- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на педсовете Образ выпускника начальной школы
Выступление на педсовете Образ выпускника начальной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилина Л.И. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление « Образ выпускника начальной школы в свете требований ФГОС » «Образ выпускника» начальной школы - это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Образ выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Основная образовательная программа ОУ. Таким образом, модель выступает как норматив. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. При создании современного образа выпускника неоходимо задуматься о конкурентноспособности образовательной системы с другими мировыми системами. На Заседании итоговой коллегии Минобрнауки России 19 марта 2011 года было отмечено, что «наше будущее было сформулировано в следующих словах: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация». Эти мировые вызовы требуют формирования новых компетенций: - умения работать с большими объектами информации; - коммуникативных навыков; - креативности; - способности переобучаться. Необходимы другие установки:
- установка на инициативу в приобретении компетенций и
- готовность и способность к технологическим, организационным,
- высокая социальная активность;
- требовательность к исполнению обязательств, ориентация на
- способность быстро адаптироваться к новым вызовам;
- компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. В ФГОС ОО в портрете выпускника заложена преемственность в развитии личностных качеств, при этом идет расширение наполненности данных качеств. Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС Портрет выпускника начальной школы Портрет выпускника основной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; -социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; -уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; -осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; -ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы
Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями? В портрете выпускника начальной школы представлены результаты :
- Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация).
- Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Любящий свой край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Смыслообразование (мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания»)
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Нравственно - этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Когда мы распределим и соотнесем качество личности , прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества. Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД. Метапредметные УУД Качества личности в портрете выпускника начальной школы Регулятивный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Владеющий основами умения учиться.
Регулятивный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). Владеющий основами умения учиться. Умеющий высказывать свое мнение.
Коммуникативный компонент (навыки сотрудничества, речевая деятельность).
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера. Умеющий высказывать свое мнение.
Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО предполагают усвоение еще и предметных действий:
- Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию , применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира).
- нравственный потенциал;
- познавательный потенциал;
- коммуникативный потенциал;
- эстетический потенциал;
- физиологический потенциал.
- Проектирование учебного процесса
- Организация работы обучающихся
- Оценочная деятельность
- ИКТ - компетентность.
- Информационные технологии
- Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
- Технология , основанная на реализации проектной деятельности
- Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Мы будем очень рады, если выпускники нашей школы научатся понимать и применять в жизни такие понятиями:
- «Живу в России, и мне это нравится»;
- «Расту нормальным хорошим человеком»;
- «Хочу учиться»;
- «Учусь успеху»;
- «Контролирую ситуацию»;
- «Учусь оценивать»;
- «Думаю, говорю, делаю сам»;
- «Всегда на связи»;
- «В здоровом теле здоровый дух».
8