Диагностика к программе подготовки к школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ СОШ п. Ключ жизни Елецкого муниципального района Липецкой области

Из опыта организации психолого-педагогического сопровождения подготовки к школе

Школа радости

( диагностика)

Тема :

«Диагностическая, коррекционная, формирующая деятельность при подготовке будущих первоклассников»

Из опыта работы :

учителя начальных классов

МБОУ СОШ п. Ключ жизни

Меркуловой О.В.

Цель:

1. Изучение личности ребенка до школы и его подготовка к предстоящему обучению

Задачи

  1. Выявить уровень готовности будущих первоклассников к школьному обучению, индивидуальные особенности повседневной деятельности; общения, поведения, психических процессов;

  2. Выравнивание выявленных пробелов в готовности будущих первоклассников к обучению;

  3. Планирование стратегии и тактики обучения будущих первоклассников с учетом их индивидуальных возможностей

1 занятие

Урок 1.

  1. Первый день начинается с родительского собрания, на которое родители приходят вместе с детьми.

Знакомство родителей с системой, по которой планирую работать на протяжении 4-х лет. Родители задают интересующие их вопросы. Родители пишут характеристику на своего ребенка, отметив те качества, которые определяют его индивидуальность. Дают полные сведения о составе семьи.

Урок 2.

а) Ориентировка в пространстве:

- В каком городе живешь?

-Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?

- Сколько этажей в вашем доме?

- Сколько этажей над вашей квартирой?

-Какие улицы находятся рядом с домом?

- Какой транспорт проходит мимо вашего дома?

- Какие магазины, учреждения находятся рядом с вашим домом?

б)Игра « Путешествие по городу»

(Рассматривание открыток с видами города и беседа по ППД)

в) Ориентирование по словесному описанию:

- Поставь зайчика по середине стола, слева от него - мишку, справа - уточку и т.д.

Урок 3. Развитие интеллекта и навыков общения.

а)Знакомство:

С любимыми игрушками: ребенок представляет свою игрушку( рассказывает, за что он ее любит), после чего все дети « знакомят» игрушки друг с другом

б)» Слушай хлопки»

Дети идут по кругу. Ведущий хлопает в ладоши раз - дети принимают позу « плакучей ивы», два - позу «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу, три раза - позу «аиста» - на одной ноге, руки в стороны, четыре раза - ходьба по кругу.

в) « Послушай, что за окном»

Послушай и запомни, что происходит за окном, дверью, расскажите, что вы слышите.

г)Снятие эмоционального напряжения.

Упражнение «Шалтай - болтай»

Д/З. Принести альбом и карандаши.

2 занятие

Урок 1.

а)Знакомства с правилами поведения в школе. Закрепление знакомства друг с другом.

б) « Не пропусти растение». Развитие способности к переключению внимания. Дети садятся в кружок и слушают слова, который произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку - выбывает.

в) «Делай как я» ( Развитие произвольного внимания).

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу - второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимают все дети, на сигнал начинают поднимать левую руку. Игра повторяется с ускорением темпа. Те, кто допустил ошибку, выбывают.

Урок 2. Речевая готовность ребенка к школе.

Правильность произношения звуков.

а) Назвать картинки:

с - сук, коса, автобус

сь - сетка, осел, гусь

з - зонт, коза

зь - земляника, обезьяна

ц - цапля, кольцо, огурец

ш - шуба, шишки, душ

ж - жук, ежи

ч - чайник, бочки, ключ

щ - щетка, ящик, клещ

р - рука, арфа, тигр

рь - репа, гриб, фонарь

л - лук, волк стол

б)Умение различать звуки речи на слух

1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук «Ж»:

Жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи.

  1. Звук «З»:

Звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза. Незабудка, луна, зонтик, тетрадь.

Урок 3.Развитие познавательных процессов.

Тест « Цифровая таблица»

11 18 14 17 24

21 20 13 25 22

1 12 8 3 23

16 4 2 19 7

6 10 15 5 9

3 занятие

Урок 1. Развитие интеллекта и навыков общения:

а ) « Кто больше увидит и запомнит?» ( развитие внимания и памяти):

Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы, в названиях которых - 2 слога, после все называют эти предметы.

б) « Внимательные руки» ( развитие произвольного внимания, фонематического слуха):

Если в слове есть « И» - поднять правую руку,

« Й» - левую,

Нет ни того, ни другого - руки на коленях:

Лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, алмаз, буйвол, вагон, климат и т .д.

в ) « Закончи слово» ( развитие внимания, речи, памяти, умение работать в группе):

6 - 10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив, заканчивает слово и называет свой слог и т. д.

Г ) Упражнение для развития мелкой моторики рук « Колечко»

Урок 2. Развитие математических способностей.

а) Количественные представления и понятия. Уточнение понятий: много, мало, столько же ,поровну, одинаково - на счёт.

