Доклад и презентация Рефлексия на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новое требование ФГОС. Рефлексия на уроках литературного чтения.

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». К. Д. Ушинский (СЛАЙД 2) Для того что бы ребёнок любил книги, любил читать, повышал технику чтения необходимы определённые педагогические условия. Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Другими словами, стремятся разбудить познавательную активность, научить самостоятельному поиску знаний.

Как сделать урок чтения живым интересным и полезным? Как сохранить тот интерес, с которым маленький человек идет первый раз в школу? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик ежедневно, выходя из стен школы, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного? Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только как итог урока, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах урока. Цель рефлексии , чтобы ученик ушел с урока не просто с выставленной оценкой, а мог выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учениками со своими, осознать и наметить пути своей деятельности.

Я хочу поделиться опытом организации рефлексивной деятельности на уроках литературного чтения. Одной из задач является показать, какие приемы рефлексивной деятельности оказались наиболее удачными в организации учебного процесса и способствовали самоанализу учащимися собственной деятельности. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

(СЛАЙД 3) В начале урока важна положительная направленность и эмоциональный настрой. В начале урока использую рефлексию эмоционального состояния. Карточки с изображением смайликов, отображающие спектр эмоций ребёнка.

(СЛАЙД 4) Чтобы эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Использую приём эпиграфа, девиза, речёвки.

«Начинается урок, пусть ученье будет впрок»

«Упустишь минутку, потеряешь час»

Добывай знания сам!

Дружба делу помогает

Вместе возьмемся, всего добьемся.

Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться!

Мало уметь читать, надо уметь думать.

Слушай - внимательно, работай - старательно!

Учись, смекай, активным будь . И к знаниям откроешь путь!

Чтение - вот лучшее учение.

На этапе актуализации знаний в качестве рефлексии провожу идеальный опрос . Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки)на «4», на «3»?

Такой метод позволяет эффективно выяснить ожидания и опасения на уроке.

(СЛАЙД 5) Например, изучая 10 часов раздел «Произведения А.С. Пушкина» для постановки цели урока использовала приём « Незаконченное предложение». Подбирая по смыслу подходящее слово, учащиеся приходят к выводу, что речь на уроке пойдёт о сказке.

(СЛАЙД 6) Перед изучением произведений А.С. Пушкина организовали обсуждение и выяснили, что ребята знают по данной теме, сгруппировали высказывания , выяснили что хотим узнать по данной теме, где найти эту информацию. В конце изучения раздела подвели итоги, что почерпнули нового. Данный приём позволил организовать работу в перспективе.

ЗНАЕМ

ХОТИМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ

  1. А.С. Пушкин- самый известный автор стихов и сказок.

2.Стихи и сказки изучают в школе.

3. во 2-ом классе прочитали сказку «О рыбаке и рыбке»,, стихи «Уж небо осенью дышало….», «Гонимы вешними лучами…

1. О жизни и творчестве поэта.

2. Познакомиться с новыми жанрами .


  1. Прочитали сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. О самом близком ему человеке- няне Арине Родионовне.
  3. Сколько сказок написал А.С. Пушкин.
  4. Что такое поэма.
  5. Узнали новые понятия: олицетворение, восьмистишие, обращение.
Дети так устроены, что им всегда хочется что-то узнать, поэтому они задают очень много вопросов. Вопросы - основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Говорят, что если бы мы прекратили задавать вопросы, мы бы сами поставили себя «под вопрос».

Что такое вопрос? В словаре С.И. Ожегова читаем: «Вопрос -это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа»

Toесть вопросом мы кого-то озадачиваем. Озадачивать может учитель ученика или ученики друг друга.

Например, методом стимулирующих вопросов

- Что бы ты сделал, если бы нашел «родник смелости»?

- Кому бы ты дал напиться в первую очередь и почему?

-Волшебник разрешил тебе в течение одного часа побывать там, где ты захочешь. Куда бы ты отправился? Зачем? Что бы ты там делал?

(СЛАЙД 7) Приём критического мышления «Толстые и тонкие вопросы»

Например, «тонкие вопросы»

-Кто является положительными героями в сказке «О царе Салтане…» ?

-Кто отрицательные герои в этой сказке?

-Что мешало царю Салтану навестить чудный остров?

-В кого превращался царь Гвидон?

Или «толстые вопросы»

1.Предположи, что если бы ты был на месте царя Салтана, как наказал бы ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху?

2.Предположи, что если бы у поэта не было такой замечательной няни?

(СЛАЙД 8-9) Рефлексию содержания учебного материала провожу в виде тестирования в системе голосования «Быстрый опрос». Предлагаю сыграть ребятам в игру «Верите ли Вы, что…». Учащимся предлагаются разные высказывания. Если они в это верят , то выбирают ответ «верно», если не верят - ответ «не верно». Тест проводимый в игровой форме показывает как каждый учащийся усвоил тему, раздел или понятия, позволяет отследить в электронном журнале качество знаний. После теста можно провести краткий анализ полученных результатов. Затем учитель может выстроить траекторию достигнутых результатов как всего класса, так и индивидуальные наблюдения.

Чтобы учащиеся стали самостоятельно думать, определять направления в изучении темы и мыслить по- настоящему я использую синквейны. Синквейн требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Этот вид работы помогает создавать собственные творческие письменные работы.(СЛАЙД 10)

При встрече с новой информацией учащийся учиться рассматривать ее вдумчиво и критически. Синквейны пишем по одиночке и в паре, что даёт учащимся возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими.

(СЛАЙД 11) Здесь хочется вспомнить высказывание теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчика

• Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают все время.

• Если не получается - пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе получится.Важно каждый раз добавлять что-то новое. Изюминка должна быть в любом приеме.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Прием рефлексии «Оцени себя на уроке» (СЛАЙД 12)Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

(СЛАЙД 13) Чтобы проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе урока составляем «Букет настроения». В конце урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

(СЛАЙД 14)Индивидуальная письменная рефлексия служит как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения различны. Мы писали письмо другу о прочитанных сказках.

(СЛАЙД 15) Чтобы получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным использую приём «Уборка в доме». Вывешиваются картинки чемодан, мясорубка и корзина.
На «чемодане» ученик прикрепляет листок и пишет то, что он вынес с урока , заберет с собой и будет активно применять.
На картинке «корзина» учащиеся записывают то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. Ребята предлагали выкинуть в корзину лень, плохое настроение.
На картинке «мясорубка» пишут то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

(СЛАЙД 16 )Для того чтобы закончить урок на положительной ноте использую прием «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок, или дают оценку состоявшегося взаимодействия.
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

На первых этапах рефлексия давалась учащимся сложно, но если учитель совместно с учениками делает постоянные выводы и наблюдения, то рефлексировать ученики научатся самостоятельно. И в заключении хочу пожелать всем успехов в работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.


© 2010-2022