Обучение грамоте буква Й

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Звук [й´]; буквы Й, й. Чтение текстов. Составление звуковых моделей слов и схем предложений.

Цель:

- познакомить с новым согласным звуком [й´], формировать навык чтения;

- развивать логическое мышление, закреплять представление о смыслоразличительной роли звука (буквы);

- воспитывать любознательность.

Оборудование: мультимедийная презентация, книга К.Чуковского, демонстрационная таблица, карточки схем звуков и слогов, Букварь, тетрадь, карточки.

Ход урока

Содержание презентации

Содержание урока

Слайд 1, 2

1. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
На уроке не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.

Сядет тот, кто назовет слово с буквой "к".

2. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ.

а) "Трубочка" (выпячивание губ вперед трубочкой).

б) Чередование упражнений "Трубочка" - "Улыбка".

в) "Кролик" (приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы).

2. Упражнения для языка.

а) "Лошадка" (поцокать языком, "приклеивая" его к верхнему нёбу).

б) "Качели" (языком потянуться к носу, а затем к подбородку).

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

3. Формирование учащимися темы и цели урока.

- Назовите предмет, изображенный на слайде.

- Замените в слове "майка" звонкий твердый согласный звук на другой звук с такой же характеристикой, чтобы получилось слово, обозначающее породу собак.

- Какой звук вы заменили и какое слово у вас получилось? (Лайка)

- В слове "лайка" звонкий твердый звук замените на парный звонкий твердый согласный звук, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего-либо. Эта деталь имеет отверстие и винтовую нарезку.

- Какое слово у вас получилось?

- Прочитайте получившиеся слова и назовите новый для вас звук. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Звук [й'] и буква, которая его обозначает)

- А теперь сформулируйте цель нашего урока. Для этого помогут опорные слова:

  • познакомиться с …

  • учиться отличать звук … и букву …

  • учиться читать …

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

4. Знакомство с новым звуком.

- Сегодня к нам на урок пришел еще один сказочный герой. В его имени 2 слога. Он много читает и поэтому много знает.

- Какой герой у нас в гостях и из какой сказки он к нам пришел?

- Да, это Знайка. Это герой сказки Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

- Произнесите слово "Знайка" по слогам. Потяните первый слог, выделяя в нем последний звук первого слога.

- Назовите выделенный звук.

- Произнесите звук [й'] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении.

- Знайка послушал ваши рассуждения и сказал мне, что в характеристике звука [й'] требуется кое-что уточнить.

- Он предлагает назвать слова, в которых звук [й'] был бы глухой и твердый.

- Вы назвали много слов со звуком [й'], но среди них нет ни одного, в котором этот звук был бы глухой и твердый.

- Ребята, а вы что-нибудь знаете про Знайку. Сегодня мы узнаем несколько Знайкиных тайн.

- Как вы думаете, что Знайка больше любит: кисель или йогурт и почему?

- Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок?

- Какой месяц в году для Знайки самый лучший? (Май).

4. Работа с таблицами, демонстрационным материалом у доски.

  • Повторение изученных звуков: гласные, твердые и мягкие согласные.

Слайд 14

5. Физминутка.

- На физминутке мы с вами узнаем, о чем недавно прочитал Знайка в книгах.

- Если в названном слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой.

- Если звука [й'] в слове нет, качаете головой вправо-влево.

О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, об йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.

Слайды 15-19

6. Знакомство с новой буквой.

- Я буду перелистывать книгу. Если вы уже знакомились с буквами, то называете их. Если встретится незнакомая буква, хлопаете в ладоши. (Дети хлопают в ладоши при виде буквы "й").

- Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?

- На какую букву похожа буква "й"?

- Напечатайте букву «Й» и "й" в своих тетрадях (с.30).

7. Работа с таблицами, демонстрационным материалом у доски.

  • Составление звуковых схем к словам;

  • Чтение слогов, слов, предложений (фронтально, хором).

Слайд 20

8. Чтение слов с новой буквой.

- Знайка придумал для вас интересные задания.

1. Вставьте букву-потеряшку.

ла… ма… во… ро… бо…

Слайд 21

Слайд 22

9. Работа с учебником (с. 58-59)

1. Чтение слов с буквой «й».

2. составление словосочетаний.

3. Чтение деформированных предложений, составление схем.

4. Чтение текста.

- Знайка предлагает прочитать текст, стихотворение "Тараканище" известного детского поэта ХХ века Корнея Чуковского.

- А кто такой тараканище? (большой таракан, насекомое-вредитель)

- Его рекомендуют выучить наизусть.

- Кто и как в стихотворении передвигался?

- Прочитайте слова с буквой "й".

- Знайке понравилось, как вы читали. Но наш урок заканчивается и Знайке пора назад, в сказку.

10. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слов зайка и трамвай. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление звуковой и слоговой схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки, трамвая.

Слайд 23

11. Итог урока.

Давайте подведем итог урока.

Сегодня на уроке мы:

  • Познакомились с…

  • Научились отличать звук…и букву…

  • Научились читать…




© 2010-2022