б ) Представление о числе:

- Счет предметов в группе;

- Счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество;

- Счет от 1 и т. д. в прямом и обратном порядке;

- Счет от заданного числа до заданного ( от 2 до 8, от 10 до 7; и т. д.)

- Сравнение чисел, какое число, больше, меньше.

Урок 3. Речевая готовность ребёнка к школе:

Умение различать звуки на слух.

а ) Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости:

На бланке намечены буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТ

ПОМЯЧВТРПМДЫМЫЛОЩЙЬМШ

ЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУ

БАЫВАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШО

ТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛ

КАНИООДЫРАМЕТЛАКА

4 занятие

Урок 1.Развитие интеллекта и навыков общения

а) «Перекличка путанка» (развитие произвольного внимания)

Ведущий называет фамилии и имена детей ,путая то имя, то фамилию.

Дети откликаются тогда ,когда правильно названы и имя ,и фамилия. Кто ошибается ,тот выбывает из игры .

б) «Четыре стихии» развитие внимание, связанного координацией слухового и двигательного анализаторов):

Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля»-все опускают руки вниз, «вода» -вытянуть руки в перёд , «воздух»-руки вверх, «огонь» - вращения руками. Кто ошибается , выбывает из игры.

в) «Слушай и исполняй» (развитие внимания и памяти ):

Ведущий называет и исполняет 1 -2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности .

г)Развитие мелкой моторики рук

«Кулак - ребро - ладонь».

Урок 2. Развитие математических способностей.

а) Нумерация.

б) Счет предметов в прямом и обратном порядке.

в) Счет конкретных предметов.

Урок 3. Речевая готовность ребёнка к школе.

а) Умения различать звуки на слух:

б)Развитие познавательных способностей. Тест «Закрась фрукты» (определение способности цветовосприятия).

Закрась фрукт в соответствующий цвет.

Тест : «Теппинг-тест

5 занятие

Урок 1. Развитие интеллекта и навыков общения.

а) «Не пропусти профессию»(Развитие способности переключения внимания, расширение кругозора):

Дети встают в круг, когда встречаются названия профессии, дети подпрыгивают на месте:

Лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтёр, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемёт, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, шутка.

б ) « Разноцветные мячики» ( развитие внимания, быстроты мышления).

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает красный или синий мяч. Если красный - поймавший называет гласный звук, синий - согласный звук.

в ) « Зеваки» ( Развитие произвольного внимания).

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движения. Не выполнивший задание, выбывает.

Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.г) Рассмотри фигурку на рисунке. Запомни. Теперь нарисуй сам как можно точнее такую же фигуру. Проверяем внимание и память.

Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.

Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.

Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.

Диагностика к программе подготовки к школе.Диагностика к программе подготовки к школе.

Урок 2. Развитие математических способностей.

а ) Порядковый номер.

б ) Цифры.

Урок 3. Речевая готовность к школе.

Звуковой анализ слов.

Есть ли в слове звук « Р»:

Картинка, сыр, лампа, ворона, ландыш, парашют, ветер.

Определить место звука « Ш» в слове( В начале, середине, конце )

шум мышка душ

школа мешок камыш

шило машина ландыш

шалаш ромашка шалаш

6 занятие

Урок 1.

а ) Беседа о важности письма.

б) « Назови соседей» ( развитие внимания, памяти, скорости мыслительных процессов):

Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30. Поймавший, называет « соседей» числа. Если ошибается выбывает.

в) « Придумай сказку»

Дети по очереди говорят по одному предложению на тему, предложенную учителем, так, чтобы получилась сказка. Название для сказки выбирается из тех, которые придумают ребята.

Г) Развитие моторики рук « Колечко».

Урок 2. Развитие математических способностей.

Сравнение множеств и чисел.

0 0 0 0 0 - Где кружков больше? Меньше?

0 0 0 - В каком ряду не хватает?

-Как сделать, чтобы стало поровну?

Урок 3. Речевая готовность к школе.

а ) Звуковой анализ слов( выделение звука из начала и конца слова)

Какой первый звук в словах:

астра, азбука, осень, улей, озеро?

Какой последний звук в словах:

Окно, кенгуру, луна, зима?

Б) Упражнение « Дорисуй фигуры».

7 задание



Урок 1 . Развитие интеллекта и навыков общения:

а) Правая ,левая ( развитие произвольного внимания ,слуха ,сосредоточения ,фонематического слуха):


ведущий читает ряд слов с согласным на конце. Дети поднимают правую руку - если окончание твёрдое ; левую - если мягкое:

брат ,нож ,был ,мель ,брать ,ел .топь ,хор ,уголь ,мел .стал ,ель ,топ ,быль ,сталь .вес ,жарь ,пыль ,хорь ,жар ,цепь ,высь ,вяз ,конь, обмен ,воз ,мыс ,петь ,печаль ,рост ,пир ,солист ,трус , худеть ,грусть ,груз ,шаг ,шаль ,яд ,юг ,янтарь ,щит ,шторм .

