Планирование «Кружок «Мой край родной»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №28 станицы Анастасиевской

муниципального образования Славянский район




.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

конкретный вид внеурочной деятельности

(тип программы)

Кружок «Мой край родной»


Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Составитель: Максименко Наталья Сергеевна



I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё есть не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. В условиях УДО необходимым становится привлечение учащихся к поисково-исследовательской работе, связанной с историей и культурой своей малой Родины - Кубани. Это значит - к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, деревень, поселков. Именно это положено в основу учебной программы «Наследие кубанской культуры». Образовательный потенциал краеведения во все времена был огромен и неисчерпаем. Программа «Наследие кубанской культуры» направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, на развитие мыслительно-речевых умений, формирование творческой активности ребят в едином процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языка и культуры Кубани. Кубань - это частица нашей великой Родины. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Ребята узнают, как причудливо переплелись в истории нашего края судьбы и культуры древних греков и скифов, адыгов и казаков. Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. Что и предполагает данная программа. Она построена так, что акцент изучения русского языка Кубани делается на те аспекты, которые испытывают на себе заметное влияние кубанских говоров и разговорной речи. В ней предусматриваются предупреждения и устранения произносимых и грамматических ошибок в речи учащихся, воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, литературе, истории, этнографии родного края, обогащению словарного запаса ребят за счет местной лексики и фразеологии. Цель: Формирование патриотических и морально-волевых качеств личности учащихся через познание культурного наследия Кубани. Задачи: -вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую работу, связанную с изучением истории и литературы своей малой Родины. -развитие познавательной, интеллектуальной и творческой активности учащихся в процессе освоения исторического прошлого и литературного наследия Кубани; -создание атмосферы сотрудничества, творческого партнерства педагога и учащегося в коллективе учащихся; -воспитание уважения, интереса, бережного отношения к краеведческому материалу Кубани. Срок реализации программы - 1 год. Программа разработана для учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к предмету «Кубановедение». Форма организации образовательного процесса - групповая. В основе программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности учащихся и педагога, а также активное участие родителей и местных жителей в реализации программы. Программа предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно-ориентированного подхода при соответствующей уровню подготовленности учащихся педагогической поддержке. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю с обязательной физкультминуткой.
Условия эффективной реализации программы

  1. Профессиональная компетентность педагога.
  2. Консультации учителя истории.
  3. Литературное обеспечение.
  4. Материально-техническое оснащение.
  5. Посещение музеев.
  6. Создание личностно-ориентированной образовательной среды, учет возрастных, психолого-педагогических, индивидуальных, творческих способностей учащихся.
  7. Формирование у учащихся качеств ответственного отношения к выполнению поручений.

Ожидаемые результаты

К концу года учащиеся должны знать:

  • История Кубани. Кто такие казаки.

  • Устное народное творчество, произведения и писатели Великой Отечественной войны. Современная литература.

  • Разделы русского языка и диалект Кубани.

  • Литературные произведения поэтов Кубани.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • Воспроизводить и анализировать литературные произведения.

  • Определять лексическое значение слова.

  • Инсценировать народные обряды.

Формы и методы контроля


  • тестирование;

  • праздники;

  • мини-соревнования, игры, викторины по кубановедению;


II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем
Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

История Кубани

1

2

3

3

Культура Кубани в устном народном творчестве

3

5

8

4

Писатели и поэты Кубани о Великой Отечественной войне

2

1

3

5

Современная литература Кубани

4

5

9

6

Кубанский диалект

2

1

3

7

Культура Кубани глазами современных поэтов и художников

1

1

2

8

КТД

-

4

4

9

Итоговое занятие

1

-

1


Итого



34

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Вводное занятие (1ч.)

