Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект учащихся 2и 3 классов


Тема «Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области»


По признаку доминирующей деятельности - творческий;

По признаку предметно-содержательной области - межпредметный;

По количеству участников проекта - охватил учеников 2и 3 классов, учителя, представителя народа манси;

По продолжительности выполнения - проект среднесрочный

(2,5недели; в рамках внеурочной деятельности)

Цель проекта: пробудить интерес детей к традиционной игрушке севера

- способствовать формированию у школьников эмоционально-ценностного

отношения к народам, населяющим наш край, к их традициям, быту, обычаям, игрушкам;

создавать условия для развития умения находить необходимую

информацию с использованием современных технологий, планировать

деятельность, представляя весь процесс, представлять результаты своей

деятельности;

- содействовать развитию навыков делового сотрудничества, анализа

результатов и оценивания себя в процессе деятельности.

Ход проекта:

I этап. Подготовительный этап

а) определение темы в ходе беседы о народах живущих в Свердловской обл., о роли игрушек в их жизни;

б) постановка учебных задач:

- выполнить коллективный творческий проект;

- расширить знания о народе манси, выяснить какими игрушками играли мансийские дети;

в) содержание проекта:

- информационные слайды;

- сообщения;

- мастер-класс по изготовлению куклы «Акань».

II этап. Планирование проекта (на этом этапе в проекте начинает проявляться индивидуальный характер)

а) анализ проблемы:

- ценностное отношение к игрушкам народа манси;

б) определение источников информации:

- использование художественной литературы, справочников,

энциклопедий, Интернет, беседы с представителем народа манси;

в) распределение работы:

-индивидуальные задания для участников проекта по номинациям:

информаторы, фотографы, художники, репортёры.

г) согласование способов совместной деятельности:

- учитель - ученик;

- учитель - ученик - представитель народа манси.

III этап. Выполнение проекта

а) сбор информации:

- посещение библиотеки, работа с художественной и справочной литературой;

- просмотр презентаций о культуре народа манси, об игрушках;

- выход в Интернет с целью:

1) сбора данных об игрушках, о технике изготовления куклы «Акань» ; 2) поиска тематических фотографий, картинок, мультимедийных слайдов, видеороликов; 3) интервью с представителем народа манси;

б) реализации идей проекта и оформительская работа:

- создание мультимедийных слайдов (методическое пособие для младших школьников); - отправление собранной информации документом Word в медиатеку школьной библиотеки с целью пополнения единой информационной среды школы различными методическими разработками.

IV этап. Защита проекта (представление результатов)

Презентация проектного продукта осуществлялась через проведение детьми мастер-класса по изготовлению куклы «Акань», предварительно были заслушаны сообщения детей о значении кукол в жизни народа манси.

V этап. Рефлексия:

Цель: пробудить интерес детей к традиционной игрушке народов Севера.

Формирование у обучающихся ключевых компетенций.

Методы исследования:

1) Анализ литературных источников;

2) Работа с информаторами;

3) Практическая работа.

Оформление: иллюстрации с изображениями мансийских кукол, бубен, мансийские амулеты ;

Для практической части: ножницы, различные лоскуты ткани.

Ход мероприятия

Учитель: Уважаемые гости, дорогие ребята!

Наша встреча проходит в дни празднования 80-летия образования Свердловской области.

Наш край раскинулся на землях некогда заселённых угорским народом-манси, имеющим древнюю и самобытную культуру. Одним из её проявлений стали детские игрушки, в частности тряпичная кукла «Акань». Этой теме и посвящён наш проект.

Показ презентации.

Ксения. Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева.

Давным-давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у нее не должно быть лица. Традиционные хантыйские куклы тоже не имеют лица. Игрушку нельзя делать полностью похожей на живое существо, чтобы в нее не вселялись злые духи. Такая кукла может навредить ребенку. Игрушки не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты станешь».

Вадим. Кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки, довольно, часто носились как талисманы.
Остановимся подробнее на игрушках детей хантов и манси. (Презентация)


Кристина. Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 - 4 года. У каждой девочки ханты есть собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором - куклы с их нарядами. Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой. Минимальный размер куклы - не меньше мизинца.
По традиции ханты считается, что кукла больших размеров уже похожа на человека, а маленькая применяется в поминальной практике. Среди кукол-малюток есть изображение младенца в люльке.


Анастасия. Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души.
По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки - ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.
Время общения с куклами возможно только в светлое время суток.

Лена. Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась.По поверьям одежда, «пропитанная запахом живого человека», являлась его тенью. Считается, что закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на её реального «двойника»

Максим. Вот сегодня, я вам предлагаю самим изготовить куклу «Акань». Весь материал у вас на столах, техника выполнения проста. (Презентация)
Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:
• 2 лоскутка яркой ткани размером 10,5х3 см.;
• 2 лоскутка яркой ткани размером 5х5 см.;
• 2 лоскутка яркой ткани шириною 0,6 см., длиною - 12-15 см.;
• 1 лоскуток светлой ткани размером 15х15 см.
Лоскут ткани размером 10,5х3 см. дважды складывают от краев длинной стороны к средине (рис. 1) и скручивают в скатку (рис. 2). Скрученный лоскут перегибают пополам (рис. 3).
Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети - низ куклы. На голову повязывают платок. Для этого небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складывают по диагонали. Платок накидывают концами крест-накрест, концы заводят за спину, не завязывая узел (рис. 4).
Затем куклу плотно заворачивают в другой лоскут ткани размером 10,5х3 см. (рис. 5) и перевязывают поясом (рис. 6).
Второй платок повязывают на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка (рис. 7). Концы платка не фиксируют узлом, а стягивают вторым поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы (рис. 8).

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Проект Игрушка как часть культурной традиции коренного народа Свердловской области

Самооценка.

Рефлексия.

-Ребята, что интересного вы узнали об игрушках манси?

-Какое применение можно найти вашей кукле «Акань»?

-Где её будете использовать?

-Зачем нам необходимо знать и беречь традиции коренных народов- манси?

Мы живём на древней земле народа манси, поэтому мы должны знать историю и культуру этого народа. Кукла «Акань» является примером народного творчества манси. Приобщение к этому творчеству заставляет нас задуматься о сохранении своей собственной культуры и истории. Этому, я надеюсь, будут посвящены наши следующие проекты.



© 2010-2022