Формирование информационно-коммуникативной компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6.1 Описание опыта работы в качестве учителя

Формирование информационно-коммуникативной компетентности

младшего школьника на уроках литературного чтения

Аналитическое обоснование XXI век - век высоких компьютерных технологий. Поток информации с небывалой силой обрушился на ребенка и теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних событий и достижений, совсем необязательно владеть осознанным чтением. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги, но чаще всего они не имеют навыка избирательного пользования полученной информацией, а их опыт работы на компьютере ограничивается игровыми предпочтениями. В итоге литературный опыт ребенка определяется произведениями из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Как объединить в одно целое литературное чтение и, так востребованные сейчас, компьютерные технологии? Как научить ребенка самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и отбирать необходимый материал из объемного потока информации? Для этого учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Именно формирование информационно-коммуникативной компетентности младшего школьника в учебном процессе поможет решить эту проблему. В работе над этой проблемой необходимо использовать принципиальный подход к решению задачи развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности, представленный в трудах Л. С. Выготского. Он рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, утверждал, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения. Важно учитывать, что проблема организации учебного процесса с использованием педагогических и информационных технологий является одной из самых острых в системе образования, и «современные средства обучения в своей основе так или иначе связаны с информационными технологиями, в первую очередь с компьютерными, коммуникационными», как считают Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина в своих работах.

Цель работы: формирование информационно-коммуникативной компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения. Рассмотрим ключевые понятия: Информация (от латинского) - разъяснение, представление, сообщение. Информационная компетентность - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Умение работать со всеми видами источниками информации. Коммуникативная компетентность - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения. Получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей

Следовательно, перед педагогом ставятся следующие задачи:

- Изучить формы и методы внедрения ИКТ в учебно-образовательный процесс.

- Выявить возможности использования ИКТ на уроках литературного чтения.

- Экспериментально проверить эффективность методики использования ИКТ в процессе обучения.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня мотивации обучения, активизация познавательной деятельности обучающихся, качества знаний;

  • развитие способности при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

  • сформированность умения ученика работать со всеми видами источников информации;

  • овладение опытом составления электронных презентаций, использование ЭОР;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов.

Содержание опыта

Перечень мероприятий по этапам № Мероприятия Сроки

Диагностический этап

1 Изучение литературы по проблеме и ознакомление с опытом работы по применению ИКТ

январь 2013г

Прогностический этап

2 Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач, гипотез

январь 2013г

Организационно-подготовительный этап 3 Подготовка методических материалов

февраль 2013г

Практический этап 5 Мероприятия констатирующего эксперимента март 2013г 6 Содержание и сроки формирующего эксперимента

март 2013г-апрель 2014г 7 Мероприятия контролирующего эксперимента май 2014г

Обобщающий этап

8 Обработка и анализ полученных данных май 2014г 9 Выводы о результатах эксперимента май 2014г



Технологии, формы, методы и средства внедрения ИКТ

в образовательный процесс В процессе изучения литературы по проблеме и ознакомлением передового опыта работы по применению ИКТ сделан вывод, что важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состояла в том, чтобы использование информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности учителя, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока литературного чтения. Эффективность любого урока определялась не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ наряду с традиционными средствами обучения позволяло создавать ту палитру красок, с помощью которой и создается современный урок. Например, презентации делают урок ярким, красочным и запоминающимся, повышают значимость наглядного материала, но кроме того, они могут активно использоваться и для представления ученических проектов. Защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументированно отстаивать собственную позицию. Подготовка детьми презентации расширяет их литературный кругозор, требует глубины работы с художественным произведением, увеличивает возможности знакомства с литературным материалом. Такая работа преимущественно осуществлялась в группе и поэтому требовала овладением особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Использование Интернет-ресурсов также позволяло представить вниманию учащихся ряд в крупном формате, который не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Такая работа развивала у детей умение пользоваться материалами электронной библиотеки. На уроках литературного чтения при изучении произведений С.Михалкова, С.Маршака, К.Чуковского, Н.Носова, В.Драгунского и т.д., дети не только могли прочитать отрывки из произведений, поработать над правильностью и выразительностью, но и посмотреть экранизацию прочитанного произведения, провести сравнительный анализ, предложить свои идеи экранизации. В процессе работы определено, что управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из методов: - общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование педагогического процесса. Учитель подбирает и выстраивает свою работу и работу детей с учетом методических, логических, психологических и других соображений; - тактического тематического планирования; - планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.) - управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств; - личностного взаимодействия с учащимися (обобщение, консультации, воспитательные воздействия). Все это позволяет: - сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств); - приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств; - установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; - в возможности эмоционально и образно подать материал. Самые распространенные средства реализации информационных технологий на уроках литературного чтения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран. Компьютер - это основа для реализации современных информационно-коммуникативных технологий, а интерактивная доска - это удобный современный инструмент для эффективного проведения уроков, презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества обычной маркерной доски и большого экрана для проектора, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения, и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления. Чаще всего для выступления используется Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создаются мультимедийные презентации. Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, формировались собственные средства обучения, составлялись свои презентации и осуществлялись образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогали разнообразить уроки литературного чтения. Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству того или иного писателя или поэта, тесты - опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Презентации использовались и при объяснении нового материала, и при повторении пройденного материала, и при организации текущего контроля знаний (презентации-тесты), а также на любом отдельном этапе урока.

