Конспект Стартовая диагностика первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект Стартовая диагностика первоклассников.Конспект Стартовая диагностика первоклассников.Конспект Стартовая диагностика первоклассников.Конспект Стартовая диагностика первоклассников.Конспект Стартовая диагностика первоклассников.Конспект Стартовая диагностика первоклассников.Конспект Стартовая диагностика первоклассников.Стартовая диагностика первоклассников - основа планирования индивидуальных образовательных траекторий.


Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущих первоклассников традиционно связаны с проблемой готовности. Перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных результатов (УУД). К каждому ребенку, пришедшему в первый класс, усиливается внимание со стороны педагога на его индивидуальные возможности, уровень стартовой готовности. Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Как показывает практика, одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «стартовой готовностью». Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность. Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.

наблюдательностьСтартовая готовность - это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.

стартовая готовность

инструментальный компонент

личностный компонент

мыслительные способности

контрольные умения

коммуникативные умения

Мотивация и ценностное отношение к знаниям













Мною проводилась стартовая диагностика первоклассников на основе методических рекомендаций к рабочей тетради «Школьный старт» под редакцией Т.В. Бегловой, М.Р. Бятянова, А.Г. Теплицкой. Предлагаемые в этой методике критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствуют запросу образовательной системы Л.В. Занкова. Для развивающего обучения и современных ФГОС базовым является положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом ребенком уровне.

Цель диагностики - получить данные о готовности первоклассников к обучению, которые позволят определить индивидуальные траектории для учащихся и разработать рекомендации для учителя и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни. Объектом данного исследования выступает группа детей, поступивших в первый класс общеобразовательных учреждений. Предметом данного исследования являются особенности адаптации первоклассников к школе - то есть совокупность определенных характеристик их познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей, отражающие их адаптационный потенциал.

Диагностика проводилась в несколько этапов.

  1. Срок проведения диагностики с 26 по 29 сентября в начале 3 урока в течение 7-10 минут (1 день - настройка детей на проведение диагностики и 2 задания, 2,3,4 день - по 5 заданий). Первые 15 заданий направлены на проверку уровня инструментального компонента (Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инструментами переработки учебной информации (умения или способности).Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий). 16-17 задание - личностный компонент (характеризуется отношением ребенка к учению)
  2. После проведения диагностики результаты были занесены в следующею таблицу (таблица 1). В которой цветами показан уровень готовности (зеленый - высокий уровень, желтый - средний, красный -низкий). В процентном соотношении это показано на диаграмме.






  1. Диаграмма позволяет провести анализ готовности класса и отдельных детей по двум компонентам одновременно. Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности. А также для планирования индивидуальных образовательных траекторий. Что такое ИОП?
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Для коррекции стартовой готовности детей со средним уровнем инструментальной и личностной готовности порой хватает стимулов во время проведения урока. Для повышения личностной готовности школьников используются:
  • Оценка, словесная похвала;
  • Запись благодарности в дневник;
  • Групповая работа;
  • Назначение консультантом;
- Выставка лучших работ. Помимо поощрения, которое благотворно влияет на личностную готовность, в сводной таблице видно, какой ребенок в какой области отстает. Это позволяет скорректировать образовательный процесс. К примеру, возьмем ребенка со средней инструментальной и личностной готовностью.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Анастасия К.

1

1

2

2

2

2

1

1

2

1

1

1

2

0

0

18

2

0

2



Из данной таблице видно, что у ребенка на низком уровне находятся способности скрытые под 14 (контрольные умения) и 15(коммуникативные умения) пунктами. Из этого делаем коррекцию заданий предлагаемых для ребенка, которые способствуют развитию этих способностей.










Октябрь

3 - 7 10 - 14 17 - 21 24 - 28

Промежуточ-

ный итог 14



Анастасия К. «Соедини буквы так же, как на образце» «Выполни в в заданном порядке» «Следуй инструкции» «Закрась в вв заданном порядке»

2 1 1 2 Уровень повысился 15

«Послушай рас-

сказ и сделай выводы» «Будь внима- телен!» «Найди вер- ное реше- ние ситуа- ции» «Помоги, кролику выбрать правиль- ное решение»


1 2 2 2 Уровень повысился

Следуя результатам этой таблицы, мы видим, что подбирая индивидуальную образовательную траекторию можно скорректировать те пробелы, которые имеются на этот момент у ребенка. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях этого класса, об особенностях каждого ребенка. В наших силах осуществить «настройку» процесса обучения на конкретных детях, помочь каждому включиться в рабочую ситуацию. Диагностика стартовой готовности - один из инструментов такой настройки.









Список используемой литературы: 1.Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. -24с.: ил. 2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.






© 2010-2022