- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование «Кружок «Мой край родной»»
Планирование «Кружок «Мой край родной»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Максименко Н.С. |
Дата | 28.12.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28 станицы Анастасиевской
муниципального образования Славянский район
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
конкретный вид внеурочной деятельности
(тип программы)
Кружок «Мой край родной»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Составитель: Максименко Наталья Сергеевна
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё есть не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. В условиях УДО необходимым становится привлечение учащихся к поисково-исследовательской работе, связанной с историей и культурой своей малой Родины - Кубани. Это значит - к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, деревень, поселков. Именно это положено в основу учебной программы «Наследие кубанской культуры». Образовательный потенциал краеведения во все времена был огромен и неисчерпаем. Программа «Наследие кубанской культуры» направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, на развитие мыслительно-речевых умений, формирование творческой активности ребят в едином процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языка и культуры Кубани. Кубань - это частица нашей великой Родины. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Ребята узнают, как причудливо переплелись в истории нашего края судьбы и культуры древних греков и скифов, адыгов и казаков. Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. Что и предполагает данная программа. Она построена так, что акцент изучения русского языка Кубани делается на те аспекты, которые испытывают на себе заметное влияние кубанских говоров и разговорной речи. В ней предусматриваются предупреждения и устранения произносимых и грамматических ошибок в речи учащихся, воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, литературе, истории, этнографии родного края, обогащению словарного запаса ребят за счет местной лексики и фразеологии. Цель: Формирование патриотических и морально-волевых качеств личности учащихся через познание культурного наследия Кубани. Задачи: -вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую работу, связанную с изучением истории и литературы своей малой Родины. -развитие познавательной, интеллектуальной и творческой активности учащихся в процессе освоения исторического прошлого и литературного наследия Кубани; -создание атмосферы сотрудничества, творческого партнерства педагога и учащегося в коллективе учащихся; -воспитание уважения, интереса, бережного отношения к краеведческому материалу Кубани. Срок реализации программы - 1 год. Программа разработана для учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к предмету «Кубановедение». Форма организации образовательного процесса - групповая. В основе программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности учащихся и педагога, а также активное участие родителей и местных жителей в реализации программы. Программа предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно-ориентированного подхода при соответствующей уровню подготовленности учащихся педагогической поддержке. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю с обязательной физкультминуткой.
Условия эффективной реализации программы
- Профессиональная компетентность педагога.
- Консультации учителя истории.
- Литературное обеспечение.
- Материально-техническое оснащение.
- Посещение музеев.
- Создание личностно-ориентированной образовательной среды, учет возрастных, психолого-педагогических, индивидуальных, творческих способностей учащихся.
- Формирование у учащихся качеств ответственного отношения к выполнению поручений.
Ожидаемые результаты
К концу года учащиеся должны знать:
-
История Кубани. Кто такие казаки.
-
Устное народное творчество, произведения и писатели Великой Отечественной войны. Современная литература.
-
Разделы русского языка и диалект Кубани.
-
Литературные произведения поэтов Кубани.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
Воспроизводить и анализировать литературные произведения.
-
Определять лексическое значение слова.
-
Инсценировать народные обряды.
Формы и методы контроля
-
тестирование;
-
праздники;
-
мини-соревнования, игры, викторины по кубановедению;
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем
Количество часов
Теорет.
Практич.
Всего
1
Вводное занятие
1
-
1
2
История Кубани
1
2
3
3
Культура Кубани в устном народном творчестве
3
5
8
4
Писатели и поэты Кубани о Великой Отечественной войне
2
1
3
5
Современная литература Кубани
4
5
9
6
Кубанский диалект
2
1
3
7
Культура Кубани глазами современных поэтов и художников
1
1
2
8
КТД
-
4
4
9
Итоговое занятие
1
-
1
Итого
34
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Вводное занятие (1ч.)
- История Кубани (3 ч.)
- Культура Кубани в устном народном творчестве (8 ч.)
- Писатели и поэты Кубани о Великой Отечественной войне (3 ч.)
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Наследие кубанской культуры» предполагает создание для ребят среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно. Этому должны способствовать комплекс методов. форм и средств образовательного процесса.
Основные формы занятий:
-
занятие-лекция, дискуссии;
-
практические занятия;
-
занятия на природе;
-
экскурсии, путешествия;
-
литературные ринги;
-
устные журналы;
-
посиделки;
-
игровые формы (конкурсы, турниры-викторины)
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
-
индивидуальные (самостоятельная работа с учетом возможностей ребят);
-
фронтальные (одновременно работа со всеми ребятами):
-
групповая (работа по группам);
-
коллективные (коллективное выполнение работ).
На занятиях предполагается применение следующих методов:
-
репродуктивные;
-
эвристические;
-
проектный.
- написание сочинений различных видов;
- выполнение заданий творческого характера.
Занятия проводятся с учетом дидактических требований:
-
определение цели занятия;
-
регулировка самостоятельной и коллективной работы;
-
анализ работы учащихся;
-
доступность материала;
-
систематичность;
-
воспитательный характер обучения.
Дидактические материалы:
-
схемы анализа произведений;
-
алгоритм написания сочинения;
-
иллюстративный материал;
-
фотографии, репродукции картин;
-
словари кубанских говоров;
-
географическая карта края.
Материально-техническое обеспечение
-
магнитофон;
-
видеомагнитофон;
-
фотоаппарат; ноутбук, проектор;
-
аудио-, видеокассеты, фотопленка;
-
словари;
-
иллюстративный наглядный материал, фотографии, репродукции картин;
-
географическая карта края;
V.СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Варавва И. Казачья бандура: думы, песни и легенды кубанских казаков. Краснодар. 2012.
