Внеклассное занятие по русскому языку Крылатые слова 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие по русскому языку « Крылатые выражения»

Цели.

Познакомить учащихся с понятием «крылатые выражения»

Обучающие цели:

- ввести понятие о крылатых выражениях;

-формировать умение употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;

- указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;

Развивающие:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы;

- развитие интереса к предмету

Воспитывающие:

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности

Ход занятия

  1. Актуализация внимания.
  2. Сообщение темы и целей занятия
Сегодня наше внеклассное занятие посвящено интересным выражениям. Речь пойдет о выражениях, которые состоят из нескольких слов. Это « крылатые выражения№. Что это за выражения, почему их называют «крылатыми» постараемся выяснить.
  1. Формирование знаний.
Задание 1.
  1. Послушайте текст. Подумайте, какими словами из текста можно его озаглавить?
Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой - пальчики оближешь. Словом будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку. - Как вы предлагаете озаглавить текст? - Выберите подходящую иллюстрацию к этому заглавию. - Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте? - Как вы их понимаете? Задание 2. - В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. во весь дух - быстро морочить голову - обманывать в час по чайной ложке - медленно рукой подать - близко - Что они обозначают? - Можно ли их понимать в прямом смысле? Сейчас послушайте учеников. Вот какое недоразумение может произойти. Замолчи Петрусь, говорят! Прикуси язык, говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил! - Что случилось с Петрусем? - Почему это произошло? - Как надо понимать выражение «прикуси язык»? Мухи белые летели, На дворы, на крыши сели. Не сочтете белых мух, Что летают словно пух. - Как объясните выражение «белые мухи», что это? - Почему снежинки называют «белыми мухами»? Задание 3. От каждого ряда выйдут по одному ученику и прочитают шуточные стихотворения. А вы послушайте и найдите устойчивые обороты.
  1. За окном едва
Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава. Другой, засучив рукава. - Какой здесь устойчивый оборот? -Когда эти выражения употребляют? 2) Оказался молодцом, Смог осилить ношу Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу. -Какой здесь оборот? Когда употребляют? 3) Вешать можно на гвозди Полотенце и трость. Лампу, плащ или шляпу, И веревку, и тряпку. Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде. -Какой здесь оборот? Когда употребляют?

Задание 4.

Ученики нашего класса получили задание, найти историю некоторых выражений. Давайте их послушаем.

1 ученик. Историю многих оборотов нам объяснить трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво - работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали - работают - засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

2 ученик. Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься - попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак - попал в неудобное положение. 3 ученик. Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку - шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде. 4 ученик. Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы., распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Что бы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. - Молодца вы хорошо подготовились.

Задание 5.

Послушайте стихотворение.

«Ни пуха, ни пера»

Рано утром Мама-Квочка

В класс отправила сыночка

Говорила: «Не дерись, не петушись».

Поспеши уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера.

Через час едва живой

Петушок идет домой

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

- Что пожелала Мама-Квочка, провожая его пожеланием «Ни пуха, ни пера»?

- Почему стихотворение заканчивается словами «Ни пуха, ни пера»?

- Где они употреблены в переносном значении?

Ребята нам покажут сценку « Три загадки»

Поссорились на перемене ребята.

Один кричит:

-Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все следишь? Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:

- стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

- Какие три загадки должны разгадать ребята?

Ответы детей (открыть записи на доске)

Кто сможет объяснить?

Где раки зимуют. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить трудно, т.к. раки прячутся под коряги, в норы и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать их ледяной воды. Человек замерзнет, застудит руки и тяжело заболеет. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, говорят: « Я покажу, где раки зимуют» Два других выражения - лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами - связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки, змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда

Вдым разругаетесь.

Потом - сгорите от стыда.

Каждая пара получила кроссворд. Разгадайте его.

По горизонтали:

Назови одним словом:

  1. Морочить голову …(обманывать)

  2. В час по чайной ложке… (медленно)

Закончи фразу:

  1. Нем как …(рыба)

  2. Голоден как…(волк)

По вертикали:

Назови одним словом:

  1. Рукой подать…(близко)

  2. Во весь дух…(быстро)

Закончи фразу:

  1. Хитер как…(лиса)

  2. Труслив как …(заяц)

МОЛОДЦЫ!

  1. Закрепление.

- Посмотрите на все рисунки и скажите, с какими выражениями мы познакомились? - Можно ли их понимать в прямом смысле? - Так что же это «крылатые выражения»? 1. Многие выражения близкие по значению одному слову. Их употребляют в переносном значении. 2. В крылатых выражениях не разрешается заменять одно слово с другим. 6. Рефлексия. - Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел а галошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, автомобиль BMW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки на ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет. -Ну, что уши развесили? -попались на удочку?



Внеклассное занятие по русскому языку Крылатые слова 4 класс

Внеклассное занятие по русскому языку Крылатые слова 4 класс

Внеклассное занятие по русскому языку Крылатые слова 4 класс

© 2010-2022