Рабочая программа по предмету Окружающий мир (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир», предметная область обществознание и естествознание, для 2 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе ООП НОО МКОУ НОШ д. Грехово и авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова, опубликованной в сборнике рабочих программ «Школа России» 1-4 классы.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмо­ционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия рос­сийского общества.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Специфика учебного предмета: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повсе­дневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обе­спечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Описание места учебного предмета в учебном плане Программа составлена в соответствии с ООП НОО МКОУ НОШ д.Грехово и рассчитана на 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 270 часов. 1 класс- 66 часов (33 учебные недели) во 2 классе - 68 часов (34 учебные недели), 3 и 4 классы по 68 часов (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предемета Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
    2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
    3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


В результате изучения окружающего мира второклассники научатся: распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах; называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира. Второклассники получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса.



Содержание учебного предмета Человек и природа
Природа - это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предска­зание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяй­ственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размноже­ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные - рас­пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2-3 примера). Между­народные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнеде­ятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо­та о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации - глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив­ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федера­ция. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность исто­рико-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с нескольки­ми странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, пере­греве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.


2 класс (68 ч)

Где мы живём? (4 часа) Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 часов) Неживая и живая природа, связь между ними. Явления природы. Что такое погода. Температура и термометр. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: №1 Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; № 2 Знакомство с горными породами и минералами; №3 Отработка приёмов ухода за комнатными растениями № 4 Отработка приёмов ухода за домашними животными.

Жизнь города и села (10 часов) Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Наш дом: городской, сельский.Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (9 часов) Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Практическая работа: №5 Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 часов) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)

Путешествия (18 часов) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей. Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. Практическая работа: № 6 Определение сторон горизонта по компасу №7 Освоение основных приёмов чтения карты.

























Календарно-тематическое планирование № п/п

Дата Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые предметные результаты освоения материала Универсальные учебные действия План Факт

1 четверть (17 часов)

Где мы живём? (4 часа) 1 03.09
Родная страна.

Комбинированный урок. Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира.
Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. 2 08.09
Город и село.
Комбинированный урок. Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. Характерные особенности городских и сельских поселений. Занятия жителей города и села. Типы построек. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. 3 10.09
Природа и рукотворный мир Комбинированный урок Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Умение работать в группе, понимать учебную задачу, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. 4 15.09
Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» Урок изучения нового материала.
Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира.
Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и не живой природы. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Природа (20 час) 5 17.09
Живая и неживая природа.
Урок-исследование Классифицировать объекты по существенным признакам. Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение различать объекты живой и неживой природы. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. 6 22.09
Явления природы.

Урок изучения нового материала.
Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы. Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 7 24.09
Что такое погода? Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры». Урок-практика.
Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой. Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах. Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды. Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды. Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму. Умение читать и составлять простые схемы. 8 29.09
В гости к осени. Экскурсия № 1.

Урок-экскурсия. Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. 9
01.10

Неживая природа осенью.
Живая природа осенью. Перелётные птицы.

Комбинированный урок.
Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой.
Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
10 06.10
Звёздное небо.

Урок-исследование. Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы. Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 11 08.10
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». Урок-практика. Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре. Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород от минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. 12 13.10
Про воздух и про воду.

Комбинированный урок. Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.
Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 13 15.10
Вода в жизни человека.

Комбинированный урок. Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 14 20.10
Какие бывают растения
Урок-практика. Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 15 22.10
Какие бывают животные .

Комбинированный урок. Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания. Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 16 27.10
Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. Комбинированный урок. Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
17 29.10
Дикорастущие и культурные растения.
Урок-практика. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах. Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу.
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

2 четверть (14 часов) 18 10.11
Дикие и домашние животные.

Комбинированный урок. Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах. Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
19 12.11
Комнатные растения. Практическая работа №3 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». Урок-практика. Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе. Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 20 17.11
Животные живого уголка. Практическая работа №4 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». Урок-практика. Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах. Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 21 19.11
Про кошек и собак Комбинированный урок Кошки и собаки в доме человека. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 22 24.11
Красная книга.

