Урок русского языка. Имя прилагательное, закрепление

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования,

городской округ Симферополь

Республики Крым










Конкурс «Педагогический дебют»

Конспект урока по русскому языку на тему:

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

2 - Г класс









Подготовила:

Учитель начальных классов

Хахина Ольга Петровна











Симферополь, 2015 г. Русский язык Тема: Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное» Тип урока: урок обобщения Цели: способствовать обобщению знаний об имени прилагательном; создать условия для закрепления умения задавать вопросы к имени прилагательному; определять признаки: связь с именем существительным; число (единственное и множественное); роль в предложении и русском языке. Планируемые результаты (предметные): овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Универсальные учебные действия (метапредметные): принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; учувствовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё собственное. Личностные: проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Оборудование: презентация, карточки для выполнения заданий, толковый словарь С. И. Ожегова.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Положительный настрой.

В природе есть солнце.
Оно светит
и всех нас любит и греет.
Так пусть же каждый его лучик
заглянет к нам в класс
и не только обогреет нас,
но и придаст сил,
аккуратности, уверенности в знаниях. - Настал новый день! Сегодня мы с вами снова вместе, мы спокойны, добры, приветливы, а главное здоровы. Вдохните глубоко, почувствуйте свежесть этого дня и теплоту солнечных лучей. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. - У вас на партах лежит смайлик, выберите тот который подходит к вашему настроению. У вас хорошее настроение, у меня тоже. Надеюсь оно будет сопровождать нас весь урока до конца.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня начать наш урок я бы хотела начать с таких слов.

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык! - О каком языке идет речь? - О русском. - Эти слова я прочитала в очень интересном журнале. - Кто любит из вас читать журналы? Какие журналы читаете вы? - Сегодня мы отправимся на экскурсию в издательство журнала «Мурзилка» и попробуем себя в качестве авторов, напишем статью для этого журнала. - Во время нашей экскурсии вы сами будете себя оценивать с помощью листа самооценки. После выполнения каждого задания вы будете оценивать себя самостоятельно: «+» если справились, «-» - если не справились. - А знаете ли вы кто такой автор? (Ответы детей)

Автор - создатель какого-нибудь произведения. Толковый словарь С.И. Ожегов - Авторы - писатели должны писать каллиграфически. Что значит писать каллиграфически? Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία - «красивый почерк»). - При помощи чего, мы можем выработать красивый почерк? (При помощи минутки чистописания) - Минутка чистописания. Подготовим руку к письму.
Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот. - Ребята, что помогает людям общаться друг с другом и понимать друг друга? (Речь.) - Из чего состоит наша речь? (Из предложений, из слов.) - Из чего состоят слова? (Из звуков.) - Посмотрите на экран, произнесем звуки.

[п], [т], [р], [к], [ф], [с], [ш]. - Какой звук лишний? Почему? ([р], так как все звуки глухие и парные по глухости-звонкости, а этот звук звонкий и непарный.) Выходят два звука [р] и [р'] рассказывает про себя: [р] я согласный, звонкий, твёрдый. Имею пару по твёрдости-мягкости - этот звук [р'] (выходит этот звук)- я согласный, звонкий, мягкий. На письме я обозначаюсь буквой Рр [эр].) - Сегодня эта буква будет гостьей на нашем уроке. Алгоритм написания букв Р р:

  • заглавная буква Р (начинаю писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до нижней рабочей строки, закругляю влево, увожу до середины строки, верхний элемент пишется слева направо «полуовал»);
  • «р» состоит из двух элементов. Начинаем писать от верхней строчной линии наклонную линию, которая ведется к середине межстрочной линии. Второй элемент: закругляется под верхней строчной линией и переходит в прямую наклонную линию, которая возле нижней строчной линии снова закругляется вправо.
2 строчка. Письмо слов. - Прочитайте слова. Их мы запишем на второй строке. русский Русь Россия (при написании проговариваются орфограммы)Задание 1. Оценивание - напоминание уч-ся - А какое слово здесь лишнее? Почему? (лишне слово русский - последние два слова это имена существительные, а слово русский прилагательное, также эти слова пишутся с большой буквы, потому что это имена собственные) - Как вы думаете о чем будет наша статья? (наша статья будет об имени прилагательном) - Ребята, а что нам нужно, чтоб написать хорошую статью? (нам нужно повторить все, что мы знаем об имени прилагательном) - Правильно, так скажите какова тема нашего урока? (Тема нашего урока «Обобщение знаний по теме имя прилагательное»). - Какую цель мы ставим перед собой? (повторить все, что мы знаем об имени прилагательном) - Какие перед нами стоят задачи? (усовершенствовать знания об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, речевую культуру, интерес к языку; воспитывать нравственные качества личности и любовь к природе. )
  1. Обобщение и систематизация знаний.
- Ну вот цели и задачи мы определили, теперь вернемся к нашему заданию. Чтоб немного облегчить нашу работу, редакция журнала, предлагает нам план для написания статьи.