-
Ткаченко П. Где спит казацкая слава. М. 2012.
-
Чучмай Г.Т. Тайна географических названий. Краснодар. 2013.
-
Зайцев И.Л. Легенды и были Черноморья. Краснодар. 2011.
-
Булатова Л.Н., Касаткин Л.Л., Строганова Т.Б. О русских народных говорах. М. 2011.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 станицы Анастасиевской
муниципальное образование Славянский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружок «Мой край родной»
Класс: 3 «Б»
Учитель: Максименко Наталья Сергеевна
Количество часов: всего -135 часов; в неделю- 1 час.
№
№ темы
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
час
Дата
план факт
Оборудование
урока
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Я живу в Краснодарском крае (1 ч.)
1
1
Край, в котором я живу.
1
02.09
Диск «Кубановедение», административная карта края
Предметные УУДЗнакомиться с родным краем.
Метапредметные УУД:
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в жизни и других общественных местах.
Коммуникативные УУД:
Формулировать собственное мнение.
Рассказывать о достопримечательностях, святынях родного края.
Личностные УУД: Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
История Кубани (3 ч.)
2,
3,
4
1-3
Знакомство с древней ис-торией Кубани. Пересе-ление казаков на Кубань. Экскурсия в п.Тамань
3
09.09
Дневник наблюдений, фотоаппарат
Предметные УУД: Знать периоды истории Кубани.
Метапредметные УУД:
Исследовать жизнедеятельность народов Кубани в былые времена.
Личностные УУД: Оценивать результаты своих наблюдений.
Коммуникативные УУД: Договариваться, при-ходить к общему решению в совместной деятельности
16.09
23.09
Культура Кубани в устном народном творчестве (8 ч.)
5
1
Устное народное творчество Кубани.
1
30.09
Магнитофон, обрядные песни.
Произведения П.Ткаченко «Чертова мельница»,
А.Е.Пивень «Кто такие казаки».
Материал проекта «Казачьему роду нет переводу»
Предметные УУД:
Анализировать произведения УНТ Кубани
Метапредметные УУД:
сравнивать и определять отличительные признаки произведений;
Коммуникативные УУД:
строить понятные для партнёра высказывания.
6
2
Знакомство с обрядом «Миланка».
1
07.10
7
3
Малые жанры фольклора.
1
14.10
8
4
Разучивание обрядных песен.
1
21.10
9
5
Знакомство с произведением П.Ткаченко «Чертова мельница».
1
28.10
10
6
Разучивание казачьих обрядных песен.
1
11.11
11
7
Знакомство с произведением А.Е.Пивень «Кто такие казаки».
1
18.11
12
8 Проект «Казачьему роду нет переводу»
1
25.11
Писатели и поэты Кубани о ВОВ (3 ч.)
13
1
Писатели и поэты Кубани о Великой Отечественной войне.
1
02.12
Портрет писателей, произведения В.Т.Иванеко «Не о море», Н.С.Краснов «Притча о коне».
Предметные УУД:
Анализировать примеры произведений кубанских писателей. Коммуникативные УУД:
обсуждать в группах и объяснять как понята ситуация, стремиться к сотрудничеству.
Личностные УУД:
Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.
14
- 15
2, 3
Знакомство с произведением В.Т.Иваненко «Не о море», Н.С.Краснова «Притча о коне».
Экскурсия в СДК «Анастасиевский»
2
09.12
16.12
Современная литература Кубани (9ч.)
1617
1-2
Почему моя станица так называется. Экскурсия в музей ст.Анастасиевс-кой
2
23.12
13.01
Дневник наблюдений, фотоаппарат
Произведения кубанских писателей
Предметные УУД:
Рассказывать о достопримечательностях, святынях родной станицы.
Личностные УУД:
Оценивать уровень
своего интереса, характер эмоционально-эстетического впечатления от увиденного во время экскурсии.
Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.
Метапредметные УУД:
Осмысливать значение понятий: малая родина. Находить на карте России родной регион.
Коммуникативные УУД:
Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края.
18
3
Знакомство с современными кубанскими писателями.
1
20.01
19-23
4-8
Кубань литературная.
Экскурсия в библиотеку им.А.С.Пушкина г. Краснодара
5
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
24
9
Конкурс чтецов «Мой край родной»
1
03.03
Кубанский диалект (3 ч.)
25
1
Кубанский диалект.
1
10.03
26
2 Фразеологизмы.
1
17.03
27
3
Викторина «Диалекты Кубани».
1
31.03
Культура Кубани глазами современных поэтов и художников (7ч.)
28-29
1-2
Культура Кубани.
Экскурсия в картинную галерею г.Славянска-на-Кубани.
2
07.04
14.04
Сборник «УНТ Кубани»
Произведения куб.художников
Гимн Кубани
Альбом, краски
30
3
Загадки о природе Кубани.
1
21.04
31
4
Исторические места Кубани.
1
28.04
32
5
Гимн Кубани.
05.05
33
6
Конкурс рисунков «Мы живем на Кубани».
12.05
34
7
Викторина «Мой край родной»
19.05
Планируемые результаты: знать о достопримечательностях, святынях родного края, знать символы станицы, района и края; знать правила поведения во время исполнения гимнов и выполнять их; знать историю праздников, отмечаемых в семье и в крае, понимать, что природа-это источник не только удовлетворения потребности в пище, но и источник духовного наслаждения; находить на карте родной регион, знать его историю, осмысливать значение понятия «малая родина».