Метод проектов как средство гуманизации образовательного процесса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов как средство гуманизации

образовательного процесса


Современной начальной школе требуются такие методы обучения, которые обеспечивали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений и навыков, развитого исследовательского, творческого мышления. Этим требованиям, на мой взгляд, отвечает технология практической направленности - метод проектов, который активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта). Проект - это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя, в котором ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением. Ребенок, пришедший в школу, любознателен, наделен врожденными исследовательскими качествами. Ему интересно все. Но надо помнить, что задача проекта должна соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающегося, так как интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Учитель должен обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию, которая будет источником для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для успешного проведения проектной деятельности необходимо использование организационных форм и методов в рамках традиционных занятий: проблемное введение в тему урока, совместное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке. Учащимися начальных классов выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты как личностные, так и групповые; мини-проекты, краткосрочные, проекты средней продолжительности и долговременные проекты. Темы и проблемы проектов могут выбираться из содержания учебных предметов или близкие к ним. Нужно предоставить каждому ребенку возможность выбора собственной темы. Проект должен пробудить в детях энтузиазм, увлечь их, идти от сердца. В процессе работы над темой проводятся экскурсии, прогулки-наблюдения, работа с различными текстовыми источниками информации. В организации проектной деятельности очень важным моментом является структурирование. Оно включает такие этапы, как планирование, анализ, обобщение информации, презентация и этап практического использования результатов работы над проектом. После выбора темы проекта перед учащимися возникает задача организовать работу по его выполнению, то есть осуществить планирование своих действий. План - перечень этапов проекта с установленными сроками их выполнения. Такое подразделение проекта на отдельные этапы должно приучать младшего школьника к четкости и в мышлении, и в работе над проектом. Для работы над проектом класс разбивается на группы по интересам, каждая из групп работает над одним из проблемных вопросов, которые задают направление для деятельности групп. Это позволяет формировать такие качества, как умение работать в коллективе, чувство ответственности, толерантность, приобретать коммуникативные навыки и умения, ощущать себя членом команды. У каждого ребенка появляется замечательная возможность реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности. Главной задачей учителя при организации работы над проектом является оказание содействия процессу творчества: создание в классе атмосферы раскованности, приветствование творческих находок детей, радость их успехам. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы. Как добрый наставник он поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению совместной работы, помогает реализовать замысел, подготовить защиту проекта. Планирование, реализация и оценка проекта должны осуществляться самими детьми. Необходимо оценить не только продукт, но и саму деятельность: что помогало, что понравилось, что надо было изменить в совместной работе. Таким образом, проектная деятельность позволяет каждому ребенку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично свой результат. И в наше время актуальны слова Я.А. Коменского: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». Думаю, что метод проектов будет востребован начальной школой, так как он позволяет: - научить ребенка самостоятельному достижению цели; - повысить мотивацию учащихся к учению; - сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания; - развивать творческие способности, предоставляет каждому возможность самореализации; - сформировать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.


© 2010-2022