Как придумать загадки? Литературные загадки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Урок 80. Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема: Как придумать загадку? Литературные загадки.

Цели:

- формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

- обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


Проверка домашнего задания. Чтение загадок в тетради. Обсуждение того, как они построены.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II. Развитие умений.





Работа с загадками. 1. Работа с загадками до чтения. 1. Беседа. - Что такое загадка? - Как строится загадка? - Зачем люди придумывают загадки? - Что можно узнать о наших предках, читая и отгадывая загадки?
- На какие две группы (по авторству) можно разделить загадки? (Народные и литературные.) Слайд 1. - Знаете ли вы литературные загадки? Кто из поэтов является автором загадок? - Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке? -Какие цели бы вы поставили для себя? Слайд 2. - А кто скажет, что такое загадка? Слайд 3. 2. Чтение имён и фамилий авторов загадок в учебнике.
2. Работа с загадками во время чтения. 1. Чтение загадок вслух учащимися и отгадывание их. - Какие «подсказки» вы нашли в тексте загадок? - В форме чего они написаны? (В форме стихотворений.) - Назовите рифмы. - Какая загадка, по вашему мнению, самая трудная? самая интересная, необычная? - Кто-нибудь догадался, отгадать загадку - это …? Слайд 4, 5. 2. Выразительное чтение загадок. - Обратите внимание на интонацию и логическое ударение в загадках С.Я. Маршака, на звукопись в загадке А. Прокофьева про жука (Какой звук чаще других использован в стихотворении-загадке? Почему? Подсчитайте, сколько раз. Подчеркните букву, обозначающую этот звук. Звук [ж] помогает отгадать загадку.), на ритм в загадке Прокофьева про капусту. 3. Заучивание загадки по желанию наизусть.
- Может вы уже догадались, на основе чего стоятся загадки? Слайд 6.

3. Работа с загадками после чтения. Работа в парах. Игра «Догадливый фотограф». Учитель читает авторские загадки. Ученики рисуют отгадку и показывают, поднимая рисунок вверх. Кто же будет самым догадливым фотографом?

М. Пожарова А. Шибаев Есть у меня работники, День за днём идёт кино Во всём помочь охотники. На экране этом. Живут не за горой - Солнца, зелени полно День и ночь со мной: На экране летом. Целый десяток А зимой - синеет лёд, Верных ребяток! Снег летит, играя. (Пальцы) Фильм идёт, идёт, идёт Без конца и края… (Окно) Л. Сандлер Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. (Светофор)

Физминутка. Слайд 7, (плюс отдельная презентация и мелодия) 4. Составление загадок. Работа в группах (розы, колокольчики, ромашки). - Перед составлением загадок, давайте подумаем, предположим, в каком порядке необходимо составить загадку? (мнения, предположения детей). Слайд 8. 1. Чтение авторского текста вслух и комментирование. - Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки загаданного предмета. Такие же признаки есть и у других предметов.)
Вопросы после чтения: - Как правильно придумать загадку? - Какие признаки сахара перечислены в загадке Бориса Заходера? - С чем сравнивает он первый снег? Какое отличие у мух и снега?
2. Обсуждение схемы придумывания загадки: Слайд 8. 1) Выбери загадываемый предмет. 2) Запиши все его признаки. 3) Запиши, с каким другим (другими) предметом (предметами) можно сравнить загаданный предмет. 4) Подчеркни общие для предметов признаки. 5) Выбери форму загадки. 3. Упражнение в придумывании загадок. Слайд 9. Вывешиваются изображения петуха и колокольчика. Дети по выбору в группе определяют о ком или о чем будет их загадка. Можно использовать рифмы: поёт - клюёт, несёт - встаёт - поёт - зовёт. Загадку про колокольчик дети придумывают самостоятельно. Определяется загадка-победитель.
- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) - Какое умение формировали?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитив-ные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог. Слайд 10. - Кого из авторов загадок запомнили? - Чем интересно и полезно занятие по составлению загадок? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.



Слайд 11. Сочинить свою загадку. Нарисовать отгадку. * Р.Т. с. 37, Задание 2.

Деятельность учащихся:

- Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

- Сочинять сказку, загадку, считалку.Как придумать загадки? Литературные загадкиКак придумать загадки? Литературные загадки

© 2010-2022