осуществление полисенсорного восприятия материала

активизацию зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка

возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе

демонстрация различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде



Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей показало, что их применение имеет следующие возможности:





На уроках литературного чтения активно использовались и электронные образовательные ресурсы. Преимущества этих технологий, по сравнению с традиционными, очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений иллюстраций, текстов произведений и сопровождение их звуковой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области литературной культуры. На этапе подготовки к уроку важно заранее проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях, либо использовать их непосредственно через сеть Интернет прямо в процессе урока. Также, при объяснении нового материала на уроке использовались предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. В кабинете есть подключение к сети Интернет, поэтому уроки проводились и в форме виртуальной экскурсии, просмотров видеоматериалов, экранизаций литературных произведений в режиме онлайн. В процессе эксперимента ученики были заняты активной поисковой работой, целью было формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. И достигалось это умение через использование проектной технологии. Темы творческих мультимедийных проектов были подобраны так, что вызывали живой интерес участников проекта. При их выполнении учащиеся показывали самый высокий уровень самостоятельности - творческий. А он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Для реализации некоторых проектов класс разбивался на несколько групп, и каждая из групп готовила проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходила защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. Показателем высокого результата освоения компьютерных технологий учащимися младших классов служила самостоятельно составленная для защиты проекта презентация.

Сохранение здоровья обучающихся В процессе внедрения ИКТ на уроках литературного чтения применялись здоровье-сберегающие технологии. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности учитывались при посадке ученика за компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием интерактивной доски. Опыт практической педагогической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
  2. Рациональная организация труда учителя и учеников.
  3. Создание комфортного психологического климата.
  4. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  5. Чередование различных видов деятельности на уроке.
  6. Использование аудиовизуальных средств обучения.
Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером соблюдался температурный режим, подобрана удобная мебель. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Количество времени работы за компьютером не превышало норм, установленных СанПиНом. В кабинете всегда светло и свежо. Стены светлых тонов. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивался на творческую и плодотворную работу. А поэтапная смена деятельности на уроке не давала ребенку утомить свой организм. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке, обязательно проводились динамические паузы, физминутки, минутки релаксации. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером на уроках выполнялись простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятно действуют при профилактики неврозов, гипертонии, повышенного внутричерепного давления. Также использовались всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал. Немаловажную роль играли для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получал учащийся на уроке. Один из приемов создания положительных эмоций на уроке - юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения. Таким образом, здоровьесберегающие технологии, активно используемые на уроках, способствовали укреплению и сохранению здоровья детей. Развивали творческий потенциал детей, снимали стресс и повышали интерес к урокам. На уроке сохранялась спокойная обстановка. Презентации не перегружались излишним видео и аудио образами для профилактики эмоциональной перегрузки обучающихся.

