Урок-викторина Путешествие по лесной тропе (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пепенина Лариса Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 9»

г.Белгорода

Игра-викторина «Путешествие по лесной тропе»

Цель: создать условия для расширения кругозора детей, способствовать привитию интереса к жизни леса; воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям и их охране.

Оборудование: иллюстрации с изображением растительности, набор открыток «Лекарственные растения», знаки об охране природы, Красная книга, «Ромашка», жетоны для награждения команд за конкурсы «Жёлуди» и «грибы», карточки с вопросами.

Ход урока.

Учитель:

- Лес - это источник энергии, лес - это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будут успешными ни его охрана, ни воспроизводство его богатства.

Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим - этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья!

Сегодня мы проведём викторину «Путешествие по лесной тропе», выявим лучших знатоков природы. В игре участвуют две команды: «Букет» и «Венок».

Отправляемся в путь!

(Ученик читает стихотворение о лесе)

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок

Нагнусь к нему напиться

И видно всё до дна:

Течёт вода - водица-

Вкусна и холодна

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалею ног,

А если я устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших-

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною

И сердце не болит,

Когда над головою

Как вечность, лес шумит.

1 конкурс «Ромашка»

- Первая наша остановка на цветочной поляне.

На лепестках ромашки написаны загадки. Команды по очереди отрывают лепесток, читают загадку и отгадывают её.

Белые горошки на зелёной ножке.

(ландыш)

Лик пахучий, хвост колючий.

(роза)

Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звону нет!

(колокольчик)

Белая корзина, золотое донце.

(ромашка)

Красненькая матрёшка, беленькое сердечко.

(малина)

Есть один такой цветок,

Не вместить его в венок.

На него подуй слегка -

Был цветок, и нет цветка.

(одуванчик)

Злая как волчица, жжётся, как горчица.

(Крапива)

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля)

Стоит Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт -

Всяк поклон отдаёт.

(земляника)

Учитель:

- Ребята, о лесных растениях можно говорить долго, потому что почти все лесные растения целебные. Не зря говорится, что лес излечит, обогреет и накормит. Но, чтобы собрать целебные травы, надо знать правила.

Ученик:

- Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса. Цветки - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения.

2 конкурс «Наблюдательный»

- Сейчас мы попробуем собрать в лесу лекарственные травы.

(По очереди приглашаются по одному человеку от команды. На доску выставляются рисунки с изображением цветов.)

Задание: играющий смотрит на рисунки некоторое время, а затем отворачивается. Один рисунок убирается. Вспомните, какого цветка не хватает?

(В игре используется набор «Лекарственные растения»: земляника, подорожник, фиалка, адонис, пион, ландыш.)

3 конкурс «Бурелом»

Учитель:

- Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу. Выбраться сможет та команда, которая правильно ответит и подробно объяснит свой ответ на вопрос.

Вопрос 1. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? ( На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли)

Вопрос 2. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти)

Вопрос 3. Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней ели»? (Молодые елочки «горят» от солнца, а именно в березовом лесу быстро поднимаются. Березы рассеивают свет и таким образом как бы оберегают ели от палящих лучей солнца)

Вопрос 4. Какое значение для деревьев имеет листопад?

Учитель:

- Справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи. Стоим на тропинке, по которой предстоит пройти.

4 конкурс «Лесная тропинка»

Учитель:

- Кто правильно пройдёт по «тропинке» , узнает, какое предложение зашифровано. В каждом «островке» : вопрос и два предполагаемых ответа. Выбери нужный ответ, обрати внимание на выделенную в нём букву, и стрелочка с этой буквой поведёт тебя в нужном направлении.

(Зашифровано предложение «Берегите лес от пожара»)

Учитель:

- Человек должен беречь лес от огня, от загрязнения, от бездумного уничтожения зверей, птиц, растений. Если не позаботиться о защите природы, то погибнет наша планета. Поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Существует целая наука, экология, занимающаяся проблемами сохранения природы.

Жюри подводит итоги.











© 2010-2022