- Преподавателю
- Начальные классы
- Ещё об одной опасности письма (орфограмма на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим (ца), а пишем –ца, -тся, -ться)
Ещё об одной опасности письма (орфограмма на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим (ца), а пишем –ца, -тся, -ться)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чиркунова Т.И. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка
УМК «Гармония»
3 класс
Тема: Ещё об одной опасности письма (орфограмма на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим [ца] , а пишем -ца, -тся, -ться.
Цель урока: познакомить с орфографической трудностью, которая часто встречается в глаголах: слышим [ца], а пишем - ца, -тся, -ться.
Задачи:
-
Дать понятие о новой орфограмме, на месте которой возникает необходимость двойного выбора, формировать умение безошибочно находить орфограмму в слове в зависимости от части речи, формы глагола;
- Развивать умения ставить проблему, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, развивать умения проводить рефлексию собственной деятельности;
-
формировать интерес к русскому языку, умения слушать других ребят, учителя, познавательный интерес к предмету.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент:
-
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Повернулись друг к другу,
Улыбнулись друг другу.
Подарили хорошее настроение.
Начинаем урок русского языка.
-
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
II. Проверка домашнего задания.
-
На прошлом уроке мы хорошо с вами поработали, узнали много нового. А над чем мы работали? (вспомнили, в каких формах бывают глаголы и как разбирать глагол как часть речи)
-
Домашнее задание вы выполняли по выбору. Одни ребята выполняли упражнение 377. Проверьте себя самостоятельно (по слайду).
-
Другие выбрали творческое задание. Кто сам придумал 3 предложения и разобрал два глагола как часть речи?
-
Кто желает прочитать свои предложения и зачитать разбор двух глаголов? (1-2 человека)
-
Молодец, ответ был полным, правильным и содержательным.
III. Работа по теме урока
-
Ребята, авторы нашего учебника тоже придумали предложение, но написание некоторых слов они не закончили.
На доске запись
В классе радостные ли[__] -
Детям нрави[__] учи[__]!
-
Какую опасность вы здесь видите? (в недописанных словах в конце слышится сочетание [ца], а действительно ли оно пишется везде, где слышится)
-
Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (познакомиться еще с одной опасностью письма и разобраться в каких случаях при звучании сочетания [ца] совпадает при написании, а в каких нет)
-
Как вы предлагаете решить эту проблему? Чтобы вы для этого сделали? (определили часть речи у этих слов; разделили слова на две группы и т.д.)
-
Что можете сказать об этом существительном? (звучание сочетания [ца] совпадет с написанием)
-
Запишите первую строчку в тетрадь. (учитель пишет слово лица на доске)
-
К какой части речи отнесем два других слова? (глагол)
-
Что можете сказать о первом? (отвечает на вопрос что делает?, настоящее время, 3 лицо, единственное число.)
-
Какая примета есть у глаголов 3 лица? (в конце слова звук [т] обозначаем парной согласной буквой т)
-
Как вы думаете она должна сохраниться в написании этого слова? (да)
-
Давайте еще раз зададим вопрос к глаголу нравится и произнесем так, чтобы было слышно примету глаголов 3 лица.
-
Что напишем вместо звучания сочетания [ца]? (тся)
-
Запишите первые два слова второй строчки. (учитель пишет на доске слово нравится)
-
Что моете сказать о втором глаголе? (он употреблен в неопределенной форме)
-
Что можете рассказать о глаголах в неопределенной форме? (отвечает на вопрос что делать, что сделать, есть примета на конце слова есть звук [т,])
-
Давайте еще раз зададим вопрос к глаголу учиться и произнесем так, чтобы было слышно примету глаголов неопределенной формы.
-
Что напишем вместо звучания сочетания [ца]? (ться)
-
Допишите это слово. Совпадает звучание сочетания [ца] с написанием?