Результативность опыта работы:

  1. Благодаря использованию ИКТ на уроках литературного чтения уровень мотивации обучения учащихся повысился. Для изучения общей школьной мотивации была применена анкета Н. Г. Лускановой.
Вывод: уровень мотивации обучения учащихся достаточно изменился. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. (Приложение 1)

2. Применение ИКТ на уроках позволило повысить качество знаний, уровень обученности и интерес к предмету:

Дата

диагностики

Уровень обученности

литературному чтению

Качество обученности литературному чтению

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Март 2013г

8

10

4

-

4,2

82%

Май 2014г

13

9

-

-

4,6

100%

Динамика





>0,4

> 18%

Наблюдается значительное увеличение среднего балла на 0, 4 и повышение качества обученности на 18%, что, в общем, составляет 100% уровень качества обученности. Проверка навыков чтения и понимания прочитанного по итогам административного мониторинга на конец эксперимента показала положительную динамику. Приложение 2: Справка по итогам мониторинга уровня и качества обученности)

  1. Диагностика уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности разрабатывалась на основе работы «Диагностика уровня сформированности навыков исследовательской работы у учащихся начальной школы» Т.А.Сидорчук, Н.И.Королевой. В основе работы лежит методика А.И.Савенкова.

Вывод:

Результаты итоговой диагностики показывают положительный результат применения в учебно-образовательном процессе ИКТ. Применение способствует развитию способности обучающегося самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, способствует формированию умения работать со всеми видами источников информации, помогает овладению опытом составления электронных презентаций, использования ЭОР. (Приложение 3) Использование ИКТ на уроках литературного чтения показало, что сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение ИКТ на уроках литературного чтения способствует развитию коммуникативной и информационной компетентности ученика.



Приложение 6.1























































Приложение 6.1





























Приложение 1

Методы исследования

Анкета определения школьной мотивации учащихся начальных классов

Н. Г. Лускановой Цель: получить информацию о школьной мотивации учащихся. Ход проведения. Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1. Тебе нравиться в школе? (3 - да, 1 - трудно сказать, 0 - нет) 2. Утром ты всегда идешь с радостью в школу или тебе хочется остаться дома? (3 - иду с радостью, 1 - бывает по-разному, 0 - чаще хочется остаться дома) 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома? (3 - пошёл бы в школу, 1 - не знаю, 0 - остался бы дома) 4. Тебе нравится, когда отменяют уроки? (3 - нет, 1 - трудно сказать, 0 - да) 5. Ты бы хотел, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? (3 - нет, 1 - трудно сказать, 0 - да) 6. Ты бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены? (3 - нет, 1 - трудно сказать, 0 - да) 7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям или друзьям? (3 - нет, 1 - трудно сказать, 0 - да) 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был другой менее строгий учитель? (3 - нет, 1 - трудно сказать, 0 - да) 9. У тебя в классе много друзей? (3 - да, 1 - трудно сказать, 0 - нет) 10. Тебе нравятся твои одноклассники? (3 - да, 1 - трудно сказать, 0 - нет) Уровни школьной мотивации: 25-30 баллов - высокая школьная мотивация, учебная активность; 20-24 балла - хорошая школьная мотивация 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной 10-14 баллов - низкая школьная мотивация 0-9 - негативное отношение к школе, дезадаптация

Вывод: уровень мотивации обучения учащихся достаточно изменился. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

Показатели динамики развития учебной мотивации Показателями положительной динамики развития учебной мотивации к урокам литературного чтения и к чтению литературы могут служить следующие результаты анкетирования детей на начальном и заключительном этапах внедрения опыта. Для анкетирования детей предлагался следующий тест:

  1. Ты читаешь по своему желанию?
А) да Б) нет В) иногда 2. Чем ты с удовольствием займешься в свободное время? А) читать интересную книгу Б) буду смотреть телевизор или играть в компьютер В) погуляю на улице 3. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал(а)? А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить 4. Нравится ли тебе получать книгу в подарок? А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить 5. Где ты берешь книги для чтения? А) дома Б) в библиотеке В) нигде 6. Нравятся ли тебе уроки литературного чтения? А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить 7. Ты читаешь только то, что задали? А) да Б) иногда читаю больше В) у меня большой круг интересов В анкетировании участвовал 21 обучающийся. По итогам анкетирования составлена следующая таблица:

№ вопроса

Ответы

Количество

ответов начального этапа

Количество

ответов заключительного

этапа

1

А

4

15

Б

7

-

В

10

6

2

А

2

8

Б

13

6

В

6

7

3

А

8

21

Б

4

-

В

19

-

4

А

5

19

Б

10

1

В

6

1

5

А

7

3

Б

10

18

В

4

-

6

А

8

21

Б

5

-

В

8

-

7

А

18

2

Б

3

11

В

1

9

Сравнительные результаты анкетирования показали, что у детей значительно возрос интерес не только к урокам литературного чтения, но и к самому процессу чтения художественной литературы. Учащиеся стали чаще посещать библиотеку, у многих появилось желание принять в подарок книгу, изменились приоритеты в вариантах проведения свободного времени, расширился круг интересов.

