Тема: Народные праздники. Праздник русской берёзки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Тема: Народные праздники. Праздник русской берёзки.

Участники мероприятия: учащиеся начальных классов.

Задачи:

1 . Познакомить учащихся с различными жанрами искусства, на основе русских

традиций.

2. Дальнейшее развитие чувства эстетического переживания красоты русской

природы, воплощенного в различных художественных жанрах - образах.

3. Активное развитие творческого потенциала ребенка.

4. Воспитание целостного музыкального мышления на основе сотворческого

восприятия различных видов искусства и воссоздания их в самостоятельных

опытах.

5. Расширять кругозор, словарный запас.

6. Прививать любовь к искусству и родной природе.

Подготовительная работа:

  • Подобрать необходимые музыкальные произведения.

  • Разучить с детьми стихотворения.

  • Разучить народный танец - хоровод.

  • Создать презентацию.

  • Оформить сцену (Лесная полянка с берёзкой в центре.)

Оборудование:

  1. Мультимедиа проектор.

  2. Экран.

  3. Компьютер.

Ход мероприятия:

Звучит музыка, сцена оформлена как полянка в лесу. В центре внимания - берёзка. Раздаётся детский смех и на полянку выбегают подростки в народных костюмах. Играют в пятнашки.

Между детьми происходит диалог:

- Ой, ребята, а красота- то какая вокруг, птички поют.

-А берёзка - то наша, какой красавицей стала: веточки зелёные распустила, словно косы русской красавицы. В белый сарафан нарядилась.

-Из стороны в сторону покачивается, словно танцует и нас на танец приглашает.

-Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд её легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней!

Звучит хороводная музыка. Дети исполняют танец-хоровод.

УЧИТЕЛЬ: Берёза, русская берёза, белая берёза, русская красавица... Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Русской берёзке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени...

А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано! И все, кажется, мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.

  • А знаете, когда я была совсем ещё маленькая, бабушка рассказывала мне сказку о девушке - берёзке.

  • Расскажи нам.

  • Ладно. Только она немного грустная. Давным-давно жил молодой парубок, и была у него


невеста. Да такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Любили они друг дружку пуще жизни. Однажды, гуляя по лесу, захотелось им пить. А леса -то наши красивые- вокруг и сосны великие, и берёзки белоствольные. Вот и приглядел одну такую красавицу наш паренёк, ножичком кору берёзоньки прорезал, желобок вставил да давай сок берёзовый в лист лопуха стекать. Утолили жажду молодые, да и побежали дальше по дорожке.

  • А чего же сказку-то грустной назвала?

  • Да ты дальше-то слушай. Соку-то напились, а ранку берёзовую залечить забыли. Долго горемычная свои прозрачные слёзы проливала, высохла душа берёзкина. Узнав о том горе, что в лесу случилось, матушка природа разгневалась: и превратила ту девушку в берёзу белоствольную. А жениху её велела передать, что пока душу погибшей берёзы не разбудит, не видать ему своей невесты.

  • Так оживил парень тот свою подружку?

  • Не знаю, только уж очень много у нашего народа с той поры песен, стихов да картин о берёзке написано. Да вы сами посмотрите.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА И ПОЯВЛЯЕТСЯ НАДПИСЬ « ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ».

-До чего же прекрасны картины! Удивительно то, что изображенные на них берёзки совершенно разные: ни одна, не похожа на другую.

Исаак Ильич Левитан сумел в скромном мотиве увидеть и запечатлеть на полотне проникновенный образ русской природы, бесконечно разнообразной в своих проявлениях и всегда волнующей. На картине «Берёзовая роща» он показал летний солнечный день. Лучи солнца проникают сквозь густую листву, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы. В сплошной массе зелени сами стволы берёз кажутся трепещущими лучами света. Мелкое кружево листвы изумрудной россыпью свисает с веток. Фиолетовые оттенки на стволах берёз и фиолетовые огоньки лесных цветов, вспыхивающие в траве, оживляют цветовую гамму. Художник выбирает удлиненный формат картины, чтобы показать вольный простор рощи с её как бы разбегающимися деревьями, её прихотливую и пленительную красоту.

Картина Архипа Ивановича Куинджи завораживает удивительной солнечностью, радостностью. Избрав труднейший момент освещения -против света, художник блестяще справился со своей задачей. Передний край картины погружен в глубокую холодно -изумрудную тень от невидимых зрителю древесных крон. Соседство с тёмными, но прозрачными тенями делает желтовато - зелёный, залитый солнцем луг сияюще светлым и ярким. Несколько кружевных ветвей на фоне тёмного дальнего леса кажутся почти прозрачными и светящимися. Белильными мазками горят стволы берёз. Глядя на картину, возникает впечатление ослепительного света. Глубину композиции придаёт отражение дождевой воды в озерке. Лёгкая голубоватая дымка, окутывающая дальний лес, создаёт ощущение свободы, простора. Картина Куинджи полна свежести, и какой - то необыкновенной прелести.

