Социализация воспитанников детских домов и школ-интернатов через их участие в детском объединении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация воспитанников детских домов и школ-интернатов через их участие в детском объединении

Н.Л. Конькова,

аспирант Приамурского государственного университета имени Шолом -Алейхема, член научной школы «Генезис воспитательного потенциала детского общественного движения» (г.Биробиджан, Россия).



Существующая система воспитания детей-сирот, оставаясь до сих пор по сути закрытой, в значительной мере оторванной, отгороженной от реальной жизни общества, от его насущных проблем, не в достаточной мере готовит личность, адаптированную к новым условиям. В этой ситуации возникает необходимость в поиске путей, направленных на обеспечение адаптации воспитанников к самостоятельной жизни в условиях нестабильного, быстро меняющегося мира. Это позволит существенно снизить рост числа безработных, неблагополучных семей, преступности в стране, особенно среди молодежи. Рассматривая социальную адаптации как процесс не только вхождения личности в меняющиеся социально-экономические условия, но и в различные объединения и коллективы, имеющие свою иерархию и систему ценностей, мы особое значение придаем детскому объединению как демократической формы организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Участие в детском объединении дает ребятам возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своей жизни, что необходимо и полезно для будущей успешной социализации в обществе, для формирования содержательно-продуктивного общения в рамках тех или иных социальных ролей.[1] В Еврейской автономной области уже два года реализуется проект «Путь к успеху», направленный на активизацию деятельности детских объединений в интернатных учреждениях. Данный проект получил грантовую поддержку от Правительства ЕАО в рамках областного конкурса социальных проектов. Проект «Путь к успеху» направлен на поддержку и сопровождение процесса социальной адаптации, социализации воспитанников и выпускников детских домов, школ-интернатов, образовательных учреждений начального профессионального образования Еврейской автономной области через пошаговое обучение команд воспитанников и педагогов-тьюторов навыкам лидерства. Основная проблема, решаемая в ходе данного проекта, направлена на интеграцию воспитанников и выпускников детских домов, школ-интерна­тов, образовательных учреждений начального профессионального образо­вания в общество через формирование лидерских качеств. Низкая степень интеграции и социализации воспитанников и выпускников детских домов, школ-интернатов, образовательных учреждений начального профессионального образования является проблемой, которая проявляется у воспитанников как: отсутствие социально-психологической готовности к переходу во взрослую жизнь, недостаточное знание или незнание своих прав и гарантий, механизмов их реализации; низкая степень ответственности за собственные действия и решения; иждивенческая позиция как следствие проживания в условиях полного госу­дарственного обеспечения.[3] В настоящее время действующие механизмы социальной адаптации, соци­альной практики, социального партнерства, социальной ответственности воспитанников и выпускников детских домов, школ-интернатов, образователь­ных учреждений начального профессионального образования являются недо­статочными. Отбор участников проекта проводится в соответствии с социаль­ными потребностями по осуществлению успешной социализации воспитанни­ков и выпускников областных образовательных учреждений, расположенных на территории ЕАО с учетом интересов воспитанников и выпускников ОУ, ори­ентации их на успешную социализацию, приобретение навыков социального партнерства, социальной практики, социальной ответственности.[2] Актуальность социального проекта «Путь к успеху» состоит в том, что при помощи новых механизмов, средств, технологий воспитанники областных образовательных учреждений общественного воспитания и начального профес­сионального образования Еврейской автономной области станут дружной, сплоченной командой лидеров; узнают свои внутренние ресурсы и ресурсы других; смогут в любых ситуациях опираться на эти ресурсы и значительно меньше зависеть от других людей; научатся делать выбор в разных ситуациях и принимать ответственность за него; смогут намного активнее вовлекать других людей в совместную творческую и другую деятельность; научатся делиться с другими людьми и чувствовать себя способными оказать помощь и поддержку другим, что поможет им в последствии успешно вписаться в современное общество. Уход от разрешения проблем интеграции и социализации чреват далеко иду­щими последствиями, в том числе асоциальностью выпускников этих об­разовательных учреждений.