Доклад Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новичкова Ю.Е.


На уроках русского языка, как и на других уроках, учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают информацию о предмете, воспроизводят знания, тренируются в их применении, учатся творчески мыслить и решать практические задачи владения языком. Я считаю, что одной из важных задач образования является выработка орфографической зоркости. Проблема орфографии отражена в трудах многих учёных: К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.Н.Тихомирова,- а также методистов и психологов: Г.Г. Граник, М.В.Ушакова, Л.К.Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С.Тоцкого. По мнению Г.Г.Граник, в общей системе формирования орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит школе, поэтому учителю начальных классов необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии, как предмета обучения и, во-вторых, основные пути и способы усвоения орфографии учащимися. По мнению психологов Д.Н.Богоявленского, П.С.Жедек и др., трудности в усвоении орфографии нередко возникают из-за большого сходства формальных особенностей многих языковых явлений, которые должны быть чётко отдифференцированы друг от друга для успешного использования орфографических правил, но смешиваются из-за объективного сходства и недостаточного различия. Целенаправленное формирование умения различать орфограммы способствует преодолению этих трудностей. Задача начальной школы - раскрыть сущность и значимость данного умения, а также выяснить его отличия от других орфографических умений. Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа в определённой системе. Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов уч-ся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков. Орфографический навык, как и любой другой, - это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации «компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе которых будет происходить «процесс свёртывания умственной деятельности» Сознательная деятельность осуществляется на основе правил и правильного их применения. Применение же правил означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи. Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, ученик должен проделать следующие умственные операции - «шаги»: - определить часть речи; - установить, в какой части слова находится орфограмма; - выяснить тип орфограммы, вспомнить правило; - записать слово правильно.
Изучение правил должно складываться из нескольких этапов:
I Подготовка к восприятию.

На этом этапе учитель строит занятие таким образом, чтобы учащиеся повторили необходимую тему для усвоения новых знаний. Например, перед изучением орфограммы «Безударная гласная в корне слова» нужно хорошо потренировать учеников в выделении ударных слогов и нахождении корня. Перед изучением суффикса -онок- (-ёнок-) нужно выработать навык определения мягкости-твёрдости согласного звука, а также учащиеся должны повторить шипящие согласные звуки.
II Второй шаг в работе над орфографическим правилом - психологическая подготовка к его восприятию, цель которой вызвать повышенный интерес к изучению нового материала.

  • Такой интерес появляется в тех случаях, когда правилу предшествует занимательный рассказ, связанный с изучением новой орфограммы.
Так, при изучении темы «Правописание местоимений с предлогами» можно рассказать такую сказку: «Местоимения очень боялись предлога и не хотели становиться рядом с ним, и тогда буква Н решила их примирить. Местоимения согласились, но при условии, что буква Н их не покинет. Н осталась и протянула руки, чтобы примирить местоимения и предлоги». Даётся такой рисунок:
С ЕМУ
К ИМ Доклад Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.Доклад Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.НА Н ЕЙ У
  • Вызвать интерес к новому правилу помогает и создание проблемных ситуаций.
Например, тема «Правописание суффикса -ив- (-ев-) в именах прилагательных»
  1. Учитель формулирует задачу на самом высоком уровне проблемности, предлагает рассмотреть слова, записанные в строчку: правдивый, игривый, волевой, грушевый, ленивый, дождевой; просит уч-ся по этим словам вывести правило и записать его на листочке под номером 1.
  2. Задача на высоком уровне проблемности. Учащиеся рассматривают эти же слова, записанные в два столбика:
правдивый волевой игривый грушевый ленивый дождевой такая запись является подсказкой ученикам; предлагается вывести правило правописания и записать его под №2.
  1. Проблемные задания на среднем уровне. Внимание учащихся обращается на то, что в тех же словах, записанных в столбиках, выделены суффиксы и поставлено ударение. Учитель просит сформулировать правило и записать его под номером 3.

