- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Весна воды, тепла и цвета (3 класс УМК Гармония)
Конспект урока по окружающему миру на тему Весна воды, тепла и цвета (3 класс УМК Гармония)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марулова Е.А. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по окружающему миру.
3 класс, 4 четверть.
Тема: «Весна воды, тепла и цвета. Правила безопасности у водоёмов.»
Задачи: обобщить наблюдения уч-ся за весенними изменениями в живой и неживой природе; развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями, продолжить развитие умений обобщать и систематизировать знания; воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы урока.
У. -Сегодня мы будем говорить о весне. Ребята, назовите имена прилагательные, которыми можно охарактеризовать это время года. Какая весна?
Д. -Яркая, весёлая, светлая, солнечная, тёплая, ласковая, шумная, зелёная, молодая, т.д.
У. - Правильно, весну так и называют временем света, воды, тепла и цвета.
3. Новая тема. Актуализация знаний.
Сейчас ребята прочитают загадки, а мы отгадаем весенние месяцы.
Загадки:
1)Этот месяц в старину называли протальник, зимобор. Всё чаще оттепели, всё больше проталин. (март) Имя март дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса;
2) Этот месяц на Руси называли снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще - цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.(апрель) априлий - латинское слово, от глагола aperire, открывать, оно указывает на открытие весны.
3) Древнерусским именем этого месяца было травный, или травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время - буйство трав. (май) латинское имя дано в честь богини Маи.
У.- Когда же начинается весна? (календарная - 1 марта; астрономическая - в день весеннего равноденствия - 21 марта; метеорологи считают началом весны дни, когда температура воздуха не падает ниже нуля).
У. - Вспомните, какие явления в живой и неживой природе происходят в марте?
Д. - Март: таяние снега, первые проталины, оттепели, начало прилёта птиц, линька у животных, увеличение светового дня, начало сокодвижения у растений.
У. - Апрель называют весной воды потому, что в апреле начинает интенсивно таять снег на полях и в лиственных лесах, что приводит к появлению ручьёв, наполнению водой больших и малых рек. Как называется это явление?
Д. - половодье.
У. - откройте тетради на стр.35, № 46.(выполнение задания) Ребята, как вы думаете, какие правила безопасности нужно соблюдать, если находишься у водоёма весной?
У. - эти изменения происходят в неживой природе, а что же происходит с растениями?
Д. -набухают почки, появляется молодая трава, зацветают первоцветы.
У. - Первыми покрываются весенними цветками места, открытые полуденному солнцу. Чтобы зацвести ранней весной, растения должны были заранее, ещё осенью заготовить цветочные почки. Одновременно с первоцветами просыпаются питающиеся нектаром цветков насекомые: бабочки, шмели, пчёлы.
Откройте учебник на странице 166. (работа над текстом)
Давайте полюбуемся первоцветами. (стр.98) Семена первоцветов прорастают только через 10-12 лет. Среди них много редких растений. Поэтому, ребята, первоцветы надо особо беречь!
Что изменяется в жизни животных в апреле?
Весной дохнуло с белых гор,
Теплом из-за морей.
Зверьё счастливое из нор -
На солнышко скорей!
На старом тёмном чердаке -
Без рук, без рук, без рук! -
Из кружев солнце в уголке
Счастливый ткёт паук.
А рыбы гонят с речки лёд,
Задрав хвосты свои,
И чешую на них цветёт:
Они - счастливые!
Так что же происходит в жизни животных?
Д. - Животные создают пары для выведения потомства.
У. - Основное занятие птиц в апреле - гнездование. (Тетрадь, стр.36, № 48. текст, стр.168).
Угадайте, о каком месяце идёт речь в стихотворении Н. Некрасова?
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено -
И воздух, и вода!..
Д . - Май.
У. - Какие природные явления происходят в мае?
Д. - Зацветают в садах деревья и кустарники, первые грозы, у животных появляются детёныши, птицы выводят птенцов.
У. - Давайте отметим особенности поведения птиц в мае. Осенью перелётные птицы не спешат улетать, потому что для них в лесах, на полях, лугах и в водоёмах в это время много корма; а весной птицы спешат прилететь, чтобы успеть вывести и выкормить потомство до зимы. Весной птицы (как правило, самцы) поют, призывая к себе подругу; летом они молчат, чтобы не выдать расположение гнезда, в которых высиживают птенцов.
Может, кто-то из вас видел гнездо птицы? Где оно находилось? Сколько там было яиц?
Особенности мая заключаются и в том, что не только птицы, но и другие животные спешат продолжить свой род. Вспомните, как размножаются разные группы животных.
Д. - Икринка-рыбка, икринка-лягушка, личинка- бабочка.
4. Закрепление. Работа по командам.
У. - А сейчас мы с вами поработаем в командах.
Класс делится на 3 группы (март, апрель, май). Каждая команда должна выбрать из набора карточек только те явления, которые характерны для определённого месяца.(работа у доски).
А сейчас мы проверим ваши ответы с помощью компьютера. (слайды)
Март: таяние снега, первые проталины, оттепели, начало прилёта птиц, линька у животных, увеличение светового дня, начало сокодвижения у растений.
Апрель: обильное таяние снега, ледоход, половодье, зелёная трава, набухание почек, цветение первоцветов, массовый прилёт птиц.
Май: цветение деревьев и кустарников, дожди, грозы, появление потомства у животных
Ребята подготовили приметы и поговорки о весне.
Март. В марте день с ночью меряется, равняется.
Зима весну пугает, да всё равно тает.
30 марта - Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей.
Апрель. Вода на лугу - сено в стогу.
На Благовещенье день тихий, тёплый - лето такое же.
Ранний вылет пчёл - к тёплой весне.
После первого грома холод - лето будет холодное.
Май. 15 мая соловьиный праздник, начинают петь соловьи.
Лягушки прыгают по земле - быть дождю.
Майская травка и голодного кормит.
Май холодный - год хлеборобный.
Когда цветёт черёмуха, всегда холод живёт.
Чем раньше начнёт цвести черёмуха, тем жарче будет лето.
Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.
Теперь каждая команда получает по 3 вопроса.
- Что изменилось в неживой природе с приходом апреля?
Какие опасные природные явления могут происходить весной?
Какие места первыми покрываются весенними первоцветами?
- Когда бывает половодье, а когда наводнение?
Как встречают весну животные?
Почему осенью перелётные птицы не торопятся улететь, а весной спешат прилететь?
- Почему говорят: «весной проснулись реки и леса»?
Где вьют гнёзда разные птицы?
Какой строительный материал для гнёзд используют птицы?
5. Итог урока.
У. - Давайте ёще раз отметим признаки весенних месяцев.
- Какие правила безопасности следует соблюдать, находясь у водоёмов весной?
- Почему нужно особенно бережно относиться к первоцветам?
- О каком месяце говорят «весна света», «весна тепла и воды», «весна цвета»?
6. Домашнее задание.
Прочитать материал из учебника стр. 98 - 102, выполнить в тетради №47. 49.