«Занимательное имя прилагательное!»

1.Прилагательное - это…?

2.Что оно обозначает?

3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

4.С какой частью речи оно согласуется?

5.Как изменяется?

6. Каким членом предложения является?

7. Для чего служит в речи?

- Я думаю, вы согласны с редакцией, что наша статья будет называться «Занимательное имя прилагательное» ? (вывешиваю надпись на плакат) - Итак, мы с вами отправляемся на экскурсию в редакцию журнала «Мурзилка». (вывешиваю на доску плакат с планом здания) - Ребята посмотрите, а дверь-то внутрь заперта. Чтобы открыть её, нужно выполнить задание. Готовы? - Нам с вами нужно разгадать анаграмму. А кто-нибудь из вас знает, что такое анаграмма? - Тогда давайте обратимся к словарю. Анагра́мма (от греч. ανα- - «за» и γράμμα - «письмо») - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. - Это значит, что нам с вами нужно переставить буквы таким образом, чтоб получилось два слова. Внимание на экран.

АСТЬ ЧЕРИ (часть речи) - Ребята, а с какими частями речи мы уже знакомы? (имя существительное, глагол, имя прилагательное.) - Правильно. Можем ли мы ответить на первый вопрос нашего плана? Прочитайте вопрос. (имя прилагательное это часть речи) - Молодцы. (вывешиваю ответ на плакат) - Дети, посмотрите, а что у нас впереди? (уч-ся читают с плаката, что впереди живой уголок) - А хотите узнать, кто живет в живом уголке этой редакции? (Да) - Я буду называть имена прилагательные, вы должны догадаться о ком пойдет речь и назвать это слово. Бурый, мохнатый, косолапый……. Медведь Рыжая, хитрая, осторожная…………Лиса Маленький, юркий, колючий………… Ёж Злой, голодный, серый……………Волк Зимой белый, летом серый……….Заяц - А как можно назвать их одним словом? (Животные) - Правильно. А какие часть речи помогла нам узнать животных? (ответы детей) - При помощи чего? (эти прилагательные называли признаки этих животных, то есть описывали их). - Умнички, вы наверно и сами не заметили, а ведь вы только что ответили на второй вопрос плана. Так что же обозначает имя прилагательное? (имя прилагательное обозначает признак предмета: ответ вывешивается на плакат) Задание 2. Оценивание - напоминание уч-ся - Ребята, животные приглашают нас отдохнуть. Физкультминутка - Отлично, отдохнули, а теперь двигаемся дальше? Перед нами кабинет главного редактора, он очень любит животных. У него есть замечательный друг. Назовите его. (на слайде грустный попугай Кеша ) (дети это попугай) - Ребята, а наш гость (звук [р] ) не знает, кто такой попугай, расскажем ему? Выступает один ребенок. Попугаи семейство птиц отряда попугаеобразных. Включает около 330 видов. Они имеют: крючковатый нос, когтистые лапы, окрашены попугаи необыкновенно ярко: все цвета радуги сияют на перьях! Умные, степенные птицы. Живут долго - до 120 лет. Родина их - жаркие страны, а пища - фрукты, ягоды, орехи, семена, пыльца и нектар цветов. Некоторые из этих птиц, если их учить, начинают разговаривать. - Ну, что звук [р], тебе понятно? - Ребята вы знаете, этого попугая зовут Кеша, я думаю вы заметили, что он грустный? Это все из-за того, что у него возникли трудности с выполнением задания, которое поручил ему редактор. Поможем ему? Задание на карточках. Работа в парах. - Вам необходимо правильно соединить, с помощью стрелок, подходящие по смыслу слова с именем прилагательным Урок русского языка. Имя прилагательное, закрепление. Проверка по слайдам на экране. - Что помогло вам правильно соединить слова? (Мы ставили от имени существительного вопросы к имени прилагательному). - А какие именно вопросы вы ставили? Отвечают по одному ученику. (Какая? Какой? Какое? Какие? ) - Итак, мы с вами ответили на 3 вопрос. - Так на какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Ответ вывешивается на плакат) - Отлично! Ребята, скажите мне, а с какой частью речи мы согласовали имена прилагательные в упражнении Кеши? (с именами существительными) (ответ вывешивается на плакат) Задание 3. Дети оценивают друг друга - Дети посмотрите, перед нами открылась дверь следующего отдела, как он называется? (Это литературный отдел) - Сюда авторы присылают свои произведения, чтоб их напечатали. А ученики нашего класса подготовили для этого отдела небольшую сценку. Сценка «скромные просители» - Эта сценка расскажет нам почему же имена прилагательные связаны именно с именами существительными? Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у имен прилагательных собственного числа. И решили они попросить его у имен существительных. - Дорогие имена существительные! Мы мечтаем, чтоб вы стали нашими самыми близкими друзьями и одолжили нам свои формы числа. Имена существительные посовещались немного и решили принять предложение имен прилагательных. - Мы будем очень рады иметь новых друзей! И с удовольствием одолжим вам свои формы числа. Так и живут до сих пор имена Прилагательные. Чтобы согласовываться с именами Существительными, берут у них напрокат формы числа. Вместе - служба, вместе - дружба. - Спасибо, ребята. Так, что одолжили имена прилагательные у имен существительных? (числа) - Ребята вы засиделись, мы с вами сейчас немного поиграем. Я буду называть имена прилагательные в единственном числе, а вы мне во множественном:

