) - по массе (весу), тяжести:
тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. - Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих:
- Сравнение 2-3 предметных совокупностей: много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного;
- Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих;
- Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
- Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ:
- в одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково, равно, столько же;
- сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
- Положение предметов в пространстве, на плоскости:
- относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре;
- ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (в центре); верхний, нижний, левый, правый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
- отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
- Временные представления:
- сутки: утро, день, вечер, ночь; завтра, сегодня, вчера, на следующий день; рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро;
- сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
- Геометрические формы:
- круг, квадрат, прямоугольник.
В результате прохождения пропедевтического периода 3 ученика: Вирясов Н., Кудряшова В., Воронов А. научились различать предметы по свойствам (цвет, форма, размер); сравнивать предметы по величине, размеру, массе; сравнивать объёмы жидкостей и сыпучих веществ. Романов Д. и Голубева Д. с трудом различают предметы по свойствам - не различают цвета, не определяют форму, путают геометрические фигуры. Временные и пространственные представления сформированы недостаточно у всех учащихся класса: путают названия времён года, месяцев, дней недели, частей суток; отношения порядка следования; положение предметов в пространстве, на плоскости. В период добукварных занятий решаются следующие задачи: 1. Развитие интереса детей к учению. 2.Уточнение, расширение их представлений и речи. 3.Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа. В период добукварных занятий большое внимание уделяется развитию зрительного, слухового и речедвигательного анализа и синтеза. Формирование слухового восприятия начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать неречевые звуки окружающего мира, сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи, узнавать людей по тембру их голоса, определять направление звука. Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха. Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов. Параллельно идёт работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу. Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи. Далее вводится термин «предложение». Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги. Заключительной работой по анализу речи является выделение звука. Сначала первоклассники воспроизводят звук вслед за учителем. Затем дети учатся слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их. Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр. Также используются такие приёмы, как демонстрация предмета и его действия, отбивание такта рукой и т.д. Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование у детей точности, объёма, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно проводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении. Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. Далее они дифференцируют предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учатся составлять из них различные предметы сначала сами, а потом по памяти, словесной конструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объёма зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения. В период добукварных занятий ведётся работа по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения для развития мелких мышц кисти рук проводятся на уроках ручного труда, рисования. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках письма. Упражнения выстраивают в таком порядке: 1. специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев). 2. обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм. 3. рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. 4. рисование предметов, по форме напоминающих буквы. 5. письмо элементов букв. За период добукварных занятий все учащиеся 1 класса научились различать понятия «слово», «предложение», «слог»; научились делить слова на слоги; составлять предложение с заданным словом; строить схемы предложения; выделять первый звук в слове. Вирясов Н., Кудряшова В., Воронов А. научились различать цвет, величину и форму предметов; дифференцировать предметы по этим признакам. Голубева Д. и Романов Д. не умеют дифференцировать предметы по цвету и форме. При выполнении заданий, направленных на координацию движений мелких мышц кисти рук, все учащиеся, кроме Кудряшовой В., допускают ошибки: выходят за пределы строки, неправильно соединяют по точкам геометрические фигуры, не могут продолжить ломаные линии. Вирясов Н. и Кудряшова В. научились писать элементы букв, выполняют задания аккуратно, соблюдают расстояние между элементами, не выходят за пределы строки. Воронов А. и Голубева Д. пишут элементы букв с помощью учителя. Романов Д. пишет по карандашу. Учитель: Мартышова Е.А.