Разработка учебного занятия по теме «Опасности в лесу и на водоёме»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Вахруши



Конкурс методических материалов

Номинация: эколого-биологическое образование.

(методическое обеспечение учебного процесса)

Материал предоставлен

Шаромовой Екатериной Николаевной

учитель начальных классов

МОУ СОШ с уиоп №1

пгт Вахруши

Слободского района Кировской области

1 категория


2010 год

Аннотация.

Данная разработка учебного занятия по окружающему миру посвящена организации проектной деятельности по теме «Опасности в лесу и на водоёме». Предназначена оказать помощь педагогам в проведении уроков в начальной школе по технологии проекта, а так же классных часов по теме «Здоровье и безопасность».

Пояснительная записка.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проекта востребован и популярен. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской). Нужен деятельностный подход в обучении. Педагог должен организовать процесс обучения как самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, необходимых для применения в практической деятельности.

Данное учебное занятие выполнено по методу мини - проекта. Во 2 классе дети в рамках одного урока создают проект ради получения новых знаний. Результатом их деятельности является демонстрационная книжка- раскладушка, где каждая страница оформляется группой детей. Дети приходят к выводу, что полученными знаниями надо поделиться с первоклассниками, дошкольниками. Пропаганда здоровья и безопасного поведения в лесу и на водоёме отражена в форме стендовой презентации. В 3 классе используя компьютерные знания и умения, дети могут полученную информацию создать в компьютерной презентации, в оформлении слайд-шоу.

Цели по содержанию урока:

Развивающие

1.Развитие познавательных способностей, навыков самостоятельности через проектную деятельность.

2.. Развитие логического мышления, восприятия, памяти, наблюдательности;

3. Развитие устной речи учащихся.

Обучающие

1.Расширить знания учащихся о ядовитых растениях, о ядовитых грибах и ядовитых животных.

2.Формировать знания безопасного поведения в лесу, на водоёме.

3.Обучить работе в группах, парах, индивидуально.

4. Развитие умения работать со справочниками, энциклопедиями.

Воспитывающие

1.Воспитывать бережное отношение к лесу, растениям, насекомым, всему живому;

2. Воспитывать любовь к предмету;

3. Вызвать интерес к познанию тайн природы.

Задачи:

1.Познакомить с ядовитыми растениями, грибами, животными,

2. Выработать правила безопасного поведения в лесу и на водоёме.

3. Формировать умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Тип урока- учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Технология - проектная.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Изучение нового материала. Поиск информации.

  4. Практическая деятельность.

  5. Презентация готового продукта.

  6. Подведение итогов и результатов урока.

  7. Рефлексия

Формы организации педагогической деятельности. Сочетание фронтальных, парных, групповых индивидуальных форм работы.

Дидактический материал: Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2009.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 2 к учебнику для 2 класса "Мир вокруг нас". М.: Просвещение, 2009.

Рабочие листы с заданиями по теме урока.























Ход урока.

  1. Организационный момент 1 мин.

Прозвенел уже звонок - начинается урок. Всем доброе утро.

2.Целеполагание и мотивация. 4 мин

Звучит музыка леса. Здравствуйте, ребята! Я, хозяин леса - лесовичок. Вы частые гости в моих владениях. Прислушайтесь к пению птиц, услышите музыку леса. А всегда ли в лесу так весело, беззаботно, приятно? Давайте прислушаемся к этим звукам. Звучит фонограмма тревожной музыки леса. - Что вы слышите? - Верно, подметили! Иногда лес вызывает и тревожное чувство. Почему? Дети: В лесу нас подстерегают разные опасности. - А знаете ли вы все те опасности, которые могут подстерегать людей в природе? Изучите их на уроке и приходите в гости. Спасибо лесовичок за заботу. УЧ. Значит тема нашего урока… Продолжите мою мысль… Верно. - Тема сегодняшнего урока… (учитель вывешивает слова, дети читают) «Опасности в лесу, на водоёме». -Почему нам нужно знать про опасности в природе? Дети: чтоб не случилось беды. - Значит, в природе существуют определённые правила? Давайте попробуем вместе составить эти правила безопасного поведения в природе и на водоёме! - Как вы думаете, зачем нам необходимо знать ответы на эти вопросы? Дети: Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор. - Вы готовы к открытиям?

3.Изучение нового материала

Для этого мы разделимся на 4 группы.