Свою картину «Февральская лазурь» художник Игорь Эммануилович Грабарь считал самым задушевным и самым радующим произведением. Он очень живо рассказывал историю создания картины. Рассказывал о том необычайном утре, когда, казалось, что природа « праздновала какой-то небывалый праздник,- праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу». Художник стоял около дивного экземпляра берёзы. Заглядевшись на неё, он уронил палку и нагнулся, чтобы поднять её. Когда Игорь Эммануилович взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, он обомлел от открывшегося перед ним зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба... Если бы хоть десятую долю этой красоты передать...

Передать перезвоны чистого цвета - цвета освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и

серебристого ствола берёзы художнику удалось в полной мере. Главная героиня картины - берёза. В самом облике берёзы, в её очаровании сказалось радостное восприятие природы родного края, торжество наступающей весны.

Зритель не видит вершины берёзы, а на переднем плане, на снегу лежат тени тех деревьев, которые стоят где-то позади нас - зрителей. Главная героиня картины как бы закрывает от нашего взора тонкие берёзки, уходящие вдаль, туда, где на горизонте виднеется прозрачный, пронизанный светом берёзовый лес. Художник пишет чистым цветом, не смешивая краски на палитре, а нанося их короткими мелкими мазками на поверхность холста. Глубокие синие, светло-синие, бирюзовые и желтовато -голубые тона неба переданы всем множеством отдельных мазочков синего, белого, желтого, местами зелёного и красного цвета. То же происходит со стволами берёз, поверхностью снега, где соседствует белый, красный, сиреневый, жёлтый тона, и всё это вместе сливается в единую поверхность снега с его глубокими сине-сиреневыми тонами, в белизну и золото берёзового ствола.

Многие живописцы уделяли особое внимание русской красавице - берёзке. Их работы можно встретить на выставках и в музеях не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА И ПОЯВЛЯЕТСЯ НАДПИСЬ « МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ».

УЧЕНИК ИСПОЛНЯЕТ НА ФОРТОПИАНО РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ « ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА».

На полянке, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурые берёзки-

символ Родины моей!

Ты так мила мне

До любой росинки.

В твоих просторах

Дремлет тишина,

Берёзовая, русская Россия,

Берёзовая, добрая страна!

Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько народного, не рождает столько образов и сравнений. Берёзка - воистину народное дерево. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха... Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые народные песни, звуки гармоники - и в душе становится так тепло и спокойно.

Замечательный русский композитор П.И. Чайковский в своей 4 симфонии использовал тему русской песни « Во поле берёзка стояла». Давайте ещё раз послушаем фрагмент этого произведения и подумаем, а для чего композитор обратился к народной музыке? Как изменилась мелодия? Какое настроение вызывает музыка?

Звучит фрагмент из симфонии П.И.Чайковского.

Современные музыканты тоже не забывают красавицу берёзку и посвящают ей свои произведения.

Учащиеся исполняют песню «Белая берёза».

Вся в белое одетая,

В серёжках, листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Свои зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Звучит музыка и появляется надпись «Творческая мастерская».

Учащимся даётся задание по группам:

  1. Выполнение аппликации « Оживи берёзку».

  2. Музыкальный клип на песню « Во поле берёзка стояла».

  3. Разгадывание кроссворда.

  4. Написание хвалебной речи берёзке.

Звучит музыка, учащиеся выполняют работу.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поет, где не положено.

Под ветром долу клонится

И гнется, но не ломится.

-Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас, в России. Мила она русскому человеку.

Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за

красоту её, и за пользу, которую она приносит.

-А мы сегодня разбудили душу берёзки?

-Конечно! Посмотрите, как она радуется встрече с нами. Вот и птицы запели, а с ними к нам

сама весна идёт, (звуки природы)

  • Так чем сказка то закончилась?

  • Выручил свою невесту парнишка, и с той поры берёзку не обижал, до земли ей кланялся.

  • А берёзка- то?

  • Жила-была на свете берёзка, каких много-много бывает на Руси. Но была она всех добрее и ласковее. Со всеми дружила и никого не оставляла в беде, не покидала в самую трудную минуту. Любила берёзка раздаривать тепло и прохладу своей души. Птицы, звери и люди тоже любили её и никогда не оставляли одну. И берёзонька согревала всех, как солнце своей улыбкой и щедрой душой. А в жаркий полдень укрывала путников от летнего зноя и полуденной жары. На свете есть разные деревья, а русская берёзка самая красивая и щедрая.

  • Россия! Русские берёзки! Слова-то какие звонкие и чистые!

  • Как родниковая вода!

  • Крепкие, как алмаз!

  • Нежные, как руки матери!

  • Дорогие, как мамочка!

  • Где бы ни росла русская берёзка- всюду она приносит радость и свет.

  • Берёза- символ России, нашей Родины.

  • И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Ученик играет весёлую мелодию на гармонике, дети в народных костюмах пляшут, подыгрывая на трещотках, ложках.

Используемая литература:

  1. Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Стихотворения и поэмы.

М.: «Современник», 1991.

  1. Очей очарование. Стихи русских поэтов о природе.

Благовещенск: Хабаровское книжное издательство, 1976.

  1. Эжен Делакруа. Мысли об искусстве . О знаменитых художниках.

М.: Издательство Академии художеств, 2005.

© 2010-2022