Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе: "Моя малая родина"

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №51, методического конструктора "Внеурочная деятельность школьников" (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва "Просвещение", 2010 г.) и "Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)" под редакцией В. А. Горского, Москва "Просвещение", 2011 г. По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только "любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества". Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

  • недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города для учащихся начальной школы;

  • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, "разовыми" экскурсиями в музей и заповедник);

  • недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками, заповедником и другими организациями города.

Город Курск и Курская область богаты рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. В нашем городе существуют реальные возможности планировать и проводить совместные мероприятия по истории и краеведению в содружестве школы и таких организаций, как городской краеведческий музей, природный биосферный заповедник им. Алехина А.А., библиотеки города, археологический музей.

Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.

Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

  • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и "выведение" школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника.Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с обучающимися 3-4 классов в течение двух лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 68 часов на 2 года обучения, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко - краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - партнерами школы. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия,презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини - представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, "круглые столы".

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками - слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве. Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);

  • создание и защита собственных проектов;

  • создание и защита презентаций - представлений по изученной теме;

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов на школьную фотовыставку;

  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

  • участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.

3 класс. Программа третьего года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка о родном городе, его историческом наследии. Главная задача: расширить кругозор учащихся, углубить знания о природе города, о его истории и природоохранной деятельности. Программа содержит два раздела:
  • «г.Курск - страницы истории и культуры»
  • «Экология»
Программа раскрывает перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты русского национального самосознания, воспитывает чувство национального достоинства.

Тематический план (3 класс)

№ п/п
Наименование разделов и тем

Всего часов
В том числе теоретические занятия практические занятия 1. Г.Курск - страницы истории и культуры 20 8 12 1.1 «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей. 3 1 2 1.2 История земли Курской. «Исторические и памятные места города»: пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город». Музей. 3 1 2 1.3 «Граф Нелидов в Курске»: лекция - экскурсия (в рамках проекта «Я и мой город»). Музей. 2 1 1 1.4 История улиц: прошлое, настоящее, перспективы. 3 1 2 1.5 Главные исторические и культурные памятники. Экскурсия. 3 1 2 1.6 История православных памятников города. Экскурсия в православный храм. 2 1 1 1.7 Пешая экскурсия к храму «Вера,Надежда, Любовь» 2 1 1 1.8 Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музей. 2 1 1 2 Экология 14 5 9 2.1 «О городских парках замолвите слово»: пешая экскурсия по паркам города. 4 1 3 2.2 Экологический десант «Помоги птицам». 2 1 1 2.3 Видео-экскурсия «Зов леса». 3 1 2 2.4 Экологический праздник, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. 2 - 2 2.5 Синичкин день. Игра - соревнование «Знатоки птиц». Фото-выставка. 2 1 1 2.6 Видео-экскурсия «Перелётные птицы». 1 1 -
Итого 34 13 21