Обозначение целей и задач объединения. Выявление индивидуальных способностей ребят.
  1. История Кубани (3 ч.)
Знакомство с древней историей Кубани, с первыми кубанскими поселениями, с устным народным творчеством Кубани, с казачьими переселениями, с кубанскими охранительными службами, с обычаями, с военными произведениями, пословицами, поговорками, песнями, с великими кубанскими героями. Практическая работа: чтение и анализ произведений: «Переселение казаков на Кубань», «Стража пограничная», «Денек станичной жизни», «Казак - девица». Создание композиций быта и жизни казаков.
  1. Культура Кубани в устном народном творчестве (8 ч.)
Знакомство с обрядом «Мыланка». Малые жанры фольклора. Разучивание обрядных песен. Инсценировка. Практическая работа: чтение и анализ произведений: П.Ткаченко «Чертова мельница», А.Е.Пивень «Кто такие казаки». Сочинение-рассуждение «Казачьему роду не быть переводу»
  1. Писатели и поэты Кубани о Великой Отечественной войне (3 ч.)
Знакомство с кубанскими писателями, их участие в военных событиях. Практическая работа: чтение и анализ произведений: В.Т.Иваненко «Не о море», Н.С.Краснов «Притча о коне». Конкурс рисунка-эскиза памятника. 5.Современная литература Кубани (9ч.) Знакомство с современными кубанскими писателями, с их биографией и творчеством. Практическая работа: Викторина «Наша Кубань». 6.Кубанский диалект (3 ч.) Диалект Кубани. Лексика. Фразеология. Практическая работа: упражнения в воспроизведения диалекта Кубани. Викторина «Диалекты Кубани». 7.Культура Кубани глазами современных поэтов и художников (2 ч.) Литературные и художественные произведения кубанцев. Практическая работа: чтение и анализ произведений: Г.Семизоров «Глубинка России». 8.КТД . Участие в конкурсных программах, викторинах, игровых программах, интеллектуальных состязаниях, праздниках. 9.Итоговое занятие (1 ч.) Подведение итогов работы. Демонстрация результатов.

IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Наследие кубанской культуры» предполагает создание для ребят среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно. Этому должны способствовать комплекс методов. форм и средств образовательного процесса.

Основные формы занятий:

  • занятие-лекция, дискуссии;

  • практические занятия;

  • занятия на природе;

  • экскурсии, путешествия;

  • литературные ринги;

  • устные журналы;

  • посиделки;

  • игровые формы (конкурсы, турниры-викторины)

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальные (самостоятельная работа с учетом возможностей ребят);

  • фронтальные (одновременно работа со всеми ребятами):

  • групповая (работа по группам);

  • коллективные (коллективное выполнение работ).

На занятиях предполагается применение следующих методов:

  • репродуктивные;

  • эвристические;

  • проектный.

При работе с ребятами младшего школьного возраста выделяется определенная специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. В особом соотношении находятся и репродуктивные и эвристические методы. Репродуктивные методы рассматриваются как ступени обучения и предусматривают приобретение знаний учащимися. Творческие эвристические методы предусматривают подбор оригинального действия для решения практических заданий, ведущие к использованию прошлого опыта, оригинальных идей. К творческим видам деятельности на занятиях относятся:
  • написание сочинений различных видов;
  • выполнение заданий творческого характера.
Для развития творческой деятельности педагогу следует обращать внимание на самостоятельную деятельность ребят, на формирование творческих интересов.

Занятия проводятся с учетом дидактических требований:

  • определение цели занятия;

  • регулировка самостоятельной и коллективной работы;

  • анализ работы учащихся;

  • доступность материала;

  • систематичность;

  • воспитательный характер обучения.

Дидактические материалы:

  • схемы анализа произведений;

  • алгоритм написания сочинения;

  • иллюстративный материал;

  • фотографии, репродукции картин;

  • словари кубанских говоров;

  • географическая карта края.

Материально-техническое обеспечение


  • магнитофон;

  • видеомагнитофон;

  • фотоаппарат; ноутбук, проектор;

  • аудио-, видеокассеты, фотопленка;

  • словари;

  • иллюстративный наглядный материал, фотографии, репродукции картин;

  • географическая карта края;


V.СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Варавва И. Казачья бандура: думы, песни и легенды кубанских казаков. Краснодар. 2012.

  2. Ткаченко П. Где спит казацкая слава. М. 2012.

  3. Чучмай Г.Т. Тайна географических названий. Краснодар. 2013.

  4. Зайцев И.Л. Легенды и были Черноморья. Краснодар. 2011.

  5. Булатова Л.Н., Касаткин Л.Л., Строганова Т.Б. О русских народных говорах. М. 2011.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 станицы Анастасиевской

муниципальное образование Славянский район




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружок «Мой край родной»







Класс: 3 «Б»

Учитель: Максименко Наталья Сергеевна

Количество часов: всего -135 часов; в неделю- 1 час.











№ темы

Содержание

(разделы, темы)


Кол-во

час

Дата

план факт

Оборудование

урока

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Я живу в Краснодарском крае (1 ч.)

1

1

Край, в котором я живу.

1

02.09


Диск «Кубановедение», административная карта края

Предметные УУДЗнакомиться с родным краем.

Метапредметные УУД:

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в жизни и других общественных местах.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение.

