Статья Формирование читательских навыков

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование читательской компитентности учащихся начальной школы в уловиях реализации ФГОС.

Основным источником познания является книга.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Я согласна с Н. Ф. Виноградовой в том, что для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».

А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение в слух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, прочём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте. Основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения. Каждый из учителей начальных классов, опираясь на свой опыт и методику работы других педагогов , занимаетсяся поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению. В итоге сложилась система, которая направлена на повышение мотивации к чтению, активизацию познавательного процесса. Она включает в себя:

  • систему упражнений для отработки навыков чтения (на основе методики В.А. Бородиной, д.п.н. СПб ГУКИ, Кондраниной Т.И.): «шифрограмма», чтение слов по кругу, чтение с разной интонацией и силой голоса, чтение текста с пропущенными словами и т.д.;
  • работу с текстом художественного произведения: целостность первичного восприятия текста, постановка проблемного вопроса, глубокий анализ для постижения идеи произведения, внимание к позиции автора и художественным средствам языка;
  • творческие задания: сочинение загадок, сказок, рассказов, стихов по аналогии, составление кроссвордов; создание личных книжек-малышек и сборников произведений класса;
  • использование средств ИКТ (для рассказа о писателе, выборочного чтения, словарной работы, литературной викторины и т. д.).
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой. Те приёмы учебной работы, которые нами используются, являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес. Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, как на уроках литературного чтения, так и грамотного предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ Приемы активного чтения:
  • Прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "!!" - это меня очень заинтересовало и др. "+" - это новое для меня "V" - это я знаю "-" - я думаю иначе "-" - я думаю иначе

  • Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:
  • Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

Прием «Ключевые слова» После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы. Приемы графической организации учебного материала:

  • Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны

прочитать и поставить знак "+" там, где они считают, что высказывание правильное

и знак "-" там, где по их мнению оно неверно. Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму - один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.
  • Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
  • Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  • Метод «Шесть шляп критического мышления

  • Прием «Учебный мозговой штурм»
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
  • Прием «Письмо по кругу»
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Маркировочные таблицы:
  • Прием «Знаю - хочу узнать - узнал»
Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности. Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия. На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Но читательская компетентность формируется не только на уроках литературного чтения.В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеклассной работы по данному направлению. Формирование активной читательской деятельности младших школьников, положительного эмоционально-окрашенного отношения к чтению;развитие читательских и речевых умений включают в себя работу кружков внеклассного чтения, плановую внеурочную работу в классах, проведение традиционных общешкольных мероприятий,направленные на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. Занятия кружков внеклассного чтения начинается с первого класса. Кружковая работа позволяет расширить круг чтения учащихся и разнообразить формы работы с книгой. На начальном этапе работы кружка внеклассного чтения внимание ребенка концентрируется на чтении учителем вслух художественных произведений. Через выразительное чтение вслух формируется отношение к книге как к источнику радости, вызывается интерес к тексту произведения и желание читать самому. Живые картины и небольшие инсценировки, а также игры со словами из текста, разгадывание кроссвордов, ребусов, анаграмм и шарад - всё это помогает ребенку полюбить книгу и эмоционально воспринимать процесс чтения. Массовая внеурочная работа начинается с Праздника Азбуки в первых классов, а в следующих классах ежегодно проходят литературные праздники, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Дети любят такие праздники, т.к. в конкурсах, выставках рисунков по прочитанным книгам, драматических инсценировках они проявляют свои способности, раскрывают творческий потенциал, активно привлекают родителей к созданию костюмов, декораций. Это мотивирует учащихся на внимательное, вдумчивое чтение не только программных произведений, но и значительно расширяется их читательский кругозор. Дети принимают участие в школьных,региональных,всероссийских олимпиадах по литературному чтению. Через развитие интереса к книге олимпиада формирует осознанное умение полноценной интеллектуальной работы. Овладение учащимися рациональными способами читательской деятельности способствует развитию их познавательных интересов, активизирует их учебную и познавательную деятельность . Последние три года традиционным мероприятием, направленным на воспитание творческого читателя, стали Литературные чтения. В подготовку и проведение этого мероприятия включены все учащиеся начальной школы. Литературные чтения посвящаются творчеству писателя-юбиляра или исторического деятеля, чей юбилей отмечается в текущем учебном году. Подготовительный этап подготовки Литературных чтений занимает месяц. В этот период учащиеся под руководством учителя читают произведения поэта (писателя), при этом круг их чтения не ограничивается рамками школьной программы; узнают об основных этапах жизни поэта (писателя) и событиях, связанных с историей создания его произведений;на уроках анализируются художественные особенности произведений, выразительные средства языка. Учащиеся делают рисунки к понравившимся произведениям, иллюстрируют образные выражения, пишут отзывы о прозаических произведениях. В классах проходят конкурсы чтецов, готовятся музыкальные, танцевальные номера, инсценировки. В этот период организаторы разрабатывают общий сценарий и на его основе создают мультимедийную презентацию. Этот большой тематический период завершается совместным мероприятием, которое мы назвали «Литературные чтения». Эмоциональному настрою помогает тщательно подобранная музыка. Звучит живой, интересный рассказ о поэте, подкрепляемый на экране фотографиями, произведениями живописи, видеофрагментами. Детские рисунки могут быть использованы в презентации в виде слайдшоу или для создания видеоклипов. В рассказ логично включены выступления детей: они читают стихи, некоторые из них инсценируют; поют песни, романсы на стихи поэта, исполняют танец под музыку к его стихам. Всё это позволяет провести наши Литературные чтения на высоком эмоционально-эстетическом уровне. Дети не только много читают в процессе подготовки, но и принимают живое и непосредственное участие в этом мероприятии. Его четкая организация создает продуктивную, творческую атмосферу для всех участников, включая родителей учащихся. Без участия родителей решить проблему развития читательской компетентности у учащихся начальной школы практически невозможно. Взаимодействие с родителями - одно из приоритетных направление работы педагогического коллектива. Работа с родителями проходит поэтапно. На первом этапе мы проводим мониторинги, анализируем проблемы семейного чтения, изучаем информационные потребности родителей и возможные формы взаимодействия. Мониторинги проходят в форме анкетирования «Роль книги в жизни ребенка», опросов, теста-рисунка «Вечер в моей семье», который дети рисуют в классе. По результатам проведенного исследования в течение учебного года по параллелям проходят тематические родительские собрания «Недетские проблемы детского чтения» и «Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка».

Какую помощь хотят получить родители от школы в решении этой сложной проблемы? Большинство родителей хотят получать информацию о новинках современной детской литературы, рекомендации по использованию Интернет-ресурсов, направленных на поддержку детского чтения, возможность получения индивидуальных консультаций, методические рекомендации специалистов в области детского чтения. В помощь родителям были подготовлены методические рекомендации по организации семейного чтения, рекомендательный список литературы. В этом возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, или, так называемого, чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию читательской самостоятельности. Именно в младшем школьном возрасте идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это прежде всего герои действия. Для детей младшего школьного возраста, по мнению Л.С. Выготского, нужны произведения, которые "учат их удивляться". Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребенка очень важна: из удивления рождается интерес, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро. Поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения на первом этапе важно рассмотреть книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий.

Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребёнок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребёнка "видеть невидимое".

Уметь читать - означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик "читает", в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Литература

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М.: Просвещение, 1997.
2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
  1. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. - 1994. - №6.
  2. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. - 2001. - №7.
  3. Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). - С. 8-13.
  4. Загашев И. Как решить любую проблему. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 128 с. - («Школа мастера»)
  5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб : «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
  6. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб. : «Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.



© 2010-2022