Содержание деятельности
Раздел 1. «Г.Курск- страницы истории и культуры» (20 часов) 1.1. «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей (3часа). Теория: рассказ-демонстрация о национальных особенностях быта, культуры, традиционных ремёслах, виды традиционных ремёсел. Практика: экскурсия в местный краеведческий музей для ознакомления со старинной утварью, вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества; работа над эскизами украшений предметов быта или одежды, организация выставки. 1.2. История земли Курской. «Исторические и памятные места города»: пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», музейный урок (3часа). Теория: беседа с презентацией, формирование представления о территории города, его исторических и памятных местах. Практика: город Курск на карте России, работа с картой города, пешая экскурсия, обмен информацией и впечатлениями; создание и защита проекта: «Путеводитель по историческим и памятным местам города» (с фотографиями и комментариями). 1.3. «Граф Нелидов в Курске»: лекция - экскурсия в музее в рамках проекта «Я и мой город» (2часа). Практика: экскурсия по теме «Курск усадебный» 1.4. История улиц: прошлое, настоящее, перспективы (3часа). Теория: беседа с просмотром презентации, подготовленной учащимися старших классов: «Улицы нашего города - от истории названий до современных проблем», диспут «Можно ли сделать улицы нашего города лучше?» Практика: разработка и защита авторских проектов клумб, украшающих школьнкую территорию. 1.5. Главные исторические и культурные памятники. Экскурсия (3аса). Теория: беседа и фото-викторина по историческим и культурным памятникам города. Практика: экскурсия по городу, подготовка и проведение диспута: «Если я стану мэром, то в городе появится памятник…..»; решение проблемы: «Какой памятник мог бы стать символом Курска сегодняшнего?» 1.6. История православных памятников города Курска. Экскурсия в православный храм (2часа). Теория: беседа со слайдовой презентацией «Православные памятники города». Практика: экскурсия в православный Знаменский собор. 1.7. Пешая экскурсия к храму «Вера,Надежда,Любовь» (2часа). Теория: рассказ об истории соборного храма от начала его строительства до наших дней, просмотр фотографий. Практика: экскурсия, обмен впечатлениями. 1.8. Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музейный урок (2часа). Теория: рассматривание и обсуждение музейных экспонатов. Практика: создание и защита собственного проекта «Раритеты моей семьи». Раздел 2. Экология (14часов) 2.1. «О городских парках замолвите слово»: пешая экскурсия по паркам города. (4часа). Теория: создание целостного представления о расположении городских парков, знакомство с архитектурными особенностями парков, историей появления архитектурных объектов. Практика: обзорная экскурсия по городу, создание путеводителя по городским паркам с фото-приложением с целью показать индивидуальность каждого парка города. 2.2. Экологический десант «Помоги птицам» (2часа). Теория: викторина с просмотром презентацийю Практика: создание и защита собственных презентаций. 2.3. Видео-экскурсия «Зов леса». (3часа). Теория: викторина «Знаешь ли ты животных Курской области?». Практика: разучивание и проведение подвижных игр. 2.4. Экологический праздник, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды (2часа). Практика: совместная уборка пришкольной территории, создание листовок и буклетов «Экологическая чистота - залог здоровья!». 2.5. Синичкин день. Игра - соревнование «Знатоки птиц». Фото-выставка (2часа). Теория: беседа с презентацией, игра - соревнование, подготовленная учащимися старших классов. Практика: сбор и оформление информации о птицах, зимующих в Курском крае и птицах - «гостях» Курской области (текст, фотографии). 2.6. Видео-экскурсия «перелётные птицы» (1час). Теория: создание и защита презентаций - представлений по изученной теме.



Краткая характеристика средств (кадровых, материально-технических)
Педагоги школы, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, специалисты музеев и заповедника. Уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Задачей для педагога является создание вокруг себя привлекательного для ребёнка коллектива, членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались гуманистические нормы и ценности. Материально-техническое обеспечение: для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в две смены (для начальной школы), все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже (на первом), имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет. Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, краеведческим музеем. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, телевизором. К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты учителя и учащихся, видеокамера, видеомагнитофон), необходимая для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления статей в школьную и городскую газеты; съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов. Информационно - методический ресурс реализации программы складывается из:

  • учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);
  • учебные видеофильмы из информационно-прокатного центра;
  • электронные ресурсы.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
  • инициирование и поддержание самоуправления в группах;
  • организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
  • организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
  • предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;
  • предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
  • проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
  • организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

Учебно-методическая литература для учителя
1.Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М.,1991г. 2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - М.: Баласс, 2010 3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010. 4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011. 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2010. 6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.; 7. Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,1987г. 8.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. - Белгород, 2010. 9. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся /Сост. Е.С. Савинов. - 2-е изд., перераб. - М., 2011. 10. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие/Ю.А. Сизова/ - г.о. Спасск - Дальний, 2009. 11.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г. 12. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. - М.: просвещение, 2010. 13.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Самара: Издательство. Учебная литература, 2006. 14. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010. 15.Я иду на урок - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.



© 2010-2022