Рассказывать о достопримечательностях, святынях родного края.

Личностные УУД: Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

История Кубани (3 ч.)

2,

3,

4

1-3



Знакомство с древней ис-торией Кубани. Пересе-ление казаков на Кубань. Экскурсия в п.Тамань

3

09.09


Дневник наблюдений, фотоаппарат

Предметные УУД: Знать периоды истории Кубани.

Метапредметные УУД:

Исследовать жизнедеятельность народов Кубани в былые времена.

Личностные УУД: Оценивать результаты своих наблюдений.

Коммуникативные УУД: Договариваться, при-ходить к общему решению в совместной деятельности

16.09


23.09


Культура Кубани в устном народном творчестве (8 ч.)

5

1

Устное народное творчество Кубани.

1

30.09


Магнитофон, обрядные песни.

Произведения П.Ткаченко «Чертова мельница»,

А.Е.Пивень «Кто такие казаки».

Материал проекта «Казачьему роду нет переводу»

Предметные УУД:

Анализировать произведения УНТ Кубани

Метапредметные УУД:

сравнивать и определять отличительные признаки произведений;

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

6

2

Знакомство с обрядом «Миланка».

1

07.10


7

3

Малые жанры фольклора.

1

14.10


8

4

Разучивание обрядных песен.

1

21.10


9

5

Знакомство с произведением П.Ткаченко «Чертова мельница».

1

28.10


10

6

Разучивание казачьих обрядных песен.

1

11.11


11

7

Знакомство с произведением А.Е.Пивень «Кто такие казаки».

1

18.11


12

8 Проект «Казачьему роду нет переводу»

1

25.11


Писатели и поэты Кубани о ВОВ (3 ч.)

13

1

Писатели и поэты Кубани о Великой Отечественной войне.

1

02.12


Портрет писателей, произведения В.Т.Иванеко «Не о море», Н.С.Краснов «Притча о коне».

Предметные УУД:

Анализировать примеры произведений кубанских писателей. Коммуникативные УУД:

обсуждать в группах и объяснять как понята ситуация, стремиться к сотрудничеству.

Личностные УУД:

Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.

14

- 15

2, 3

Знакомство с произведением В.Т.Иваненко «Не о море», Н.С.Краснова «Притча о коне».

Экскурсия в СДК «Анастасиевский»

2

09.12





16.12


Современная литература Кубани (9ч.)

1617

1-2

Почему моя станица так называется. Экскурсия в музей ст.Анастасиевс-кой

2

23.12

13.01


Дневник наблюдений, фотоаппарат

Произведения кубанских писателей

Предметные УУД:

Рассказывать о достопримечательностях, святынях родной станицы.

Личностные УУД:

Оценивать уровень

своего интереса, характер эмоционально-эстетического впечатления от увиденного во время экскурсии.

Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.

Метапредметные УУД:

Осмысливать значение понятий: малая родина. Находить на карте России родной регион.

Коммуникативные УУД:

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края.

18

3

Знакомство с современными кубанскими писателями.

1

20.01


19-23

4-8

Кубань литературная.

Экскурсия в библиотеку им.А.С.Пушкина г. Краснодара

5

27.01

03.02

10.02

17.02

24.02


24

9

Конкурс чтецов «Мой край родной»

1

03.03


Кубанский диалект (3 ч.)

25

1

Кубанский диалект.

1

10.03



26

2 Фразеологизмы.

1

17.03


27

3

Викторина «Диалекты Кубани».

1

31.03


Культура Кубани глазами современных поэтов и художников (7ч.)

28-29

1-2

Культура Кубани.

Экскурсия в картинную галерею г.Славянска-на-Кубани.

2

07.04

14.04


Сборник «УНТ Кубани»

Произведения куб.художников

Гимн Кубани

Альбом, краски

30

3

Загадки о природе Кубани.

1

21.04


31

4

Исторические места Кубани.

1

28.04


32

5

Гимн Кубани.


05.05


33

6

Конкурс рисунков «Мы живем на Кубани».


12.05


34

7

Викторина «Мой край родной»


19.05


Планируемые результаты: знать о достопримечательностях, святынях родного края, знать символы станицы, района и края; знать правила поведения во время исполнения гимнов и выполнять их; знать историю праздников, отмечаемых в семье и в крае, понимать, что природа-это источник не только удовлетворения потребности в пище, но и источник духовного наслаждения; находить на карте родной регион, знать его историю, осмысливать значение понятия «малая родина».






© 2010-2022