Методический материал к уроку окружающего мира по теме «Культура Московской Руси»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Культура Московской Руси.

Цели:

- сформировать представление о причинах быстрого развития русской культуры после монголо-татарского ига;
- раскрыть основное содержание памятников архитектуры Московского кремля;
- дать представление о развитии живописи, литературы и других видов искусств на Руси в XIII-XV веках;
- воспитывать любовь к Родине;
- воспитывать национальное самосознание, патриотизм. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица.

Ход урока.
1. ОНУ.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке, ребята, мы с вами совершим увлекательное путешествие и погрузимся в атмосферу Руси XIII-XV вв.
Обратите внимание на слайд, прочитайте слова, найдите лишнее слово и сделайте вывод, о чём пойдет сегодня речь на уроке. Своё мнение обоснуйте.
Что же такое культура? Культура - это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура - это наука, искусство, просвещение. Материальная культура - это орудия труда, жилища, одежда).


На какие две группы делится понятие культуры? (материальная, духовная).
Как вы понимаете, что такое материальная, а что такое духовная культура?

3. Работа в парах.
Сейчас вы будете работать в парах. Напомните сигнал, который показывает готовность пары.
Вспомним правила работы в паре.
Откройте конверты, которые лежат на ваших партах. Заполните предложенную схему, распределите слова в две группы. Обоснуйте свой выбор. Проверим ваши ответы, обратите внимание на слайд. (Проведение словарной работы)
Молодцы. Итак, о чем же мы будем говорить на уроке?

4. Введение в тему. Постановка целей.
Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве и другим русским городам.
Как вы думаете, почему мы отправимся именно в Москву?
С началом возвышения Москвы сложились условия для дальнейшего развития русской культуры. Наша задача сегодня понять, почему началось столь быстрое развитие культуры в этот период.

5. Открытие нового знания.
Знаете ли вы, что является главным архитектурным памятником Москвы?
Постройка в Москве каменного кремля при Дмитрии Долгоруком стала свидетельством возрождения культуры и общего подъема Руси. Особо быстрое строительство кремлевских стен началось после свержения монголо-татарского ига. Как вы думаете, почему?
На территории кремля были построены великолепные соборы. Как вы понимаете, что такое собор? (словарная работа)
Вот некоторые из них (работа со слайдами презентации).
Не только в Москве сооружались памятники архитектуры, но и в других городах, окружавших Москву. Как вы думаете, с чем это было связано?
Москва оказалась в окружении городов с выдающимися архитектурными сооружениями. Обратите внимание на карту, они создавали кольцо, поэтому и получили название «Золотое кольцо» России.
Как вы думаете, почему это «кольцо» назвали золотым?
Как и кремль, соборы в этих городах сохранились до наших дней.
Как вы считаете, почему все эти соборы сохранились так хорошо?
Как вы считаете, а сохранились ли деревянные памятники архитектуры до наших дней?
Образцом древнего деревянного зодчества слали соборы на острове Кижи. (Работа со слайдом).
Помимо зодчества в это время идет развитие живописи. Живопись выражалась в написании икон, в росписи церквей, соборов, в украшении книг. Иконы наиболее распространены в живописи этого периода. (Словарная работа).
Один из главных художников в это время был А. Рублёв. Самая известная его работа - «Троица». Икона была написана, когда Русь боролась с игом.
Соборы не только украшалась снаружи, но и внутри.
Помимо развития зодчества и живописи быстро развивалась литература на Руси. Важнейшая книга, определявшая жизнь русского человека - «Домострой».
Как вы думаете, почему книга получила такое название?
У вас в учебнике есть отрывок из этой книги. Прочитайте его и скажите, о каких советах идет речь в этом отрывке?
Читали эту книгу люди того времени. Давайте посмотрим, как они выглядели. На Руси были бедные и богатые (зажиточные) люди. Бедные люди - крестьяне. Как вы думаете, чем они занимались?
В городе жили бояре, купцы, ремесленники и другие горожане. На Руси важнейшую роль для определения положения в обществе играла одежда. Тогда она могла многое рассказать о человеке. Рассмотрите картинки. Соедините картинку с названием различных слоев населения. Обоснуйте свой выбор.
Огромный слой населения создавали ремесленники. Посмотрите, как выглядели кузнецы и литейщики. Как вы думаете, почему они так назывались, чем занимались?
В начале XVI века мастер Андрей Чохов отлил знаменитую царь-пушку. Ее особенность в том, что она никогда не стреляла.

6. Закрепление изученного.
Итак, о каких видах искусства говорили на уроке?
Какие самые яркие памятники вам запомнились?
Почему же в XIII-XV вв. русская культура стала развиваться такими быстрыми темпами?

Разгадайте кроссворд.

Культура Древней Руси

Методический материал к уроку окружающего мира по теме «Культура Московской Руси»


1)Какой собор является самый замечательным в Новгороде.(Софийский).

2)Как называют мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения.(ювелир).

3)Как называется картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.(мозаика).

4)Былинный герой который рассудительный и справедливый.(добрыня).

5)Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и … (Мефодий).

6)Как зовут пахаря-земледельца. (микула).

7)Вместо бумаги пользовались березовой корой. (береста).

8)Былинный герой бесстрашный и могучий воин.(илья).

9)Художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.(миниатюра).

10)Древнейшая дошедшая до нас летопись «повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря … (нестер).

11)Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурки. (фреска).

12)Былинный герой веселый и сметливый. (алеша)


Методический материал к уроку окружающего мира по теме «Культура Московской Руси»

7. Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Что больше всего запомнилось?
Были ли трудности на уроке?
О чем бы вы еще хотели услышать на следующих уроках по этой теме?
Сегодня вы все были молодцы, спасибо за урок.


© 2010-2022