- Преподавателю
- Начальные классы
- АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карькова Е.А. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выступление на заседании
школьного методического объединения
учителей 1 классов
педагога-психолога
Карьковой Елены Алексеевны
«________»_______________________ Первоклассники 2011 года стали в некотором смысле первопроходцами. Начало их школьной жизни совпало с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Решающая роль в котором отводится содержанию образования. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода, вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию, проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. На родителей первоклашек также ложится двойная эмоционально-психологическая нагрузка. К традиционным тревогам: готов ли ребенок к обучению, правильно ли выбрали школу, достаточно ли квалифицирован первый учитель добавилась еще одна. Не станет ли ребенок жертвой очередного эксперимента? Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В основу стандартов положен общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования. В связи с этим как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в нашей помощи. Необходимо также научиться распознавать и различать истинно гиперактивных детей от детей с трудностями в поведении и обучении.
Учителю же необходимо оставить у порога класса все то, что тревожит его, и войти к детям «с возвышенно настроенной душой». Учитель всегда на публике, и к нему обращено множество ожиданий: прежде всего, со стороны школы (он должен проявлять творчество и в то же время следовать утвержденной программе), затем ожидания родителей (он должен пользоваться авторитетом у учеников и при этом быть толерантным) и, наконец, ожидания самих учеников (он должен заслужить авторитет, но при этом любить и понимать их). Не говоря уже о невыполнимой (но подразумеваемой) задаче добиться от всех учеников хорошей успеваемости. Эти проблемы и вопросы ежегодно встают и перед детьми, и перед родителями, и перед учителями. Поэтому в этом учебном году в связи с введением ФГОС НОО деятельность школы по организации благоприятной адаптационной среды при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
- организация режима школьной жизни первоклассников;
- организация оздоровительно-профилактической работы;
- организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- организация внеурочной жизни первоклассников;
- взаимодействие с участниками образовательного сообщества;
- изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
оптимума умственной и физической работоспособности). 5. Ежедневная 40-минутная динамическая пауза. 6. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Оздоровительно - профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с медсестрой школы, родителями. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, консультации), направленные на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни. Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Учителями 1-ых классов в начале года были проведены недельные адаптационные занятия, которые позволили развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. Вводный адаптационный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Внеурочная деятельность первоклассников организована в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом. Благодаря организованной деятельности, первоклассники испытывают меньше отрицательного воздействия учебного процесса, легче проходит процесс привыкания к школьной жизни и учителю. Для изучения социально-психологической адаптации детей к школе ежегодно в период с ноября по декабрь проводится диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Цель настоящей диагностики - не найти «слабые места» или недостатки ребенка, а выяснить, насколько первоклассник «созрел» до тех требований, которые ему предъявит учебный процесс - как в школе в целом, так и в конкретном классе. Иными словами - насколько ребенок готов учиться и быть в этом успешным. Диагностика позволяет определить актуальный уровень развития у ребенка умений и навыков, необходимых ученику. На основе анализа результатов диагностики учителям были даны рекомендации по стимулированию и развитию отдельных навыков и умений, психических процессов.
Справка о результатах исследования на тему:
«Психологическая готовность к обучению в школе»
2011 - 2012 учебный год Цель:
- оценить уровень готовности детей к школьному обучению;
- выявить детей «группы риска», нуждающихся в помощи специалиста (углубленная диагностика, организация коррекционной работы).
Объект исследования: учащиеся 1-ых классов (129 человек)
Дата проведения: ноябрь - декабрь 2011 года Обследование проводилось по методике Л.Л.Ясюковой «Определение готовности к школе» Результаты диагностики
5 зона: Высокий уровень развития
0
чел. 0
%;
4 зона: Хороший уровень развития
46
чел. 35
%;
3 зона: Средний уровень развития
58
чел. 45
%;
2 зона: Слабый уровень развития
19
чел. 15
%;
1 зона: Уровень патологии
6
чел. 5
%
1. Тест Тулуз-Пьерона
Скорость переработки информации:
5 зона: Высокий уровень развития
21 чел. 16
%;
4 зона: Хороший уровень развития
31 чел. 24
%;
3 зона: Средний уровень развития
40 чел. 31
%;
2 зона: Слабый уровень развития
25 чел. 20
%;
1 зона: Уровень патологии
12 чел. 9
%
Внимательность:
5 зона: Высокий уровень развития
40 чел. 31
%;
4 зона: Хороший уровень развития
37 чел. 29
%;
3 зона: Средний уровень развития
20 чел. 15
%;
2 зона: Слабый уровень развития
6 чел. 5
%;
1 зона: Уровень патологии
26 чел. 20
%
2. Тест Равена
Линейное визуальное мышление (серия А):
5 зона: Высокий уровень развития
6 чел. 5
%;
4 зона: Хороший уровень развития
34 чел. 26
%;
3 зона: Средний уровень развития
70 чел. 54
%;
2 зона: Слабый уровень развития
14 чел. 11
%;
1 зона: Уровень патологии
5 чел. 4
%
Структурное визуальное мышление (серия В):
5 зона: Высокий уровень развития
11 чел. 8
%;
4 зона: Хороший уровень развития
33 чел. 26
%;
3 зона: Средний уровень развития
58 чел. 45
%;
2 зона: Слабый уровень развития
21 чел. 16
%;
1 зона: Уровень патологии 3. Гештальт-тест Бендера
6 чел. 5
% Зрительно- моторная координация:
5 зона: Высокий уровень развития
- 0 чел. 0 0 %; 4 зона: Хороший уровень развития
- 22 чел. 17
%; 3 зона: Средний уровень развития
- 69 чел. 54
%; 2 зона: Слабый уровень развития
- 31 чел. 24
%; 1 зона: Уровень патологии
- 7 чел. 5
% 4. Понятийно -интуитивное мышление:
5 зона: Высокий уровень развития
- 7 чел. 5 %; 4 зона: Хороший уровень развития
- 23 чел. 18 %; 3 зона: Средний уровень развития
- 68 чел. 53 %; 2 зона: Слабый уровень развития
- 25 чел. 19 %; 1 зона: Уровень патологии
- 6 чел. 5
% 5. Понятийно -логическое мышление:
5 зона: Высокий уровень развития
- 6 чел. 5 %; 4 зона: Хороший уровень развития
- 28 чел. 22 %; 3 зона: Средний уровень развития
- 70 чел. 54 %; 2 зона: Слабый уровень развития
- 19 чел. 14 %; 1 зона: Уровень патологии
- 6 чел. 5 %
Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к школьному обучению. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.