Конспект урока по окружающему миру Путешествие над Республикой Хакасией 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мир вокруг нас»

Тема: «Путешествие над республикой Хакасия»

Цели и задачи: - развивать познавательные интересы детей, углублять представления о

природе Хакасии, о животном и растительном мире.

- развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.

- воспитывать любовь к своему родному краю.

Форма: урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса.

Оборудование:

1. Книжная выставка:

- энциклопедия о животных и растениях;

- «Красная книга Хакасии»;

- произведения хакасских поэтов;

2. Наглядный материал:

- карта Хакасии;

- презентация о редких представителях флоры и фауны Хакасии;

- гербарии растений Хакасии;

- атласы республики Хакасии

3. Технические средства:

- мультимедиапроектор;

- музыкальный центр

- видеомагнитофон;

- видеокассета (о достопримечательностях Хакасии)

- аудиокассета (народные мелодии Хакасии)

Ход урока:

1 стюардесса приглашает учеников: - Дорогие ребята, здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта, который совершит путешествие над прекрасной землёй - Хакасией. Путешествие будет длиться 40 минут. Просьба занять свои места, устраивайтесь поудобней. Приятного вам полёта! (дети рассаживаются по своим местам)

2 стюардесса:

- Какой он наш край? Какая природа окружает нас? Вот об этом мы и поговорим во время нашего путешествия.

1 стюардесса читает стихотворение:

Люблю тебя, Хакасия,

Твои озёра ясные,

И водопады грозные

И степь, и тихие луга!

Люблю тебя, Хакасия

Твои леса прекрасные,

И вечера морозные,

И белые снега…

(включается видеозапись с видами Хакасии и тихо звучит хакасская мелодия)

2 стюардесса: - Обратите внимание на обзор в ваших иллюминаторах - мы облетаем территорию нашей малой Родины, площадь которой около 62 тыс. км, две трети её составляет горный ландшафт.

Ребята-экскурсоводы: - На юге (обратите внимание - мы сейчас там пролетаем) высота горных вершин достигает двух тысяч метров над уровнем моря. - В Хакасии насчитывается свыше 300 озёр, из которых наиболее известны Шира, Белё, Тус, Иткуль,Учум.

1 стюардесса: - А сейчас, дорогие друзья, рассмотрим карту Хакасии - она перед вами. Современная Хакасия является только частью территории, называвшейся когда - то «Минусинский край».

Экскурсоводы: - После образования Енисейской губернии в Минусинский округ входили 7 нынешних южных районов Красноярского края, Хакасия и часть земель Новосёловского района. Это была единая территория, на которой жили и трудились более 30 национальностей, развивая общую экономику, торговые и культурные связи.

- Кто назовёт главный город Хакасии? И что вы о нём знаете?

Ученик - пассажир: это Абакан. Абакан - столица Хакасии (смотрим видеозапись о городе Абакане с его достопримечательностями).

Экскурсовод: - Абакан красив. Как жарок стоит он среди древней хакасский степи. Абакану исполнилось 76 лет. В переводе с хакасского Абакан - «Медвежья кровь» - значит абаканцы люди сильной крови. Абаканцы любят свой город, его широкие и зелёные улицы, скверы, фонтаны, площади и парки.

2 стюардесса:

- А что вы видели в иллюминаторы?

- зелёные насаждения.

- дороги.

- большие кварталы.

- широкую реку

1 стюардесса:

- Да, а что это за река, протекающая через Абакан?

Ученик - пассажир: - это река Абакан, которая тянется на многие километры, абаканцы любят в ней купаться, ловить рыбу.

2стюардесса: - Стоянки древних людей встречаются на берегах реки Абакан. Это стало известно по результатам археологических раскопок. Вот какая она - древняя река Абакан!

1 стюардесса: -Да, ребята, сейчас мы пролетаем над хакасской степью (видеозапись о степи. Звучит мелодия дудочки хобырахом). Обратите внимание на древние курганы.