Урок-проект. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах. Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 23 26.12
Будь природе другом. Проект «Красная книга»
Комбинированный урок. Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах. Знание историй создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. 24 01.12
Обобщающий урок по теме «Природа». Проверим себя и оценим свои возможности

Контрольно-обобщающий урок. Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Жизнь города и села (10 часов) 25 03.12
Что такое экономика

Комбинированный урок. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы. Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
26 08.12
Что из чего сделано.
Комбинированный урок. Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ. Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары.
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. 27 10.12
Как построить дом Комбинированный урок Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары.
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. 28 15.12
Какой бывает транспорт. Виды транспорта.

Комбинированный урок. Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его. Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 29 17.12
Культура и образование.
Комбинированный урок Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи. Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
30 22.12
Все профессии важны. Проект «Профессии»
Урок-игра. Разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей. Умение называть профессии в сфере образования и культуры. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. 31 24.12
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2.

Урок-экскурсия. Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

3 четверть- 18 часов 32 12.01
Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

Комбинированный урок. Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы. Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 33 14.01
Невидимые нити в лесу.

Урок-исследование.
Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Знание понятия «невидимые нити в лесу». Умение устанавливать взаимосвязи. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. 34 19.01
Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Проверим себя и оценим свои достижения

Контрольно-обобщающий урок. Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, состав-ных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Здоровье и безопасность (9 часов) 35 21.01
Строение тела человека.

Урок введения в новую тему. Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. 36 26.01
Если хочешь быть здоров.

Урок-игра. Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 37 28.01
Поговорим о болезнях.

Комбинированный урок. Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. Знание понятия «болезнь», правил сохранения и укрепления здоровья. Умение проводить профилактику болезней. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
38 02.02
Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 5 «Отработка правил перехода улиц». Урок-практика. Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности. Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. 39 04.02
Домашние опасности.

Комбинированный урок. Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту. Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. 40 09.02
Пожар.

Комбинированный урок. Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС. Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. 41 11.02
Лесные опасности.

Урок-исследование. Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых. Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. 42 16.02
Как нужно купаться?

Комбинированный урок. Характеризовать потенциальные опасности на воде, запомнить правила поведения во время купания. Знание правил безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе.
Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. 43 18.02
Опасные незнакомцы
Комбинированный урок. Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС. Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. 44 25.02
Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Проверим себя и оценим свои достижения Контрольно-обобщающий урок. Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Общение (7часов) 45 02.03
Наша дружная семья.

Комбинированный урок. Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы. Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. 46 04.03
Проект «Родословная» Комбинированный урок Подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника. Знание понятий: «родословная», «древо семьи». Умение составлять родословное древо семьи. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. 47 09.03
В школе.

Комбинированный урок. Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации.
Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. 48 11.03
Правила вежливости.

Комбинированный урок. Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. 49 16.03
Ты и твои друзья. Урок-практика. Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом.
Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. 50 18.03
Мы - зрители и пассажиры.

Контрольно-обобщающий урок. Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника. Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации.

4 четверть- 17 часов
51 01.04
Обобщающий урок по теме «Общение». Проверим себя и оценим свои достижения

Контрольно-обобщающий урок. Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов.


Путешествия (18 часов) 52 03.04
Посмотрите вокруг.

Урок введения в новую тему. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта. Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.
53 54 06.04 08.04
Ориентирование на местности. Для чего нужен компас? Практическая работа № 6 «Определение сторон горизонта по компасу».

Урок-практика. Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам. Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.
55 13.04
Формы земной поверхности.

Комбинированный урок. Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор. Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. 56 15.04
Водные богатства.

Комбинированный урок. Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки. Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. 57 58 20.04 22.04
В гости к весне. Экскурсия №3.

Урок-экскурсия. Комбинированный урок Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы. Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
59 27.04
Россия на карте Практическая работа № 7 «Учимся читать карту»
Комбинированный урок. Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте. Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины.
Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
60 29.04
Проект «Города России» Урок-практика. Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты. Знание городов России, умение находить необходимую информацию в дополнительных источниках. Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
61
62 04.05 06.05
Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Урок-путешествие. Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы. Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву - столицу России, называть 2-3 достопримечательности. Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
63 11.05
Город на Неве.

