Программа Школа будущего первоклассника

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 10 г.Советска



ПРИНЯТО

методическим объединением учителей начальных классов

Протокол № __ от ______

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Е.Г.Круглова

«___» ___________ 201_ г.







Рабочая программа для занятий

в «Школе будущего первоклассника»


на 2011 - 2012 учебный год








Пояснительная записка
1. Общие положения
Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь? Возникла необходимость в составлении комплекса мероприятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе. В предлагаемой программе сделана попытка объединить несколько задач по предшкольной подготовке. Данная программа предшкольной подготовки рассчитана на срок с января по апрель). Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические формы работы с детьми и их родителями: экскурсии, родительские собрания, лектории, консультации, игровые занятия и т.д. Программу реализует учитель начальной школы, к совместной работе также привлекаются воспитатели детских садов, администрация школы. Мероприятия проводятся на базе образовательного учреждения МОУ лицей №10
2. Цели и задачи программы
Цель программы:

  • комплектование первого класса;
  • предупреждение и преодоление проблем адаптации у детей при переходе на новую ступень развития, сохранение их здоровья и эмоционального благополучия.

Задачи программы:
  • создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе;
  • повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;
  • информированность родителей о проблемах адаптации детей в школе и особенностях кризиса 7 лет;
  • оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителям;
  • помощь учителю в поиске эффективных путей взаимодействия с будущими первоклассниками в период их адаптации в школе.

3. Ожидаемые результаты:
  • знакомство учителя с будущими учениками и их родителями;
  • обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;
  • сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
  • коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей.








Содержание программы

Дата Мероприятия Участники Сентябрь Изготовление и распространение информационных буклетов в учреждениях дошкольного образования.
Учитель начальных классов.
Сентябрь 1. Встреча с воспитателями детских садов, составление примерных списков будущих первоклассников.
  1. Знакомство с будущими первоклассниками, посещение занятий в детских садах, установление контакта с детьми.

Учитель начальных классов, воспитатели детских садов. Сентябрь 1. Ознакомительное родительское собрание.
2. Приём документов (заявление на подготовительные курсы, копия свидетельства о рождении). Администрация школы, учитель начальных классов, воспитатели детских садов. В течение года
Индивидуальные консультации для родителей будущих первоклассников. Администрация школы, учитель начальных классов. Октябрь

Октябрь- май
  1. Открытие «Школы будущего первоклассника»


  1. Занятия в «Школе будущего первоклассника»


Учитель начальных классов. Май
1. Торжественное закрытие «Школы будущего первоклассника»
2. Комплектование первого класса.
3. Родительское собрание.

Учитель начальных классов

















Рабочая программа «Школа будущего первоклассника»

Пояснительная записка
1. Общие положения
Подготовительные занятия в «Школе будущего первоклассника» являются введением ребёнка в школьную жизнь. Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.
Работа идет по следующим направлениям:

  • развитие у детей умственных способностей;
  • развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие моторных функций (мелкой мускулатуры руки и пальцев), графических навыков;
  • развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;
  • овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет пря­мой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка, решение стихотворных задач.);
  • развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей);
  • развитие волевой готовности ребенка.

2. Цели и задачи программы
Цели программы:
  • обучение детей навыкам учебного сотрудничества;
  • создание условий для успешной адаптации детей в школе.

Задачи программы:
  • формирование у детей необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;
  • развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
  • пробуждение у детей любознательности как основы познавательной активности;
  • психологическая подготовка к последующему школьному обучению.
  1. Порядок и условия приёма в «Школу будущего первоклассника»

Объявление о приёме в «Школу будущего первоклассника» проводится не позднее, чем за две недели до начала её работы. В школу принимаются дети, которые в следующем учебном году поступают в первый класс. Зачисление детей в «Школу будущего первоклассника» осуществляется на основании добровольного заявления родителей (законных представителей).
  1. Организация образовательного процесса

Данная программа рассчитана на 60 занятия (с октября по май). Занятия проводятся один раз в неделю (по субботам). Каждое занятие по 20 - 25 минут. Время проведения занятий с 11.00 до 12.10 ч.
  1. Ожидаемые результаты

1. Адаптационный период у детей, занимающихся в «Школе будущего первоклассника» проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы.
2. Для учителя данная программа даёт возможность:
  • определить соответствует ли уровень развития детей тем нормам, которые характерны для их возраста, чтобы спланировать работу по коррекции отклонений в развитии детей и подготовленности их к школьному обучению;
  • правильного выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребёнка.