Экскурсоводы: - Каменные стелы и курганы - это далекое прошлое и гордость нашего народа. Хакасию называют художественной галереей под открытым небом, но никто не может назвать точное количество древних памятников: по различным источникам в республике сохранилось от 15 до 45 тысяч каменных изваяний. - В г.Абакане есть хакасский национальный Музей, где вы можете поближе рассмотреть древние рисунки, изображенные на этих камнях. Они загадочны и притягательны. - Археологи сделали вывод, что предки хакасов жили по племенам, имели свое государство. Занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством. - Было развито ремесло, имели широкие торговые связи со Средней Азией, арабским миром и Китаем. - В период расцвета у хакасов были города, развалины некоторых из них раскапываются ныне археологами.

2 стюардесса: - А какие полезные ископаемые находятся в недрах нашей республики? (рассматриваем карту)

Экскурсоводы: - Большие залежи угля находятся около Черногорска. Поэтому в городе много шахт. - Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе. - Молибден добывают недалеко от г.Сорска. Теперь этот город знают по всей России. - Самый известный материал - Саянский мрамор. Он используется не только в нашей республике, но еще отправляется в другие страны мира.

1 стюардесса:

- Любое путешествие утомительно. Давайте с вами отдохнём.

(проводится физминутка)

По родному краю.

Дружно пролетаем

(расставили руки как крылья самолёта)

Справа от нас - зеленый луг

(поворот и наклон вправо)

Слева находится лес

(поворот в другую сторону)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

2 стюардесса: - Около половины территории Хакасии занимает лес. (М/м презентация о животном и растительном мире Хакасии в сопровождении тихой хакасской мелодии)

1 стюардесса: - Каких диких животных увидели вы? (соболь, лиса, медведь, волк, заяц, бобр, горностай, ласка, колонок, хорёк, норка, росомаха, барсук и выдра).

2 стюардесса: - А какое разнообразие растительного мира! Продолжаем просмотр м/м презентация о животном и растительном мире Хакасии в сопровождении тихой хакасской мелодии)

1 стюардесса: - Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: какое дерево не гниет в воде? Да, это лиственница.

Экскурсоводы: - Это красавица обитает в лесах Хакасии. А вот гербарий ее веточки. При Петре I лиственницу использовали в кораблестроении, а дома, построенные из нее, стоят более пятисот лет! - Высокие горы и долины влияют на климат Хакасии. По своей суровости зимой он чисто сибирский. По обилию солнечных дней и высокой летней температурой заметно отличается. Поэтому здесь хорошо растут арбузы и дыни, яблоки и груши, помидоры. Хорошо ли вы знаете растения Хакасии?

Стюардессы:

Мы загадаем загадки, а вы их отгадайте:

- Какое растение опыляют только шмели? (Клевер)

- Какое растение растет вдоль дорожек? (Подорожник)

- Растет зеленый кустик - дотронешься, укусит. (Крапива)

- Горел в траве росистой фонарик золотистый, потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик) - Но не все люди бережно относятся к дарам и красотам природы. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никогда не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из- за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот-вот исчезнут. (Рассматриваем на слайдах редких и исчезающих животные Хакасии) - Каких животных Хакасии, занесенных в « Красную книгу», вы увидели? (ответы детей)

Экскурсоводы: - Снежный барс. В год он дает одного детеныша, да и то в случае, если есть пища. Питается горными баранами. Живет высоко в горах. Ведет скрытный образ жизни. Этот вид из- за красивого меха почти полностью истреблен. - Красный волк- чудо лесов Хакасии. Волк очень осторожное животное, но увидеть его уже невозможно

Стюардессы: - Посмотрите на « Красную книгу Хакасии» - какая она тяжелая и толстая. Вот сколько животных и растений мы уже можем не увидеть вообще.

- Что мы с вами можем сделать, чтобы природа Хакасии оставалось красивой и не исчезали ни насекомые, ни птицы, ни звери? (ответы учащихся) - Да, ребята, каждый человек должен понимать, что природе тоже бывает плохо и обязательно помочь ей.

- К. Д. Паустовский сказал: «Рыбе - вода, птице - воздух, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Запомните эти слова. Читайте энциклопедии и научно- популярные детские книги - это самые умные и добрые ваши друзья. А наше путешествие подошло к концу. В следующем путешествии мы узнаем более подробно о реках, озерах Хакасии. Экипаж 4 класса желает вам расти достойными жителями Республики Хакасия! И дарит на память атлас-путеводитель о достопримечательностях Республики. До свидания!



.


4


© 2010-2022