Вывод: динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

Приложение 3

Диагностика информационно-коммуникативной компетентности

младшего школьника


Диагностика уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности разрабатывалась на основе работы «Диагностика уровня сформированности навыков исследовательской работы у учащихся начальной школы» Т.А.Сидорчук, Н.И.Королевой. В основе работы лежит методика А.И.Савенкова.

Уровень сформированности умения планировать информационный поиск

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Определение недостающей информации

Указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет

Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников

Определение источника недостающей информации

Указывает, в каком типе источников следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска

Планирует наблюдение, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

Планирует эксперимент, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

Определяет способы сбора информации

( анкетирование, опрос)


Уровень сформированности умения извлекать информацию

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет Нахождение нужной информации в источниках различного типа Пользуется справочниками, энциклопедиями

Пользуется библиографическими изданиями

Пользуется списками публикаций в периодических изданиях, карточным каталогом

Ориентируется на сайте по ссылкам

Пользуется электронным каталогом, поисковыми системами Интернет

В диалоге задает вопросы на понимание, уточнение

Извлечение информации через эксперимент Формулирует проблему

Определяет цель эксперимента

Выдвигает гипотезу, используя логические выражения «если, то», «не только, но и»

Проводит опыт согласно составленному плану

Фиксирует результат опыта


Извлечение информации через наблюдение Определяет цель наблюдения

Составляет план наблюдения

Фиксирует результат наблюдения





Уровень сформированности умения обрабатывать информацию

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет Оценка и анализ полученной информации Сравнивает полученные результаты в ходе эксперимента с информацией, найденной в справочной литературе



Сравнивает полученные результаты в ходе наблюдения с информацией, найденной в справочной литературе



Систематизация полученной информации Анализирует полученную информацию, сравнивая различные источники нахождения информации, указывает обнаруженные противоречия

Выделяет главное и второстепенное

Отбрасывает избыточную информацию

Устанавливает причинно- следственные связи

Структурирование информации, представление ее в различных формах
Переводит информацию из текста в таблицу

Переводит информацию из таблицы в текстовую форму

Представляет информацию в виде диаграммы

Представляет информацию в виде шкалы

Создает электронную презентацию

Делает доклад

Выводы на основе аргументации Находит вывод и аргументы на основе проведенного опыта

Находит вывод и аргументы на основе проведенного наблюдения

Делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения. Рефлексирует



Сформированность умения обобщения информации в виде электронных презентаций. Умение использования ЭОР.



























Результаты исследования:

март 2013 год Данные начального этапа внедрения опыта показывают примерно одинаковый уровень сформированных информационно-коммуникативных компетенций обучающихся параллельных классов.

май 2014 год

На протяжении года в классе 3б использовались ИКТ в учебно-образовательном процессе с применением учебно-лабораторного оборудования, полученного в рамках реализации ФГОС. Результаты исследования показывают насколько вырос уровень информационно-коммуникативной компетентности обучающихся в данном классе и по отношению к параллельному 3а классу, где данная технология широко не использовалась, и в сравнении с результатами 2 класса:

Уровни ИКТ компетентности

2б класс

3б класс

Положительная

динамика

4а класс

Уровень сформированности в сравнении с параллельным классом

Уровень сформированности умения планировать информационный поиск

12%

74%

62%

55%

Выше на 19% Уровень сформированности умения извлекать информацию

20%

95%

75%

80%

Выше на 15%

Уровень сформированности умения обрабатывать информацию

22%

77%

55%

67%

Выше на 10% Сформированность умения обобщения информации в виде электронных презентаций

0%

59%

59%

13%

Выше на 46%

Умение использования ЭОР

0%

33%

33%

0%

Выше на 33%

Вывод:

Результаты итоговой диагностики показывают положительный результат применения в учебно-образовательном процессе ИКТ. Применение способствует развитию способности обучающегося самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, способствует формированию умения работать со всеми видами источников информации, помогает овладению опытом составления электронных презентаций, использования ЭОР.



© 2010-2022