[4] Цель проекта: создание условий для социальной адаптации воспитанников детских домов, школ-интернатов, ОУ НПО, готовности к осознанному выбору, успешной социализации через расширение необходимых знаний и навыков, со­здание и развитие возможностей для их дальнейшей интеграции с обществом, профессионального и личностного роста через формирование лидерских ка­честв. Задачи проекта: -формировать ценностное позитивное отношение к окружающему миру; -изменять психологию наблюдателя до первооткрывателя, исполнителя, координатора, организатора, инициатора, исследователя, победителя; -воспитывать самостоятельность и умение принимать решения, реализовать их на практике и отвечать за результат; -актуализировать потребности в личностном росте, социальной компетентно­сти, которая заключается в привитии навыков конструктивного взаимодействия, развитии способностей и интересов. -создавать условия для социальной практики, социального партнерства, фор­мирования социальной ответственности, социализации воспитанников в обще­стве. Стратегия выполнения и механизмы реализации проекта обеспечивают поэтапное обучение команд воспитанников и педагогов-тьюторов навыкам лидерства: 1 этап - «для себя»:осознание, что значит быть лидером, формирование ценност­ных установок, позиции лидера. Участники: 2 педагога и 5 воспитанников из каждого ОУ. Форма: учебные занятия, практикумы, проектирование, практические занятия, тренинги, экскурсии. 2 этап - «для меня сегодня»: предоставляется возможность социальной практи­ки. Форма: практические занятия, тренинги, проектирование, экскурсии. Участники: обученные лидеры, педагоги-тьюторы и 25 воспитанников из каждого ОУ. 3 этап - «для ОУ»: обучение других воспитанников навыкам общения, социаль­ной практики, социального партнерства. Участники: воспитанники и выпускни­ки детских домов, школ-интернатов, ОУНПО. 4 этап - «для других» -реализация проекта на уровне взаимообмена: обмен опы­том, взаимообучение. Участники: команда лидеров, представляющая свое об­разовательное учреждение. 5 этап - заключительный: Слет лидеров областных образовательных учреждений ЕАО. Участники: команды лидеров образовательных учреждений - участников проекта, команда координаторов проекта. Ступени личностного роста участников проекта отражают промежуточные достижения и итоговые результаты: 1 ступень: выявление, раскрытие в себе скрытых ранее способностей к определенному виду деятельности; сравнение себя с другими людьми- «Я среди других»; ощущение интереса к себе окружающих (в т.ч. педагогов) благодаря новым личностным проявлениям в творческой социально-значимой деятельности и общении; пробуждение потребности входить в деловой и эмоциональный контакт с окружающими. 2 ступень: занятие своего места в коллективе, удовлетворение от сознания своей значимости для других; осознание ценностей гуманных отношений между людьми; появление потребности в расширении социальных контактов, участие в коллективной творческой деятельности, в основе которых - стремление прине­сти добро и радость людям, осознание своей значимости в социальной практи­ке, социальном партнерстве.. 3 ступень: обогащение опыта делового сотрудничества с ребятами и педагогами; формирование адекватной реакции на сложные, в т.ч. негативные жизненные ситуации; проявление потребности совершенствовать свои знания и умения для более активного их применения на благо обществу, обогащение опыта социальной практики, социального партнерства. 4 ступень: участие в воспроизводстве наиболее ценных межличностных отношений; потребность самому творчески участвовать в разработке целей и задач, программ развития деятельности коллектива, приобретение опыта социальной практики, социального партнерства. Ступени социального становления воспитанников предполагают динамику движения к лидерству по каждому направлению (социальный лидер, лидер-интеллектуал, лидер-умелец, творческий лидер). Главное в данном проекте: обеспечить личностное продвижение каждого участника проекта по ступеням личностного роста на пути к успеху в учёбе, общении, труде и жизни. Главное на пути к успеху по ступеням роста - предоставление возможности реализовать стремление личности внести свой вклад в решение актуальных проблем в доступной социальной деятельности. Данный проект реализуется по следующим направлениям: профориентация - «Мой выбор»; здоровый образ жизни- «В здоровом теле...»; самоуправление- «Новое поколение»; толерантность - «Мы вместе»; проектирование с использованием ИКТ. Все виды деятельности тесно связаны и взаимообусловлены, применимы ко всем направлениям проекта, в том числе: игровая, досуговая, познавательная, аналитическая, организаторская, социально-проектировочная, редакционно-издательская. Учебно-методическое обеспечение проекта: КИМ (тесты, анкеты, опросники). Электронные методические рекомендации; опорные проектные схемы; блок психолого-педагогических тренингов; комплекс лекционных материалов, ТСО (диктофоны, видеоаппаратура, компьютер и т.