1 группа 4 чел. 3 + 1(Грибники)

2 группа 4 чел. 2+1+1 (Знатоки растений)

3 группа 4 чел.2+2 (Знатоки насекомых)

4 группа 4 чел. 3+1 (Сотрудники МЧС- спасатели)

Лесовичок оставил для нас посылку.

Каждый из вас получит своё задание на рабочих листах и в течение 18 минут выполнит его. Внимательно прочитайте задание и распределите обязанности в группе. Каждая группа красиво и аккуратно оформит своё открытие на главном листочке и познакомит нас с полученной информацией. Командиры групп получите пакет с заданиями.

4.Практическая деятельность учащихся. Поиск информации. 18 минут

Рабочие листы в приложении к уроку.

Время закончилось. Просигнализируйте, что группа готова.





Физкультминутка. (2 мин.)

Лес.

А сейчас привал. Готовы превращаться?

Мы - деревья. Они растут вдоль тропинки (встаньте друг за другом)

В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки.

Высоко-высоко тянуться, чтоб каждый листочек согрелся.

Пальчики-листочки танцуют под солнышком.

Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.

Но крепко держаться корнями деревья.

Ветер принёс дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.

( По спине соседа постукивания.)

Пусть движения будут лёгкими, как будто ласково стучит дождик. Дождик стал стучать сильнее, потом ещё сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя.

Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

5. Представление готового продукта. Презентация. 10 минут

Ребята, давайте подведём итоги самостоятельной работы в группах. Своих товарищей слушаем внимательно!

Назовите, какие опасности нас подстерегают в природе?

Первая группа.

Итак, грибники, вам слово

Мы расскажем о…

Мы узнали…

Как правильно собирать грибы?

Вторая группа узнала тайны растений.

  1. Какие это растения, что в них есть коварного и таинственного?

  2. Прочитайте советы от травников.

Третья группа сделала свои наблюдения.
  1. Какие ядовитые животные есть в природе?
  2. Прочитайте советы «Как защитить себя от укуса жалящего насекомого?»
  3. «Как уберечься в лесу от укуса клеща?»

Четвёртая группа. Сотрудники МЧС рекомендуют.

1. Соблюдать следующие правила во время купания на водоёме.

2. Узнайте правила поведения во время грозы, которые помогут спасти жизнь себе и другим.

Посмотрите, какая замечательная книжка-раскладушка у нас получилась. У меня даже есть обложка к ней.

А как вы считаете, все малыши в нашей школе знают лесные опасности? А что вы предлагаете? А что если нам выступить перед первоклассниками?

6.Закрепление изученного материала.

Стук в дверь. Появляется Баба- Яга.

Баба-Яга: Знаю, в гости собираетесь. Я считаю себя хозяйкой леса и все лесные опасности дело моих рук. Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к походу. Топайте, если нет, хлопайте, если да!

Учитель: Будьте внимательны, не попадитесь на её хитрости.

Баба-Яга:

1. Зайдя в лес, сразу убегай от родителей. Будет интересно!

2.Купайся в очень холодной воде. Будешь закалённым!

3. Грозу пережди под высоким деревом. Это безопасно!

4.Собирай в лесу все грибы. Они очень полезны!

5. Увидел незнакомую ягодку, сразу съешь! Будет вкусно!

6. Найди гнездо осы, выгони жителей. Будет весело!

Баба яга мы хорошо изучили все опасности на уроке,

- Вы согласны с этими правилами? Если да хлопайте, если нет - топайте. Испугалась Яга и улетела ни с чем в свой дремучий лес.

7. Оценка процессов и результатов работы. Оцените своё участие в уроке, отметив точкой на шкале 5баллов,4балла,3балла. В круге диаграмма «рыбья кость».

8. Домашнее задание для вас на рабочих листочках.

Рефлексия деятельности

Закончи предложение: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…Теперь я могу…

Что изучали на уроке? Как изучали, чем занимались на уроке? Зачем мы изучали данный материал на уроке? (Чтобы применять эти знания в жизни, сохранить свою жизнь)



Литература.

А.А Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» - М.: Просвещение, 2008

А.А Плешаков «Зелёные страницы» Книга для учащихся. М.: Просвещение, 2006

А.А Плешаков «От земли до неба: Атлас - определитель» для уч-ся нач. кл. М.: Просвещение, 2006

Проекты и исследования. Журнал «Начальная школа» №5 2008 С.10-18



© 2010-2022