Формирование читательской компитентности учащихся начальной школы в уловиях реализации ФГОС.
Основным источником познания является книга.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.
Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Я согласна с Н. Ф. Виноградовой в том, что для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение в слух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, прочём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте. Основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения. Каждый из учителей начальных классов, опираясь на свой опыт и методику работы других педагогов , занимаетсяся поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению. В итоге сложилась система, которая направлена на повышение мотивации к чтению, активизацию познавательного процесса. Она включает в себя:
- систему упражнений для отработки навыков чтения (на основе методики В.А. Бородиной, д.п.н. СПб ГУКИ, Кондраниной Т.И.): «шифрограмма», чтение слов по кругу, чтение с разной интонацией и силой голоса, чтение текста с пропущенными словами и т.д.;
- работу с текстом художественного произведения: целостность первичного восприятия текста, постановка проблемного вопроса, глубокий анализ для постижения идеи произведения, внимание к позиции автора и художественным средствам языка;
- творческие задания: сочинение загадок, сказок, рассказов, стихов по аналогии, составление кроссвордов; создание личных книжек-малышек и сборников произведений класса;
- использование средств ИКТ (для рассказа о писателе, выборочного чтения, словарной работы, литературной викторины и т. д.).
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой. Те приёмы учебной работы, которые нами используются, являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес. Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, как на уроках литературного чтения, так и грамотного предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ Приемы активного чтения: - Прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "!!" - это меня очень заинтересовало и др. "+" - это новое для меня "V" - это я знаю "-" - я думаю иначе "-" - я думаю иначе
- Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний: Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?
Прием «Ключевые слова» После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы. Приемы графической организации учебного материала:
- Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
- Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак "+" там, где они считают, что высказывание правильное
и знак "-" там, где по их мнению оно неверно. Приемы, требующие творчества учащихся:
- Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму - один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений. Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. - Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Маркировочные таблицы: - Прием «Знаю - хочу узнать - узнал»
Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности. Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия. На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Но читательская компетентность формируется не только на уроках литературного чтения.В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеклассной работы по данному направлению. Формирование активной читательской деятельности младших школьников, положительного эмоционально-окрашенного отношения к чтению;развитие читательских и речевых умений включают в себя работу кружков внеклассного чтения, плановую внеурочную работу в классах, проведение традиционных общешкольных мероприятий,направленные на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. Занятия кружков внеклассного чтения начинается с первого класса. Кружковая работа позволяет расширить круг чтения учащихся и разнообразить формы работы с книгой. На начальном этапе работы кружка внеклассного чтения внимание ребенка концентрируется на чтении учителем вслух художественных произведений. Через выразительное чтение вслух формируется отношение к книге как к источнику радости, вызывается интерес к тексту произведения и желание читать самому. Живые картины и небольшие инсценировки, а также игры со словами из текста, разгадывание кроссвордов, ребусов, анаграмм и шарад - всё это помогает ребенку полюбить книгу и эмоционально воспринимать процесс чтения. Массовая внеурочная работа начинается с Праздника Азбуки в первых классов, а в следующих классах ежегодно проходят литературные праздники, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Дети любят такие праздники, т.к. в конкурсах, выставках рисунков по прочитанным книгам, драматических инсценировках они проявляют свои способности, раскрывают творческий потенциал, активно привлекают родителей к созданию костюмов, декораций. Это мотивирует учащихся на внимательное, вдумчивое чтение не только программных произведений, но и значительно расширяется их читательский кругозор. Дети принимают участие в школьных,региональных,всероссийских олимпиадах по литературному чтению. Через развитие интереса к книге олимпиада формирует осознанное умение полноценной интеллектуальной работы. Овладение учащимися рациональными способами читательской деятельности способствует развитию их познавательных интересов, активизирует их учебную и познавательную деятельность . Последние три года традиционным мероприятием, направленным на воспитание творческого читателя, стали Литературные чтения. В подготовку и проведение этого мероприятия включены все учащиеся начальной школы. Литературные чтения посвящаются творчеству писателя-юбиляра или исторического деятеля, чей юбилей отмечается в текущем учебном году. Подготовительный этап подготовки Литературных чтений занимает месяц. В этот период учащиеся под руководством учителя читают произведения поэта (писателя), при этом круг их чтения не ограничивается рамками школьной программы; узнают об основных этапах жизни поэта (писателя) и событиях, связанных с историей создания его произведений;на уроках анализируются художественные особенности произведений, выразительные средства языка. Учащиеся делают рисунки к понравившимся произведениям, иллюстрируют образные выражения, пишут отзывы о прозаических произведениях. В классах проходят конкурсы чтецов, готовятся музыкальные, танцевальные номера, инсценировки. В этот период организаторы разрабатывают общий сценарий и на его основе создают мультимедийную презентацию. Этот большой тематический период завершается совместным мероприятием, которое мы назвали «Литературные чтения». Эмоциональному настрою помогает тщательно подобранная музыка. Звучит живой, интересный рассказ о поэте, подкрепляемый на экране фотографиями, произведениями живописи, видеофрагментами. Детские рисунки могут быть использованы в презентации в виде слайдшоу или для создания видеоклипов. В рассказ логично включены выступления детей: они читают стихи, некоторые из них инсценируют; поют песни, романсы на стихи поэта, исполняют танец под музыку к его стихам. Всё это позволяет провести наши Литературные чтения на высоком эмоционально-эстетическом уровне. Дети не только много читают в процессе подготовки, но и принимают живое и непосредственное участие в этом мероприятии. Его четкая организация создает продуктивную, творческую атмосферу для всех участников, включая родителей учащихся. Без участия родителей решить проблему развития читательской компетентности у учащихся начальной школы практически невозможно. Взаимодействие с родителями - одно из приоритетных направление работы педагогического коллектива. Работа с родителями проходит поэтапно. На первом этапе мы проводим мониторинги, анализируем проблемы семейного чтения, изучаем информационные потребности родителей и возможные формы взаимодействия. Мониторинги проходят в форме анкетирования «Роль книги в жизни ребенка», опросов, теста-рисунка «Вечер в моей семье», который дети рисуют в классе. По результатам проведенного исследования в течение учебного года по параллелям проходят тематические родительские собрания «Недетские проблемы детского чтения» и «Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка». Какую помощь хотят получить родители от школы в решении этой сложной проблемы? Большинство родителей хотят получать информацию о новинках современной детской литературы, рекомендации по использованию Интернет-ресурсов, направленных на поддержку детского чтения, возможность получения индивидуальных консультаций, методические рекомендации специалистов в области детского чтения. В помощь родителям были подготовлены методические рекомендации по организации семейного чтения, рекомендательный список литературы. В этом возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, или, так называемого, чувственного интеллекта.
Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию читательской самостоятельности. Именно в младшем школьном возрасте идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это прежде всего герои действия. Для детей младшего школьного возраста, по мнению Л.С. Выготского, нужны произведения, которые "учат их удивляться". Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребенка очень важна: из удивления рождается интерес, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро. Поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения на первом этапе важно рассмотреть книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий.
Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребёнок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребёнка "видеть невидимое".
Уметь читать - означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик "читает", в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Литература
- Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М.: Просвещение, 1997.
2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006. - Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. - 1994. - №6.
- Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. - 2001. - №7.
- Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). - С. 8-13.
- Загашев И. Как решить любую проблему. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 128 с. - («Школа мастера»)
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб : «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб. : «Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.