д.) Учебные и практические занятия проводятся в различных формах: деловые, ролевые, проектировочные, коммуникативные, профориентационные игры, дискуссии, тренинги, диспуты, презентации, проектирование, использование ИКТ, экскурсии. Критерии оценки эффективности проекта согласно поставленным задачам и планируемым результатам: соответствие деятельности по проекту современным запросам и нормативно-правовой базе; готовность педагогов и воспитанников ОУ области к работе в новых условиях по реализации задач проекта; наличие методической, материально-технической базы для успешной реали­зации проекта; освоенные ключевые компетентности :проектная, социальная, коммуникатив­ная; значимые события, планируемые и проведенные участниками проекта, направленные на решение социально-значимых проблем и повышение социаль­ного и личностного потенциала воспитанников; использование полученного опыта в социально значимой деятельности; наличие социальных партнеров и добровольческой деятельности; создание, передача и принятие проектов, моделей, технологий социально-ориентированного воспитания совместно с другими учреждениями, публикация творческих работ участников проекта; востребованность проекта, его долгосрочная реализация через внедрение в практику новых моделей и технологий, ориентированных на достижение воспи­танниками уровня социальной и личностной зрелости; распространение информации посредством СМИ, публикаций, через сайт ОблИПКПР. Ожидаемые результаты проекта: апробация проекта на практике; сформированность жизненных навыков по социальной адаптации, социальной практике, социального партнерства, социальной ответственности к взрослой жизни у воспитанников детских домов, школ-интернатов, ОУНПО; усвоение новых форм поведения, приобретение навыков бесконфликтного, конструктивного общения воспитанниками детских домов, школ-интернатов, ОУНПО; обретение адекватной самооценки, позитивного мировоззрения и уверенности в будущем; успешная самореализация, объективное оценивание и осмысление своих возможностей; конструктивное сотрудничество и взаимодействие педагогов, воспитанников, выпускников детских домов, школ-интернатов, УНПО с целью дальнейшей реализации проекта. В период постпроектной деятельности проект предусматривает: аналитическую работу: анализ, подведение итогов реализации проекта; мониторинг потребностей и интересов участников; публикацию творческих работ участников проекта, использование наработанных материалов образовательными учреждениями, постинтернатное сопровождение выпускников, обучающихся по данному проекту, корректировка проекта, дальнейшее взаимодействие и сотрудничество с ОУ, внедрение проекта в другие ОУ; проведение областных мероприятий: слетов, форумов и т.д. На областном лидеров слете каждое образовательное учреждение представило свою команду в форме творческой визитки. После творческого выступления команд был организована игра «Мозговой штурм», в ходе которой участники подбирали ассоциации к словам: лидер, творчество, успех. Самым важным этапом на слете была защита социальных проектов. За активное участие в реализации проекта «Путь к успеху» и подготовку актуальных социальных проектов все команды награждены дипломами участника и электронной книгой. Победителем признана команда ОГОБУ «Детский дом № 3», которая награждена дипломом победителя и компьютерным планшетом. С целью анализа эффективности данного проекта были проведены:[5] 1.Анкета «Самооценка себя в группе» Качество До проекта После проекта Доверяющий 25% 83% Осторожный 64% 44% Активный 45% 86% Слушающий 65% 35% Говорящий 35% 86% Настойчивый 35% 86% Организующий 25% 54% Поддерживающий 45% 83% Отстраненный 64% 23% Ведущий 15% 55% Ведомый другим 64% 23% Уверенный 24% 83% Выжидающий 64% 15% 2.Оценка роли ведущего: до и после проекта. Кто для тебя ведущий проекта До проекта После проекта Друг 0% 24% Воспитатель 25% 45% Учитель 0% 54% Помощник 16% 65% Незнакомец 85% 0% 3.Методика «Роза ветров»- до и после проекта Отношение к проекту До проекта После проекта Творчество 23% 65% Бессмыслица 55% 0% Комфорт 35% 85% Страх 24% 0% Безразличие 55% 0% Интерес 23% 85% Открытие 16% 87% Непонимание 65% 0%

