- Преподавателю
- Начальные классы
- Эссе на тему Я-учитель
Эссе на тему Я-учитель
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козловская Л.Д. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эссе «Я - учитель»
Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, он рвётся ввысь;
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д. С. Лихачёв.
Всё в жизни начинается со школы и любви. Любви материнской и учительской. Мы дарим свою любовь, в глубине души надеясь на взаимность. Как светятся лица учителей, когда они чувствуют, знают, что их любят ученики. А любовь учеников к своему педагогу нельзя сыграть, она выше фальши! Для того чтобы заслужить и быть достойным этой любви, сколько бессонных ночей проводит учитель, стараясь найти к каждому уроку что-то особенное, неповторимое и полезное. На такое способны только горячо любящие свою работу люди. Своё маленькое рассуждение о любимой профессии мне бы хотелось начать с вопроса. Учителя, как распознать вас в повседневной жизни? Покупая сумочку, вы, прежде всего, смотрите не на её дизайн, а на её вместимость, чтобы туда положить как можно больше тетрадей! Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами, хотя и не числится в штате школы. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему уроку. Желание быть учителем во мне родилось в самом раннем детстве. Моя тётя Валентина Ильинична работала учителем начальных классов и часто брала меня с собой в школу. Именно в её классе я училась добру, любви и пониманию. Я наблюдала за тем, как она проверяет тетради, пишет планы, ведёт уроки, тепло и трепетно относится к детям. Пожалуй, это и сыграло решающую роль в моём жизненном самоопределении. Вот и сбылась моя детская мечта! Я стою у доски и ощущаю на себе взгляды тех, ради кого я пришла работать в школу. Мои первые дети… мы смотрим друг другу в глаза. «Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок!» Я вспоминаю свои первые уроки и меня охватывает ужас: неуверенная, неопытная девушка часто давала поверхностные ответы на серьёзные вопросы детей. Сегодня я понимаю, что быть учителем - это очень большая ответственность. Часто говорят, что школьник готовится к взрослой жизни, но ребёнок уже живёт. Отсюда и принцип, который стал стержнем моей работы: развивать и воспитывать в ребенке жизнь. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь помогает прорасти каждому зерну, так и моя цель, как учителя - развивать способности каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок - личность. Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это потребует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства.
С каждым днём меня всё больше охватывает влюблённость в детей, таких разных, ершистых и покладистых, серьёзных и озорных, но тем и интересных. Постоянно общаясь с ними, заряжаешься их энергией, задором. Детское чувство юмора умиляет и обезоруживает, а их непосредственный взгляд на жизнь, их мироощущение, миропонимание раскрывает всё новые и новые грани нашей действительности.
Мои ученики очень разные. Каждый из них по своему включается в работу, воспринимает и осознаёт объясняемый на уроке материал, имеет своё особое отношение к миру. Известный педагог Януш Корчак писал: «Сто детей - сто людей, которые не когда-то там, не ещё, не завтра, а уже сейчас люди. Не мирок, а мир, не малых, а великих, не «невинных», а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний». Я считаю, что для учителя очень важно уметь повести за собой детей, быть рядом с ними, а это под силу лишь тому педагогу, который сумеет объяснить, что в мире нет ничего, что не может быть поучительным. Неопровержима педагогическая истина: «Чем больше отдаёшь - тем больше получаешь». Каждый урок я отдаю свои знания детям, вместе с ними передаю им частичку своей души, а взамен жду тепло, радость и отклик детских душ.
Через четверть века работы в школе я поняла, что педагоги, преданные своей профессии, чаще всего скромные люди и они не знают, что родились под замечательным, тринадцатым по счету созвездием «Педагог»! Взгляните на черное бархатистое небо, и вы увидите - вот оно! Самое яркое, самое сказочное и самое манящее. Зовущие добрые открытые сердца этих благородных людей к поиску, экспериментам, надеждам и в какой-то мере самопожертвованию. Тяжелая и ответственная эта работа, потому, наверное, и тринадцатое созвездие. Чтобы быть всегда интересным детям педагог должен постоянно повышать уровень своего образования, оттачивать свое мастерство. Максим Горький писал: «Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Курсы, новая литература, апробирование программы, новые технологии - все это ведет к повышению квалификации педагога. Но главное - это коллеги, у них учишься, с ними обсуждаешь вопросы и проблемы, делишься своими открытиями.
Если ты несешь в себе что-то новое, доселе неизведанное, то сам замечаешь, как интересно общаться с тобой ученикам и коллегам. Такой учитель как магнит притягивает к себе людей, а дети уходят от него, наполнив свой багаж знаний. Это значит, что они окрепли, поверили в свои силы, научились самостоятельно делать важные жизненные открытия.
Какое счастье быть педагогом!!! Я повторяю это снова и снова. Мои друзья называют меня «фанатиком». Нет, я не фанатик! Я просто счастлива, что профессию, которую выбрала, можно назвать самой благородной на Земле. Без этой профессии я не мыслю своей жизни! Спасибо людям, которые учили и верили в меня! Спасибо детям за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом, а продолжают мое движение вперед!
«Урок окончен», говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь…