Урок математики 1 класс «Свойства вычитания»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Новоисетская средняя общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов: Килунова Наталья Николаевна

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ

УМК: «Начальная школа XXI»

Тема урока: «Свойства вычитания.»

Цель: формировать умение использовать свойства вычитания при вычислении. Планируемые результаты: Личностные УУД - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Предметные -знать свойства вычитания - уметь применять свойства вычитания при вычислении Метапредметные РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - формулировать цель на уроке в сотрудничестве с учителем, проговаривать последовательность действий на уроке, преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя, строить логические рассуждения, включающие причинно-следственных связей, добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Этапы урока.

Поставленная цель каждого этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Вызывание исходной мотивации

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить детей на совместную работу.

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Молодцы!

- Ребята помогите мне расшифровать слово.

6+0=


Р

5-5=


У

4+4=


Д

10-0=


Ж

9-5=


А

3+6=


Б

8

6

0

10

9

4



- Правильно. Это слово дружба.

- Как вы понимаете слово дружба?

-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете с чего начинается дружба?

- Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте её, а кто знает слова может подпевать.

(звучит песня «Улыбка»)

Девиз урока

Дружба в делах помощница

- Пусть эти слова будут нам напутствием на уроке.

Учащиеся внимательно слушают, проверяют готовность к уроку.



Учащиеся разгадывают зашифрованное слово, решая примеры.



Учащиеся высказывают свои мнения.

- Наверное с симпатии друг к другу, с улыбки.

Учащиеся слушают песню.

Внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к урокам математики.





Формирование умение строить речевое высказывание.

  1. Постановка учебной задачи.

Формирование положительной мотивации учения познавательной активности.

Цель: обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

- Сегодня ребята у нас необычный урок математики. Я предлагаю вам стать юными учёными- исследователями, а наш класс будет научно- исследовательским институтом.

- Для этого нам нужно разделиться на 3 исследовательские группы.

- Чтобы приступить к дальнейшей работе, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по-очереди.

Не согласен-предлагай.

Дружба в делах помощница.

-Молодцы!

- Сейчас вам предстоит выполнить интересную исследовательскую работу.

(Учитель раздаёт каждой группе задание.)

Задание 1-ой исследовательской группе.

Найдите значение выражений.

3-2

2-3

3+2

2+3

Задание 2-ой исследовательской группе.

Найдите значение выражений.

4+1

1+4

4-1

1-4

Задание 3-ей исследовательской группе.

Найдите значение выражений.

6-1=

1-6=

1+6=

6+1=

Итог исследования.

- Вы смогли выполнить задание полностью? - Значит, чему будет посвящён наш урок? - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

- Какую цель ставим?

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, можно ли из меньшего числа вычесть большее число.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание. - Что нам поможет?



Дети рассаживаются по группам.



Дети хором проговаривают правила работы в группе.

Учащиеся работают в группе.





-Нет не смогли, посчитать:

2-3; 1-4; 1-6 -Открытию нового знания

- «Что я не знаю?», «Сам найду способ»

-Узнать, можно ли из меньшего числа вычесть большее число.









-Свой опыт, учебник, учитель

Уметь согласованно работать в группе и коллективе. Проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.

Принимать активное участие в работе группами.





Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя







Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке



  1. Открытие нового знания

Формирование мотивации учения и обучения.

Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

- Какие у вас есть предположения (гипотезы)?

- Как нам проверить ваши предположения (гипотезы)?

-Какой можно сделать вывод?

- Давайте проверим наш вывод.

-Откройте учебники на странице 17 и прочитайте правило.

- Какое новое свойство вычитания вы узнали?

-Какая тема урока сегодня?

- Найти значение этих выражений нельзя.

- С помощью линейки, счётных палочек и т.д.

(Каждая группа наглядно доказывает своё предположение.)

- Из меньшего числа нельзя вычесть большее число.

-Из меньшего числа нельзя вычесть большее число.

Числа при вычитании нельзя переставлять.

- Свойства вычитания.

Уметь формулировать выводы на основе сравнения и обобщения. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других .

  1. Физминутка

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три.

Ножками потопали,

Раз, два, три

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

Хлопки в ладоши под счёт учителя

Шаги на месте

Приседания

Повороты туловища, ходьба на месте.



  1. Первичное закрепление.

Цели: Проговаривание нового знания, создание алгоритма.

- Как вы думаете, ребята, поможет ли вам в дальнейшей работе опорный сигнал.

- Какие опорные сигналы вы уже знаете?

- Подойдёт ли вам какой -нибудь из перечисленных вами алгоритмов по нашей теме?

- Попробуйте составить опорный сигнал, используя уже вам знакомые математические символы.

- Молодцы!

- Давайте попробуем применить наш опорный сигнал на практике.

Учебник стр.18 №7

Задание: В каких примерах вычитание выполнить нельзя? Поясни свой ответ.

1-2 11-5 7-7 5-6

9-7 8-10 6-6 6-5

Ответы учащихся.

А+В=В+А, А+0=А, А-А=0

Ответы учащихся.

А-В=С

В-А ≠С

Учащиеся проговаривают алгоритм

Коллективная работа по алгоритму

- Объясняют способ вычисления:

Если из числа вычесть это же число, то получится 0;

Из меньшего числа нельзя вычесть большее;

Числа при вычитании переставлять нельзя;

Кодировать информацию в знаково- символической форме.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.

Цель: формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

-А сейчас мы проверим свои знания.

Задание 1-ой исследовательской группе.

Рабочая тетрадь - стр.12 №5

Задание: Подчеркни числа, которые можно вычесть из 7.

5,8,1,7,6,9,10

Задание 2-ой исследовательской группе.

Учебник - стр.18№8

Задание: Прочитай пары чисел. Назови большее число и меньшее число в каждой паре.

6и7,5и4,2и6,3и1

Составь примеры на вычитание так, чтобы действие выполнялось.

Задание 3-ей исследовательской группе.

Интерактивная доска.

(после выполнения заданий каждая группа меняется заданиями друг с другом)

Учащиеся выполняют задания, затем своё задание отдают другой группе, взамен берут их задание.

В конце выполняется взаимопроверка. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

  1. Физминутка

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом ещё дружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачок.

Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.



  1. Подведение итога урока.

Рефлексия. Положительная установка на дальнейшее учение

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?



- Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу и работу в группах? Учащиеся оценивают свою деятельность по схеме: Я……….. Мы…….. Дело……….

-Узнать, можно ли из меньшего числа вычесть большее число.

-Сегодня на уроке мы работали над темой «Свойства вычитания.»

Ответы учащихся

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


© 2010-2022