-
Что написали вместо звучания сочетания [ца]? (ться)
-
Какой вывод сделаем? (Чтобы правильно написать сочетание звуков (ца) нужно:
-
Определить к какой части речи относится слово.
-
Посмотреть в глаголе сочетание или нет.
-
Если в глаголе, то в н.ф. или нет
-
Если в н.ф.-(ться), если в другой -(тся)
4. Работа по учебнику (первичное закрепление)
-
Давайте сверим свое рассуждение с сообщением авторов. Открываем учебник на странице 16 и прочитаем сообщение.
-
Мы прочитали только о глаголе, а что сказано об имени существительном? Прочитайте самостоятельно.
-
Совпадает наше рассуждение с авторским сообщением? (да)
-
Молодцы. Вы сделали правильные выводы, они совпадают с текстом учебника. Вы настоящие исследователи.
-
А какие еще важные сведения вы узнали об имени существительном из сообщения наших авторов? (перед сочетанием «ца» часто бывает буква -д- или -т-, звук которой не слышен)
-
Используя наши знания, давайте заполним пропуски в упр. 381 с.57 (печатная основа, текст выведен на экран)
VI. Физкультминутка для глаз.
-
Вы отдохнули и готовы к закреплению полученных знаний..
VII. Закрепление изученного материала.
-
Найдите в учебнике на стр. 17, упражнение 384. Задания будем выполнять вместе (задание выведено на экран). (Чтение загадок. Определение опасных мест и их решение)
Искупаю(ца) с.стриц.
И н.сут воды напи(ца)
Нос дырявый у колод(ца)
И оттуда дожд.к л?ё(ца)
-
Запишите загадки в тетрадь по вариантам (задание с экрана убирается)
1 вариант -1 загадка
2 вариант - 2 загадка
Взаимопроверка
-
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Если нужно помогите исправить ошибки.
-
Вы молодцы! Я довольна вашей работой.
VIII. Физкультминутка
Ножницы, ножницы,
Молоточки, молоточки,
Зайчики, зайчики.
На рояле поиграли
Пальчики, пальчики.
Сели, встали
И писать мы снова стали.
IX. Контроль знаний.
Работа в парах.
-
Каждой паре даны предложения.
-
Вам нужно объяснить орфограммы и записать предложения. Будьте внимательны: среди них есть и новая опасность письма.
1, 6, 11 парта. Л…нтяй (не)умеет труди… .
Почему мя…кий знак (не)пише… ?
2, 7, 12 парта. (На)уроке нельзя смея…. .
Родители за тебя волную…. .
3, 8 парта. Прих…ди (к)нему лечи…
И к…рова и в…лчи… .
4, 9 парта. А птица (над)ними кружи… ,
А птица (на)землю с…ди… .
5, 10 парта. Чтобы быть здоровым надо: закаля… , правильно пита…, (не)руга…, (не)обижа…, купа…,
умыва…, занима… спортом.
-
Кто справился с заданием, проверьте себя по листу самоконтроля.
-
Поднимите руки чья пара не допустила ни одной ошибки, кто нашел 1-2 ошибки, больше 2 ошибок.
-
Оцените себя, поставьте отметку на полях.
X. Итог.
-
Я очень рада, что большинство из вас хорошо усвоили тему урока и не допустят ошибок в словах, на конце которых слышится сочетание [ца].
Рефлексия.
-
Что бы вы хотели сегодня рассказать своим родителям об уроке?
-
Чему вы научились сегодня? (Познакомились с орфограммой, тренировались в определении формы глагола и др.).
-
Спасибо за работу на уроке.
XI. Оценивание работы учащихся на уроке ...
XII. Домашнее задание.
-
Предлагаю вам выбрать то задание, которое вы сможете сделать самостоятельно.
-
Упражнение 386 в тетради на печатной основе.
-
Творческое задание. Составить и записать 3 предложения, в которых встречаются слова на изученную орфограмму.
Чиркунова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»