• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Ещё об одной опасности письма (орфограмма на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим (ца), а пишем –ца, -тся, -ться)

Ещё об одной опасности письма (орфограмма на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим (ца), а пишем –ца, -тся, -ться)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

УМК «Гармония»

3 класс

Тема: Ещё об одной опасности письма (орфограмма на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим [ца] , а пишем -ца, -тся, -ться.

Цель урока: познакомить с орфографической трудностью, которая часто встречается в глаголах: слышим [ца], а пишем - ца, -тся, -ться.

Задачи:

  1. Дать понятие о новой орфограмме, на месте которой возникает необходимость двойного выбора, формировать умение безошибочно находить орфограмму в слове в зависимости от части речи, формы глагола;

  2. Развивать умения ставить проблему, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, развивать умения проводить рефлексию собственной деятельности;
  3. формировать интерес к русскому языку, умения слушать других ребят, учителя, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент:

  1. Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Повернулись друг к другу,

Улыбнулись друг другу.

Подарили хорошее настроение.

Начинаем урок русского языка.

  1. - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания.

  • На прошлом уроке мы хорошо с вами поработали, узнали много нового. А над чем мы работали? (вспомнили, в каких формах бывают глаголы и как разбирать глагол как часть речи)

  • Домашнее задание вы выполняли по выбору. Одни ребята выполняли упражнение 377. Проверьте себя самостоятельно (по слайду).

  • Другие выбрали творческое задание. Кто сам придумал 3 предложения и разобрал два глагола как часть речи?

  • Кто желает прочитать свои предложения и зачитать разбор двух глаголов? (1-2 человека)

  • Молодец, ответ был полным, правильным и содержательным.

III. Работа по теме урока

  • Ребята, авторы нашего учебника тоже придумали предложение, но написание некоторых слов они не закончили.

На доске запись

В классе радостные ли[__] -

Детям нрави[__] учи[__]!

  • Какую опасность вы здесь видите? (в недописанных словах в конце слышится сочетание [ца], а действительно ли оно пишется везде, где слышится)

  • Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (познакомиться еще с одной опасностью письма и разобраться в каких случаях при звучании сочетания [ца] совпадает при написании, а в каких нет)

  • Как вы предлагаете решить эту проблему? Чтобы вы для этого сделали? (определили часть речи у этих слов; разделили слова на две группы и т.д.)

  • Что можете сказать об этом существительном? (звучание сочетания [ца] совпадет с написанием)

  • Запишите первую строчку в тетрадь. (учитель пишет слово лица на доске)

  • К какой части речи отнесем два других слова? (глагол)

  • Что можете сказать о первом? (отвечает на вопрос что делает?, настоящее время, 3 лицо, единственное число.)

  • Какая примета есть у глаголов 3 лица? (в конце слова звук [т] обозначаем парной согласной буквой т)

  • Как вы думаете она должна сохраниться в написании этого слова? (да)

  • Давайте еще раз зададим вопрос к глаголу нравится и произнесем так, чтобы было слышно примету глаголов 3 лица.

  • Что напишем вместо звучания сочетания [ца]? (тся)

  • Запишите первые два слова второй строчки. (учитель пишет на доске слово нравится)

  • Что моете сказать о втором глаголе? (он употреблен в неопределенной форме)

  • Что можете рассказать о глаголах в неопределенной форме? (отвечает на вопрос что делать, что сделать, есть примета на конце слова есть звук [т,])

  • Давайте еще раз зададим вопрос к глаголу учиться и произнесем так, чтобы было слышно примету глаголов неопределенной формы.

  • Что напишем вместо звучания сочетания [ца]? (ться)

  • Допишите это слово. Совпадает звучание сочетания [ца] с написанием?

  • Что написали вместо звучания сочетания [ца]? (ться)

  • Какой вывод сделаем? (Чтобы правильно написать сочетание звуков (ца) нужно:

  1. Определить к какой части речи относится слово.

  2. Посмотреть в глаголе сочетание или нет.

  3. Если в глаголе, то в н.ф. или нет

  4. Если в н.ф.-(ться), если в другой -(тся)

4. Работа по учебнику (первичное закрепление)

  • Давайте сверим свое рассуждение с сообщением авторов. Открываем учебник на странице 16 и прочитаем сообщение.

  • Мы прочитали только о глаголе, а что сказано об имени существительном? Прочитайте самостоятельно.

  • Совпадает наше рассуждение с авторским сообщением? (да)

  • Молодцы. Вы сделали правильные выводы, они совпадают с текстом учебника. Вы настоящие исследователи.

  • А какие еще важные сведения вы узнали об имени существительном из сообщения наших авторов? (перед сочетанием «ца» часто бывает буква -д- или -т-, звук которой не слышен)

  • Используя наши знания, давайте заполним пропуски в упр. 381 с.57 (печатная основа, текст выведен на экран)

VI. Физкультминутка для глаз.

  • Вы отдохнули и готовы к закреплению полученных знаний..

VII. Закрепление изученного материала.

  • Найдите в учебнике на стр. 17, упражнение 384. Задания будем выполнять вместе (задание выведено на экран). (Чтение загадок. Определение опасных мест и их решение)

Искупаю(ца) с.стриц.

И н.сут воды напи(ца)

Нос дырявый у колод(ца)

И оттуда дожд.к л?ё(ца)

  • Запишите загадки в тетрадь по вариантам (задание с экрана убирается)

1 вариант -1 загадка

2 вариант - 2 загадка

Взаимопроверка

  • Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Если нужно помогите исправить ошибки.

  • Вы молодцы! Я довольна вашей работой.

VIII. Физкультминутка

Ножницы, ножницы,

Молоточки, молоточки,

Зайчики, зайчики.

На рояле поиграли

Пальчики, пальчики.

Сели, встали

И писать мы снова стали.

IX. Контроль знаний.

Работа в парах.

  • Каждой паре даны предложения.

  • Вам нужно объяснить орфограммы и записать предложения. Будьте внимательны: среди них есть и новая опасность письма.

1, 6, 11 парта. Л…нтяй (не)умеет труди… .

Почему мя…кий знак (не)пише… ?

2, 7, 12 парта. (На)уроке нельзя смея…. .

Родители за тебя волную…. .

3, 8 парта. Прих…ди (к)нему лечи…

И к…рова и в…лчи… .

4, 9 парта. А птица (над)ними кружи… ,

А птица (на)землю с…ди… .

5, 10 парта. Чтобы быть здоровым надо: закаля… , правильно пита…, (не)руга…, (не)обижа…, купа…,

умыва…, занима… спортом.

  • Кто справился с заданием, проверьте себя по листу самоконтроля.

  • Поднимите руки чья пара не допустила ни одной ошибки, кто нашел 1-2 ошибки, больше 2 ошибок.

  • Оцените себя, поставьте отметку на полях.

X. Итог.

  • Я очень рада, что большинство из вас хорошо усвоили тему урока и не допустят ошибок в словах, на конце которых слышится сочетание [ца].

Рефлексия.

  • Что бы вы хотели сегодня рассказать своим родителям об уроке?

  • Чему вы научились сегодня? (Познакомились с орфограммой, тренировались в определении формы глагола и др.).

  • Спасибо за работу на уроке.

XI. Оценивание работы учащихся на уроке ...

XII. Домашнее задание.

  • Предлагаю вам выбрать то задание, которое вы сможете сделать самостоятельно.

  1. Упражнение 386 в тетради на печатной основе.

  2. Творческое задание. Составить и записать 3 предложения, в которых встречаются слова на изученную орфограмму.

Чиркунова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

© 2010-2022