Реализации воспитательных задач на уроках в начальной школе через организацию групповой и коллективной форм работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализации воспитательных задач на уроках в начальной школе через организацию групповой и коллективной форм работы


Ермакова Ольга Павловна

МБОУ СОШ с. Вознесенское

учитель начальных классов

соответствие занимаемой должности


Многое из школьных наук забывается, не забывается одно - общение с умным, готовым тебя понять собеседником. Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Учитель не только даёт знания по предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Личностью не рождаются, личностью становятся. И большая роль в этом становлении отводится нам, учителям. Воспитывающий потенциал урока, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке воздействие на личность ребенка (и учителя тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря стилю образовательного общения; культуре управления образовательной деятельностью; дидактической структуре; методическим приемам. Воспитание в процессе обучения я рассматриваю как совместную деятельность учителя и ученика, направленную на развитие способностей придавать и порождать смысл знаниям, как обучение принципам жизни. На своих уроках я реализую воспитательную цель и задачи по-разному, используя для этого различные методы. Остановлюсь подробнее на некоторых методах реализации воспитательных задач, которые я применяю на уроках. Работа в группах. В процессе организации необходимо поставить перед учащимися цель, способную заинтересовать всех, но для достижения, которой каждый учащийся может внести свой вклад. Пример: при изучении произведений, стихотворений, предлагаю одной группе учащихся к иллюстрации выписать цитаты из произведения для данного рисунка. Другой группе - составление вопросов по прочитанному. Данный вид работы дает возможность каждому ученику проявить свое «Я», активно вступить в деятельность и общение, а также воспринимать «Другого» и открывать «Другому» свой внутренний мир. Данный вид работы я применяю при выполнении заданий творческого характера, что дает возможность каждому ученику проявить свое «Я», активно вступить в деятельность и общение, а также воспринимать «Другого» и открывать «Другому» свой внутренний мир При организации групповой работы нельзя делить учащихся на «сильных» и «слабых», так как это влияет на результативность урока, его воспитательное значение. Необходимо предлагать задания разноуровнего характера. Коллективная деятельность. Перед учащимися ставится общая цель, для достижения которой каждый учащийся должен внести индивидуальный вклад. Пример: при проведении практических работ (например, на уроках технологии) дети плохо воспринимают правила техники безопасности, никак не связывая их с личной безопасностью. Перед учащимися ставится задача: сформулировать правила работы с клеем, ножницами и т.д. для младших братьев, сестёр. Сначала работа идет индивидуально, а затем оказывается, что приходится много обсуждать: что нужно сказать малышам, в какой форме, как обосновать правила, какие рисунки и примеры привести. При таком подходе, активность на уроке увеличивается. Данный прием позволяет ученикам закрепить нужные правила и повысить собственную самооценку воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение, формируется общая культура безопасности жизнедеятельности. Такая работа дает большой воспитательный эффект: в ней задействованы все учащиеся, возникают состязательные моменты, каждый старается выполнить свою работу не хуже других. При организации коллективной деятельности больший эффект достигается при работе за «круглым столом», когда учитель и ученик занимают равноправное положение. Общение за «круглым столом» проходит без особого напряжения, в работу включены все до одного учащегося, отсутствует страх перед учителем, который не довлеет над учениками, а выступает в роли помощника. Пример: составление диафильма к сказке, рассказу. С помощью геометрических фигур, условных обозначений предлагаю детям изобразить сюжет сказки. Реализация воспитательной цели через создание проблемной ситуации. Пример: при изучении нового материала предлагаю учащимся составить два - три предложения с предложенными словами (по определенной теме), но чтобы начинался и заканчивался этот небольшой рассказ со слов, с которых обычно начинаются и заканчиваются сказки. Данная работа требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Дети учатся быть добрыми и справедливыми, сочиняя свою сказку. Включение в уроки групповых и коллективных форм работы позволяет повысить интерес школьников к изучению предметов, пробудить и поддерживать интерес к предметам, добиваться глубоких и прочных знаний. Сегодня мои ученики не бояться показывать свои достижения и охотно принимают участие в различных конкурсах. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в школе. Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели. Воспитание и обучение - это два взаимосвязанных процесса. Е. Ильин писал «Учить и воспитывать - как «молния на куртке»: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
Библиографический список:

  1. Коржаковский Ю.А. «Проектирование системы работы учителя». Москва, Центр «Педагогический поиск», 2009;
  2. Коржаковский Ю.А. «Урок как система». Москва, Центр «Педагогический поиск», 2009;
  3. Окунев А.А. Спасибо за урок дети! - М: Просвещение, 1988.
  4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2010

© 2010-2022