Число и цифра 0. Урок математики 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Число и цифра 0».
Основные цели: 1. Формирование знаний о числе 0 и его свойствах. 2. Формирование умений правильно писать цифру 0. 3. Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть2, демонстрационный и раздаточный материал.

Ход урока:

Орг. момент.

- Улыбнемся друг другу, дети.

Сядьте тихо, удобно, закройте глаза,

Опустите голову на грудь.

- А сейчас тихо повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому…

- Внимание мое растет.

- Я как разведчик все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова моя мыслит ясно…

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!


  1. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, сегодня на уроке к нам опять пришёл смайлик. Но он у нас почему то грустный.Как вы думаете почему? Давайте вместе со смайликом произнесём наши слова.
  1. Один.два,три. четыре, пять,
  2. Я чочу успешным стать.
  3. Буду я стараться,
  4. Будет получаться.
Улыбнитесь ,пожмите друг другу руки и начнем урок.
  • А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что ты еще не знаешь, самому постараться «открыть» новый способ.)
  • С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Соотнесение графической модели с цифрой. Порядковый счет от 1 до 9. Число и цифра 0. Урок математики 1 класс.



- Заполните карточку. - Проверьте свою работу по образцу. (Спрашиваю одного ученика: - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил все правильно или были недочеты? - Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?) - Что мы сейчас делали с ……? (Учились оценивать свою работу) А какие кружочки мы используем для оценивания своей работы? - Зеленый - если ты очень доволен собой. - Желтый - вполне доволен. - Красный - нужна помощь. - Оцените себя и покажите соответствующий кружочек. 2) Тренинг вычислительного навыка. Математический диктант.
  • Я диктую выражения, вы устно считаете, а на планшете записываете ответы.
    1. К 3 прибавить 4? (7)

    2. Из 5 вычесть 3? (2)

    3. 6 плюс 2? (8)

    4. 7 минус 2? (5)
    5. Из 9 вычесть 8? (1)

    6. К 3 прибавить 1? (4)

    7. 6 минус 3? (3)
    8. 5 да 4? (9)

    9. Из 9 вычесть 3? (6)

Проверьте по образцу на доске.

7, 2, 8, 5, 1, 4, 3, 9, 6.

  • Расположите полученные числа в порядке возрастания и запишите их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (С числа один.)
- У некоторых детей на партах лежат карточки с числами. Возьмите их и встаньте у доски в порядке возрастания. Расставьте их на числовом отрезке на доске. - Проверьте свои числовые отрезки. (Спрашиваю одного ученика: - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил все правильно или были недочеты? - Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?) - Что мы сейчас делали с ……? (Учились оценивать свою работу)
  • Оцените и вы себя. Покажите соответствующий кружочек.

3) Пробное учебное действие.
  • Что вы повторили? (Порядковый счет от 1 до 9, соотносили графические модели с цифрами и наоборот, складывали и вычитали в пределах 9.)
  • Что будете делать дальше? (Выполнять пробное действие)
  • А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)
  • Готовы попробовать свои силы? (Да.)

9 - 9 =

  • Что вам нужно сделать? (Выполнить действие вычитания.)
  • Что нового в этом задании? (Мы вычитаем число само из себя)
  • Попробуйте выполнить это задание с помощью числового отрезка и запишите ответ на планшетах.
  • Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите руки, у кого нет ответа?
  • Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли найти ответ на числовом отрезке.)
  • У кого есть ответ?
(Учитель записывает на доске полученные варианты). - Вы можете доказать правильность своего ответа?
  • Значит, какие у вас затруднения? (Мы не можем обосновать свой результат.)

3.Выявление места и причины затруднения.
  • Каким способом вы вычитали? (Мы решали с помощью числового отрезка.)
  • Расскажите, как вы это делали. (Начинаю движение из точки 9 влево на 9 шагов).
  • А здесь нет никакой цифры.
  • Где возникло затруднение? (На числовом отрезке нет числа, которым обозначается его начало.)
  • Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что это за число.)
  • Мы еще не умеем его писать.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.)
  • Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом? (На доске план)
План:
  1. Графическая модель.
  2. Цифра.
  3. Место на числовом отрезке.
  4. Состав числа.