После каждого занятия я даю консультации родителям с целью получения обратной связи, даю рекомендации по подготовке детей к школе.































Развитие мелкой моторики рук ( один раз в 2 недели)
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
п/п Название и тема занятия
Количество часов Дата 1. Штриховка. Школьные принадлежности 1
2. Пальчиковые упражнения. Обведи штриховые линии, не отрывая карандаш 1
3. Пальчиковые игры. Проведи линию по середине. Штриховка 2
4. Пальчиковые упражнения. Лепка из пластилина «Грибок». Штриховка 1
5. Пальчиковые игры. Помоги собачке добраться до своего дома. Штриховка 1
6 Пальчиковые упражнения. Прямые и наклонные линии. Штриховка 1
7 Пальчиковые упражнения. Обведи по точкам и раскрась. Штриховка 2
8. Пальчиковые игры. Дорисуй по точкам. Штриховка 1
9. Пальчиковые упражнения. Лепка из пластилина «Цветочек». 1
8. Пальчиковые упражнения. Обведи, штриховые линии не отрывая карандаш. Штриховка 1
9. Пальчиковые игры. Дорисуй узор. Штриховка 1
10 Пальчиковые упражнения. Раскрась одинаковые фигуры. Штриховка 1
11. Пальчиковые упражнения. Дорисуй недостающие детали. Штриховка 1


Всего:
15 час





Развитие речи (1 раз в неделю) Данный раздел программы нацелен на развитие речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь: отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; составлять предложения на заданную тему по опорным словам; составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию.
№ п/п Название и тема занятия
Количество часов Дата 1. Знакомство детей с учителем и между собой. Школьные правила. Экскурсия по школе 1
2 Слово. Семья. Моя семья. С кем я живу. 1
3 Понятие «Слова» Учебные вещи. 1
4 Предложение 3
5 Звуки окружающей действительности (неречевые: гудок, лай, мычание…) 2
6 Слог часть слова. Сад. 1
7 Слово и слог. Огород 1
8 Слово и слог. 1
9 Деление слов на слоги. 1
10 Звуки окружающей действительности. (речевые) 1
11 Описание предмета 1
12 Описание игрушки 1
13 Расскажи о своей игрушке 2
14 Составь рассказ по картинке 1
15 Скороговорки. Составь рассказ по скороговорке 3
16 Гласный звук 1
17 Гласный звук в начале слова 2
18 Согласный звук вначале слова 3
19 Выделение звука согласного, гласного в слове 3

Всего : 30час


















Математическая подготовка ( один раз в 2 недели)


Данный раздел программы направлен на развитие умений: наблюдать, сравнивать объекты (в том числе геометрические фигуры), выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер и т.д.); понимать относительность свойств объекта; делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь: называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; различать свойства предметов (цвет, форма, размер и т.д.); присчитывать и отсчитывать по единице; ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
№ п/п Название и тема занятия
Количество часов Дата 1.

Признаки предметов. Счёт предметов ( устная нумерация). Взаимное расположение предметов (Слева, справа, вверху, внизу).




2

Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов

( устная нумерация).Сравнение.

3

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

4

Счёт предметов.




5

Счёт предметов.

6

Представления о паре предметов.

7

Геометрические фигуры.

8

Пространственные отношения: между, перед.

9

Отношение: столько же. Счёт предметов.

10

Отношения: больше, меньше. Сравнение длин предметов.

11

Пространственные отношения: уже, шире.

12

Пространственные отношения: выше, ниже, короче, длиннее.

13

Поиск и составление закономерностей.



14

Присчитывание по единице и отсчитывание по единице..

15

Пространственные отношения:

на, над, под.


Всего: 15часов








Список литературы, использованной при составлении программы:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2004
  2. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: АСТ, 2004.
  3. Гиппиус А. К школе готов! - М.: АСТ, 2007.
  4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: Дрофа, 2005
  5. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. - Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги и игры./ Авторы-сост. Говоркова Н.Б., Кукушкина Г.Г. - Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. - Ярославль: «Академия развития», 2006
  8. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3./ Автор-сост. Лободина Н.В. - Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Школа для дошколят. Развиваем память. - М.: Росмэн, 2009.
  10. Школа для дошколят. Развиваем мышление. - М.: Росмэн, 2009.
  11. Школа для дошколят. Развиваем воображение. - М.: Росмэн, 2009.






































© 2010-2022