- Преподавателю
- Начальные классы
- Как придумать загадки? Литературные загадки
Как придумать загадки? Литературные загадки
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ачкасова Е.В. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Литературное чтение
Урок 80. Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема: Как придумать загадку? Литературные загадки.
Цели:
- формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
- обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. Чтение загадок в тетради. Обсуждение того, как они построены.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
II. Развитие умений.
Работа с загадками. 1. Работа с загадками до чтения. 1. Беседа. - Что такое загадка? - Как строится загадка? - Зачем люди придумывают загадки? - Что можно узнать о наших предках, читая и отгадывая загадки?
- На какие две группы (по авторству) можно разделить загадки? (Народные и литературные.) Слайд 1. - Знаете ли вы литературные загадки? Кто из поэтов является автором загадок? - Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке? -Какие цели бы вы поставили для себя? Слайд 2. - А кто скажет, что такое загадка? Слайд 3. 2. Чтение имён и фамилий авторов загадок в учебнике.
2. Работа с загадками во время чтения. 1. Чтение загадок вслух учащимися и отгадывание их. - Какие «подсказки» вы нашли в тексте загадок? - В форме чего они написаны? (В форме стихотворений.) - Назовите рифмы. - Какая загадка, по вашему мнению, самая трудная? самая интересная, необычная? - Кто-нибудь догадался, отгадать загадку - это …? Слайд 4, 5. 2. Выразительное чтение загадок. - Обратите внимание на интонацию и логическое ударение в загадках С.Я. Маршака, на звукопись в загадке А. Прокофьева про жука (Какой звук чаще других использован в стихотворении-загадке? Почему? Подсчитайте, сколько раз. Подчеркните букву, обозначающую этот звук. Звук [ж] помогает отгадать загадку.), на ритм в загадке Прокофьева про капусту. 3. Заучивание загадки по желанию наизусть.
- Может вы уже догадались, на основе чего стоятся загадки? Слайд 6.
3. Работа с загадками после чтения. Работа в парах. Игра «Догадливый фотограф». Учитель читает авторские загадки. Ученики рисуют отгадку и показывают, поднимая рисунок вверх. Кто же будет самым догадливым фотографом?
М. Пожарова А. Шибаев Есть у меня работники, День за днём идёт кино Во всём помочь охотники. На экране этом. Живут не за горой - Солнца, зелени полно День и ночь со мной: На экране летом. Целый десяток А зимой - синеет лёд, Верных ребяток! Снег летит, играя. (Пальцы) Фильм идёт, идёт, идёт Без конца и края… (Окно) Л. Сандлер Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. (Светофор)
Физминутка. Слайд 7, (плюс отдельная презентация и мелодия) 4. Составление загадок. Работа в группах (розы, колокольчики, ромашки). - Перед составлением загадок, давайте подумаем, предположим, в каком порядке необходимо составить загадку? (мнения, предположения детей). Слайд 8. 1. Чтение авторского текста вслух и комментирование. - Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки загаданного предмета. Такие же признаки есть и у других предметов.)
Вопросы после чтения: - Как правильно придумать загадку? - Какие признаки сахара перечислены в загадке Бориса Заходера? - С чем сравнивает он первый снег? Какое отличие у мух и снега?
2. Обсуждение схемы придумывания загадки: Слайд 8. 1) Выбери загадываемый предмет. 2) Запиши все его признаки. 3) Запиши, с каким другим (другими) предметом (предметами) можно сравнить загаданный предмет. 4) Подчеркни общие для предметов признаки. 5) Выбери форму загадки. 3. Упражнение в придумывании загадок. Слайд 9. Вывешиваются изображения петуха и колокольчика. Дети по выбору в группе определяют о ком или о чем будет их загадка. Можно использовать рифмы: поёт - клюёт, несёт - встаёт - поёт - зовёт. Загадку про колокольчик дети придумывают самостоятельно. Определяется загадка-победитель.
- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) - Какое умение формировали?
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитив-ные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
ΙΙΙ. Итог. Слайд 10. - Кого из авторов загадок запомнили? - Чем интересно и полезно занятие по составлению загадок? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙV. Домашнее задание.
Слайд 11. Сочинить свою загадку. Нарисовать отгадку. * Р.Т. с. 37, Задание 2.
Деятельность учащихся:
- Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
- Сочинять сказку, загадку, считалку.