5. Реализация построенного проекта. (Учитель показывает пустой целлофановый пакет)
  • Сколько яблок у меня в пакете? (Нисколько.)
  • Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)
  • Что общего в этих ответах? (В ответе ничего нет.)
  • Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)
  • Какая же тема урока? (Число и цифра 0.)
(Учитель открывает тему на доске).
  • Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)
(Учитель убирает первый пункт плана).
  • Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)
Нам цифру ноль в тетради написать, как колобок нарисовать. Да только ноль Не колобок, А просто он Пустой кружок. И значит цифра эта, Что ничего здесь нету.
  • Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0.
  • Откуда начинаем писать цифру 0? (Начинаем всегда со звёздочки)
  • Все встали, приготовили ладошку. Я проговариваю, как пишется цифра 0, а вы пишите её на ладошке указательным пальчиком. «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки и соединяю с началом».
  • А сейчас все работаем в прописи. Запишите 3 цифры самостоятельно.
  • Обменяйтесь тетрадями. Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.
  • Мы научились писать цифру 0. Отмечаем в плане смайликом. Запишем 0 на своем числовом отрезке.
(Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки. В плане рядом с пунктом 2 и 3 ставится смайлик)
  • Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
  • Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)
(Учитель убирает четвертый пункт плана, ставит смайлик).
  • Посмотрите в учебник. В примерах встречается нуль? (Да.)
  • Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.

- Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

(Если твой товарищ говорит, ты внимательно слушаешь его.

Говорите шепотом, не мешайте работе других пар.

Если не можете прийти к согласию по какому-то вопросу - спросите у учителя.

Если ты не согласен, или что-то хочешь добавить, подними руку).

  • Найдите в учебнике на стр. 30 задания под №№1,2.
  • Прочитайте задание.
  • Вам нужно попробовать объяснить решение примеров с помощью мешочков.
  • Проверяем по образцу на доске.
«К 3 треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники, значит, 3 + 0 = 3» (С помощью моделей рассматривается каждое свойство).
  • Приведите свои примеры. (Записываю на доске)
  • Что же получается при сложении числа с нулем? (То же самое число)
  • А сейчас нам надо записать этот пример в общем виде.
  • В математике принято записывать числа в общем виде с помощью букв.
  • Вместо чисел 2, 3, 4 и др. пишем букву, например букву а.
  • Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)
  • Какой ответ должен был получиться? (Число, обозначенное буквой а .)
(На доске появляется запись первого свойства а + 0 = а.) - Какое свойство использовали во второй строке? - Как запишем в общем виде? Аналогично рассматриваются другие свойства 0). - Как же нам проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоны.)
  • Откройте свои эталоны. Найдите 43 страничку. Рассмотрите её.
  • Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
  • Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Решать примеры с 0.)
  • - А пока, давайте отдохнем.
Физкультминутка.

Не под окном (руки в стороны)
А около (руки вперёд)
Катился ноль и охал (написать руками)
Охал, охал не под окном, а около. (Руки к щекам перед собой, в стороны, вниз)

(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)
  • Возьмите карточки.
  • Что нужно сделать в этом задании?

  • Работать будете в парах. Договоритесь, как будете работать.

Соедини выражение со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения

Выражение

Свойства

5 - 5 =

а + 0 = a

8 - 0 =

a - a = 0

6 + 0 =

0 + a = a

0 + 2 =

а - 0 = a - Проверьте свою работу с образцом. (Спрашиваю одного ученика: - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил все правильно или были недочеты? - Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?) - Что мы сейчас делали с ……? (Учились оценивать свою работу) - Оцените себя и покажите соответствующий кружок.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)
  • Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.
  • Найдите 4, стр. 30.
  • Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)
  • Проверьте по образцу.
  • Оцените себя. Покажите соответствующий кружочек.
(Спрашиваю одного ученика: - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил все правильно или были недочеты? - Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?) - Что мы сейчас делали с ……? (Учились оценивать свою работу)
  • Молоды! Вы хорошо справились с этим нелегким заданием.
8. Включение в систему знаний и повторение.
  • Найдите в учебнике 5, стр. 31.
  • Какое задание нужно выполнить? (Надо с помощью числового отрезка выполнить действия.)
(Дети комментируют решение так:
  • «Из 8 вычитаю 0, получится 8, вычитаю 5 , двигаюсь влево на 5 шагов, получаю 3, значит, 8 - 0 - 5 = 3»).
(Аналогично идет работа над вторым выражением).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».)
- Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать его графическую модель и свойства 0)
- Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)
- Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

  • Какие трудности остались на конец урока?
  • Оцените свою работу на уроке и закрасьте кружочек в дневнике.

  • Посмотрите на смайлика он, опять улыбается.

6

© 2010-2022