б)Мячик - смягчитель( развитие внимания, речи, темпа мышления):

Дети сидят кружком. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твёрдым окончанием, а поймавший произносит тоже слово, но с мягким окончанием:

Угол, брат, ел, топ, мел, хор, стал, пыл, жар, был, цеп, вес, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, служит, поит, ценит, хмурит, пилит, шутит, дал, пар, шар, прав.

в ) Тропинка( подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности):

Дети идут по кругу. Если ведущий произносит слово « тропинка» - все дети становятся друг за другом, кладут руки за плечи впереди стоящего; « копна» - направляются к центру круга, выставив руки вперёд; « кочки» - дети приседают, положив руки на голову.

г ) Развитие моторики рук « Кулак - ребро - ладонь».

Урок 2. Развитие математических способностей.

Математические знаки.

Урок 3. Речевая готовность к школе.

а) Развитие словарного запаса:

б) Развитие познавательных процессов.

8 занятие

Урок 1 . Развитие интеллекта и навыков общения:

а ) « Найди себе пару»( Развитие внимания, наблюдательности, мышления):

Задание: Найди пару и вставь рядом, чтобы получилось слово( каждый слог на отдельной строчке):

На - сос,

ка - мыш,

го - ра,

жи - вот,

пар - та,

во - да.

б) « Закончи предложение» ( развитие понятийного мышления):

Дети сидят кружком. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить его.

в ) « Правильно услышим и покажем, что услышали»( развитие мышления, слухового сосредоточения)

Дети сидят кружком. Ведущий говорит, что если они услышали: восклицательную фразу - то обе поднятые руки соединены над головой;

вопросительную фразу - правая рука поднята, левая - кулачек перед грудью; утвердительную фразу - оба кулачка прижаты друг к другу.

Б) Развитие моторики рук « Ухо - нос».

Урок 2. Развитие математических способностей.

Урок 3. Речевая готовность к школе.

А) развитие словарного запаса:

Б) Тест « Лишний предмет»

На карточке - 4 предмета, один из них лишний. Необходимо объяснить, почему ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся три предмета одним словом.

9 занятие

Урок 1 .Развитие интеллекта и навыков .

а) «Сколько в слове слогов?» (развитие внимания ,быстроты мышления ).

Дуб ,коза ,брат ,вода ,шум ,поле ,зима ,сундук ,жираф ,кот ,шуба ,каток ,шарф ,часы ,рука ,чашка ,мир ,лес ,мальчик ,голова ,хлеб ,корова ,змея ,мука ,кино ,рыба ,бабочка ,бочка .

б) «Синяя ,красная» стр.37

в) «Рыба ,птица ,зверь»

г) Развитие мелкой моторики рук «Колечко».

Урок 2. Развитие математических способностей.

а) Число и цифры 3,4

б) Тест «Переплетенные линии»

Урок 3. Речевая готовность ребёнка к школе.

а)Развитие словарного запаса ( проверка наличия в словаре ребёнка глаголов).

-Кто как передвигается :

Человек ,змея ,птица.

-Кто как издаёт звуки :

Кошка ,комар ,волк .

-Кто как ест :

Собака кость … ,курица зерно … ,корова траву … ,

- Кто чем занимается :

Повар ,учитель ,врач.

-Что может делать это животное:

Собака ,кошка ,змея .

б) «Упражнение «Соотношение понятий»(разложить перед ребёнком картинки ,на которых 4 стадии развития ветки -от голой зимой до усыпанной ягодами осенью).

Предлагается определить порядок размещения картинок по смыслу.

в)Упражнение «Сочиним предложение».



10 занятие

Урок 1. . Развитие интеллекта и навыков общения:

а) « Запрещённое движение» ( способствует организации и дисциплинированности):

Ведущий показывает движения и одно запрещённое, которое дети не должны выполнять. Тот кто выполнит выбывает из игры.

б ) « Много - один»( развитие внимания, быстроты мышления):

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч и называет слово во множественном числе. А ребёнок возвращает мяч - в единственном числе: Грачи, леса, ряды, мосты, холмы, следы, кроты, косы, глаза, шкафы, слоны, кусты, носы, блины, листы, грибы, гномы, зонты.

В) Развитие мелкой моторики рук « Кулак - ребро - ладонь»

Урок 2. Развитие математических способностей.

а) Число и цифра 5, 6

б) Упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц.

В) Игра « Дома зверей»

Урок 3. Речевая готовность ребёнка к школе:

а )Назовите признаки лета.

- Как изменяется продолжительность дня?

- Как изменяется температура воздуха?

- Какие выпадают осадки?

- Как изменяется состояние растений?

- Как изменяется состояние почвы?

- Как изменяется состояние водоёмов?

Б) Найди лишнее слово:

диван, стол, окно, шкаф;

диван, стол, кресло, стул;

ель, липа, сирень, береза;

окунь, щука, кит, карась;

© 2010-2022