Урок-путешествие. Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показать на карте город Санкт-Петербург, называть 2-3 достопримечательности. Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. 64 13.05
Путешествие по планете.

Комбинированный урок. Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны. Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. 65 18.05
Путешествие по материкам Комбинированный урок Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. 66 20.05
Страны мира. Проект «Страны мира»
Урок-исследование. Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
67 25.05
Впереди лето.

Экскурсия № 4 Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы. Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
68 27.05
Обобщающий урок по теме «Путешествие». Проверим себя и оценим свои достижения
Контрольно-обобщающий урок. Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания. Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы. Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов.


















































































































Материально - техническое обеспечение учебного процесса. а) Книгопечатные.

  • Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.
  • От земли до неба: атлас - определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
б) Печатные пособия.
  • Таблицы «Окружающий мир» для 2 класса:

1

Политическая карта России

1

2

Волки

1

3

Домашние животные

1

4

Плодовые деревья

2

5

Хвойные деревья

1

6

Плантации чая

2

7

Лиственные деревья

1

8

Виноград

1

9

Хлопчатник

1

10

Город и село

1

11

Степь и пустыня

1

12

Смешанный лес-

2

13

Сорные растения

1

14

Первоцветы

1

15

Бахча

1

16

Мышцы

1

17

Внутренние органы

1

18

Летучая мышь

1

19

ПДД «Переход улицы дорог»

1

20

ПДД «Улицы города»

1

21

Лето

1

22

Дорожные знаки

1

23

Пешеходные переходы

1

24

Погода

1

25

Растения зимой и весной

1

26

Берегите зрение

1

27

Кровеносная система

1

28

Черноморское побережье Кавказа

1

29

Нервная система

1

30

Дубрава

1

31

Холмистая равнина

1

32

Овраг

1

33

Ориентирование по солнцу

1

34

Крайний Север

1

35

Тундра

1

36

Полевые культуры

1

37

Луг

1

38

Демонстрационный Материал «Соблюдай правила дорожного движения»

1

39

Коллекция «Полезные ископаемые»

1

40

Гербарии растений

1

41

Демонстрационный материал «Азбука безопасности»

1

42

Политическая карта

1

43

Карта полушарий

1

44

Физическая карта России

1


в) Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование.
  • Глобус.
  • Модели светофора, дорожных знаков.
  • Муляжи овощей, фруктов, грибов.
г) Игры и игрушки.

1

Готов ли ты к школе? (Память, Математика, Дет.Литература, Окружающий мир. Природа. Окружающий мир. Предметы. Чтение)

1

2

Пазлы Время

1

3

Последовательность событий

1

4

Игра «Животные и птицы»

1

5

Дорожные знаки

2

6

Шашки

2

7

Символы Вятского края

1

8

Домино

1

9

Домино по ПДД

1

10

Путешествие по Вятской Губернии

1


д) Натуральные объекты.
  • Коллекция полезных ископаемых
  • Гербарии
е) Технические средства обучения.
  • Телевизор
  • DVD - плеер
  • Персональный компьютер
  • Принтер
ж) Оборудование класса

Наименование

Количество

1

Классная доска темно-зеленного цвета с антибликовым покрытием, с лотком для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки

1 шт.

2

Светильники

6 шт.

3

Светильники софит

1 шт.

4

Стол учительский

1 шт.

5

Стул учительский

1 шт.

6

Школьная парта

9 шт.

7

Стулья ученические

20 шт.

8

Шкафы

2 шт.

9

Пианино

1 шт.

10

Журнальный стол

1 шт.

11

Шторы

2 шт.

12

Урна для мусора

1 шт.


CОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов МКОУ НОШ д.Грехово от 31.08.2014 г. №1 Руководитель ШМО __________ О.Н. Пушкарёва

36


© 2010-2022