Теплая

Яркая

Внимательная

Большая

Пушистая, а теперь наоборот, я вам множественное число, а вы мне единственное

Новые

Старые

Белые

Звонкие

Ласковые - Дети, а что мы делали с именами прилагательными играя в эту игру? (Мы изменяли их по числам) - Совершенно верно, и мы с вами дали ответ на 5 вопрос нашего плана. Как изменяются имена прилагательные? (по числам, ответ на плакат) Задание 4. Оценивание - напоминание уч-ся - Ребята, Кеша предлагает нам заглянуть в отдел журналистики. Редактор поручил ему задание: помочь журналистам разобрать два предложения. - Предлагаю поработать вам в «4». Перед вами на карточках предложение, необходимо выполнить синтаксический разбор предложения, т. е. выделить в нем главные члены и второстепенные. Расцвели красные розы. (Объясняют по одному человеку от «4») - Так каким членом предложения является имя прилагательное? (Имя прилагательное это второстепенный член предложения). - Молодцы, вот и дали мы с вами ответ на 6 вопрос нашего плана (Ответ вывешивается на плакат) Задание 5. Оценивание - напоминание уч-ся - Наша экскурсия подходит к концу, перед нами последний отдел - «отдел печати» Физкультминутка для глаз. Отдел печати - В этом отделе печатают статьи журнала, и как мне подсказывает наш друг Кеша, у работников возник вопрос: им пришло два текста и они не знают какой из них напечатать? - Эти тексты перед вами, прочитайте их: Наступила весна. Наступила ранняя весна. Тает снег. Тает последний снег. Журчат ручьи. Журчат звонкие ручьи. Светит солнце. Светит ласковое солнце. Летят птицы. Летят перелётные птицы. - О чем первый текст? (О весне.) - А второй текст о чём? (О весне.) - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?( Наличие прилагательных.) - А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте? (Они сделали текст более выразительным.) - Так какую же роль играют имена прилагательные в русском языке? Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была выразительной, яркой.

  1. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Подведение итогов: - Итак, посмотрим, что у нас получилось? Читаем что вышло на плакате:

Имя прилагательное. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное согласуется с именем существительным, изменяется по числам и является второстепенным членом предложения. Имена прилагательные делают речь более красивой, яркой, интересной, - Как вы думаете, мы справились с поставленными целями в начале урока? Рефлексия: Урок русского языка. Имя прилагательное, закрепление. - А теперь посмотрим на ваши листы самооценки, подсчитайте сколько + вы собрали в сумме? (Выставление оценки, сопоставление самооценок детей и мнения учителя) Оценивание Д/З творческое написать свою статью об имени прилагательном - На этой прекрасной ноте мы заканчиваем наш урок. Поднимите смайлик с тем настроением, которое у вас сейчас. - Спасибо вам ребята, за такую прекрасную компанию для прогулки.



© 2010-2022