- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие по русскому языку Крылатые слова 4 класс
Внеклассное занятие по русскому языку Крылатые слова 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Киселёва Н.В. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное занятие по русскому языку « Крылатые выражения»
Цели.
Познакомить учащихся с понятием «крылатые выражения»
Обучающие цели:
- ввести понятие о крылатых выражениях;
-формировать умение употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;
- указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;
Развивающие:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы;
- развитие интереса к предмету
Воспитывающие:
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в группах ,в парах;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности
Ход занятия
- Актуализация внимания.
- Сообщение темы и целей занятия
- Формирование знаний.
- Послушайте текст. Подумайте, какими словами из текста можно его озаглавить?
- За окном едва
Задание 4.
Ученики нашего класса получили задание, найти историю некоторых выражений. Давайте их послушаем.
1 ученик. Историю многих оборотов нам объяснить трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво - работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали - работают - засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
2 ученик. Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься - попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак - попал в неудобное положение. 3 ученик. Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку - шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде. 4 ученик. Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы., распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Что бы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. - Молодца вы хорошо подготовились.
Задание 5.
Послушайте стихотворение.
«Ни пуха, ни пера»
Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: «Не дерись, не петушись».
Поспеши уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
- Что пожелала Мама-Квочка, провожая его пожеланием «Ни пуха, ни пера»?
- Почему стихотворение заканчивается словами «Ни пуха, ни пера»?
- Где они употреблены в переносном значении?
Ребята нам покажут сценку « Три загадки»
Поссорились на перемене ребята.
Один кричит:
-Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
- Все следишь? Наверное, и спишь с открытыми глазами?
Тут дежурный как крикнет:
- стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.
- Какие три загадки должны разгадать ребята?
Ответы детей (открыть записи на доске)
Кто сможет объяснить?
Где раки зимуют. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить трудно, т.к. раки прячутся под коряги, в норы и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать их ледяной воды. Человек замерзнет, застудит руки и тяжело заболеет. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, говорят: « Я покажу, где раки зимуют» Два других выражения - лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами - связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки, змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда
Вдым разругаетесь.
Потом - сгорите от стыда.
Каждая пара получила кроссворд. Разгадайте его.
По горизонтали:
Назови одним словом:
-
Морочить голову …(обманывать)
-
В час по чайной ложке… (медленно)
Закончи фразу:
-
Нем как …(рыба)
-
Голоден как…(волк)
По вертикали:
Назови одним словом:
-
Рукой подать…(близко)
-
Во весь дух…(быстро)
Закончи фразу:
-
Хитер как…(лиса)
-
Труслив как …(заяц)
МОЛОДЦЫ!
-
Закрепление.