Сводная характеристика отношения к проекту

Отношение к проекту До проекта После проекта Положительное 28% 78% Настороженное 64% 29% Отрицательное 58% 23%

География реализации проекта расширяется. Если в слете участвовали детские объединения из городских детских домов, то в форуме детских объединений «Мы вместе» приняли участие школы-интернаты области. А в форуме «Генезис воспитательного потенциала детского общественного движения», посвященного 95-летию дополнительного образования детей в России II Международной научно-практической конференции «Педагогические основы становления субъектности в образовательном пространстве: проблема, поиск, решение» участвовали и учреждения начального и среднего профессионального образования. О результативности проекта свидетельствуют следующие показатели: сформированы команды лидеров в каждом образовательном учреждении; организовано конструктивное сотрудничество и взаимодействие педагогов, воспитанников, выпускников детских домов, ОУ НПО; освоены ключевые компетентности: проектная, социальная, коммуникативная; созданы условия для социального партнерства и добровольческой деятельности; материалы по реализации проекта опубликованы в средствах массовой информации и на сайте ОблИПКПР; разработанные проекты востребованы, актуальны и реализуются в ОУ; готовность команд лидеров к дальнейшему сотрудничеству, обмену опытом. Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект успешно реализуется в области и способствует созданию условий для эффективной социализации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов и содействует их общению вне стен детских домов со сверстниками и взрослыми.









Литература



1.Григорова В.К. Детское движение на Дальнем Востоке России: Монография. - Биробиджан: Изд-во ГОУ ВПО « ДВГСГА», 2010.-200 с. 2.Детские и молодежные общественные объединения России: Справочник. М., 1995; Теория, история, методика детского движения. Вып. 4. М., 1998. 3.Детское движение: словарь-справочник (Составители и редакторы - Т. В. Трухачева., А.Г. Кирпичник. - М.: Ассоциация исследователей детского движения, 2005. 4.Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. № 1. 5.Интернет-ресурсы: niro.nnov.ru/ festival.1september.ru/ Сведения об авторе: Конькова Нелли Леонидовна, старший преподаватель кафедры педагогического менеджмента Областного института повышения квалификации педагогических работников, аспирант Приамурского государственного университета имени Шолом -Алейхема, член научной школы «Генезис воспитательного потенциала детского общественного движения» (г.Биробиджан, Россия). Адрес: г. Биробиджан ЕАО, Пионерская 54-30 Рабочий телефон: 8 426 22 6 68 32 Сотовый: 8 964 827 19 60 Электронная почта: [email protected] Выражаю особую благодарность моему научному руководителю профессору, кандидату педагогических наук Владилене Константиновне Григоровой за высокий профессионализм, мастерство в оказании помощи при подготовке статей, публикации их в журналах, за эффективное руководство моей деятельностью как аспиранта, за чуткое, внимательное, тактичное отношение.











































9

© 2010-2022