  1. На низком уровне проблемности ученикам даётся ряд заданий и вопросов:
- Рассмотрите слова, записанные в столбики, выясните часть речи. - Какую проблему будем решать? - Посмотрите, куда падает ударение в словах первого столбика, сделайте вывод. - Выясните, когда пишется суффикс -ев-. Вывести правило и записать его под номером 4. Таким образом, в работе участвуют и сильные и слабые учащиеся, достигается индивидуализация обучения. В случаях, когда отдельные ученики не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, учитель имеет возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помочь в зависимости от характера этих затруднений.
III Следующий шаг в работе над орфографическим правилом - непосредственное знакомство с ним, его анализ, выяснения его механизма. Анализируя правила, вскрывая их механизмы, следует сопровождать их схемами или алгоритмами. Эта работа вызывает высокую активность учащихся, развивает чёткость мышления. Например, тема «Разделительный ь знак» В начальной школе даётся такая формулировка правила: «Разделительный ь знак пишется после согласных букв перед гласными Е,Ё, Ю, Я, когда слышится звук [й]» Первое условие применения этого правила - умение слышать звук [й] в словах. Обучение этому происходит лучше всего на основе контрастных слов: «солью - солю, полёт - польёт». Учащиеся решают познавательную задачу: слова звучат по-разному и значения имеют разные; как же отразить эту разницу на письме? Создаём алгоритм: 1 шаг Слышится ли после согласного звук Й? ДА НЕТ (пиши без ь знака) 2 шаг Какие следующие буквы? Есть Е, Ё, Ю, Я? ДА, одна из них НЕТ (пиши без ь знака) 3 шаг Пиши ь знак, после него одну из букв. Проверь.
Например, тема «Непроизносимые согласные» Опознавательный признак орфограммы - наличие в слове сочетаний [сн] и [зн]. Алгоритм: 1 шаг Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных? ДА НЕТ (проверять нечего) 2 шаг Подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный, или эти звуки стоят в конце слова. 3 шаг Сравнить проверяемое и проверочное слова, сделать вывод, написать правильно, проверить. Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила. Таким образом, ученик каждое слово анализирует фонетически и по составу. Это приучает его замечать
все виды орфограмм, обнаруживать, где надо их писать, как слышать, как проверять правилом, где зрительно или на слух вспоминать написание. Особенно полезны такие упражнения для посредственно успевающих и отстающих учеников. Этот метод обучения орфографии развивает мышление учащихся как один из проблемных методов.
IV Заключительный этап в изучении орфографического правила - его воспроизведение. Как раз на этом этапе происходит выработка орфографического навыка. Приёмы и методы очень разнообразны.
  • Письмо с комментированием или объяснительный диктант. Ученик диктует предложение, словосочетание или слово и объясняет орфограммы.
  • Письмо по памяти.
  • Письмо с окошками.
  • Выборочный и распределительный диктанты.
  • Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, на тему «Правописание парных согласных в корне слова», ученик должен сначала написать обоснование выбора согласной, а затем уже слово, которое диктуется.
  • Диктант с постукиванием. Во время диктовки учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо изученной орфограммой. Это постукивание заставляет учащихся думать и вспоминать орфограмму.
  • Задание «Исправь ошибки, объясни их»
  • Буквенный диктант или цифровой. Например, «Личные окончания глаголов». Учитель диктует слова: видит, гуляет, слышит, борется… Учащиеся записывают только буквы: И, Е, И, Е…. Перед цифровым диктантом можно заранее обговорить, какими цифрами будут обозначаться разные орфограммы, и дети пишут не буквы, и цифры. Такая работа развивает внимание.
  • Стимулируют интерес различные игры:
- например, закрепление темы «Правописание ь знака после шипящих в глаголах 2 лица» можно провести в виде игры «Пантомима». Учащиеся по очереди выходят и вытягивают листочки, на которых записаны пословицы: «Поспешишь - людей насмешишь», «Тише едешь - дальше будешь», «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь» и др. Ученик изображает написанное жестами и мимикой, остальные должны догадаться, о какой пословице идёт речь, записать её, объяснить изучаемую орфограмму, выяснить смысл пословицы. Такая работа развивает воображение, творческие способности. - «Можно крупно выиграть». Даны слова: варить, варение, варёный (картофель). Кто найдёт больше проверок? Уговор такой: формы одного и того же слова считаются одной проверкой; слова, которые отличаются одной

приставкой, - одна проверка (навар и отвар). (варим, навар, варево, сваривали, кашевар, варочный, варщик, смоловар, сыровар, самовар, варенный) - игра «Четвёртый лишний»: например, гру[сн]ый, по[сн]ый, опа[сн]ый, ме[сн]ый/ - КВНы - эстафеты и другие игры.
  • Положительные результаты даёт использование так называемых рифмовок, которые помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка, облегчая им решение первых учебных задач:
Пища, чайник, чашка, чай - Как напишешь, отвечай? Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Труд-труды, кот-коты - Будешь грамотным и ты.
  • Творческий диктант. Например, по теме «Учимся писать суффиксы -онок- (ёнок-)» учитель диктует слова, учащиеся образуют однокоренные с помощью данных суффиксов и записывают полученные слова: кот-котёнок, волк-волчонок, мышь-мышонок… .
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам.
  • Тесты.
  • Часто для закрепления и обобщения изученных орфограмм я использую технологию коллективного взаимодействия. Это работа в парах сменного состава, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом классного коллектива; то есть коллектив обучает каждого и каждый обучает всех.
Существует несколько вариантов этой коллективной работы: I в. «Ручеёк». Здесь идёт общение ребят внутри одного ряда. Учитель заготавливает карточки с заданиями и ответами, отличные друг от друга. II в. «Ёлочка» При этом общение ребят идёт между рядами. Учащиеся работают в парах сменного состава столько раз, сколько позволяет время на уроке. Например, тема «Учимся писать гласные и согласные в корне слова» Заготавливаются следующие карточки: №1 Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
  1. Бежать (бег)
  2. Большой (больше)
  3. Цветок (цвет)
  4. Кричать (крик)
  5. Грибной (гриб)
№2 Правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением. 1.Сорока 2. Дорога 3. Пальто 4. Огурец 5. Картина №3 Правописание парных согласных в корне слова.
  1. Узкий (узенький, узок)
  2. Шубка (шуба)
  3. Тропка (тропа, тропинка)
  4. Мягкий (мягок)
  5. Соседка (соседи)
№4 Правописание непроизносимых согласных.
  1. Поздно (опоздать)
  2. Участник (участие)
  3. Грустный (грустить)
  4. Чудесный (чудеса)
  5. Окрестности (окрест)
Эта работа даёт положительные результаты, потому что, во-первых, ученик, проверяя и обучая другого, более глубоко усваивает материал сам, так как для объяснения товарищу (в отличие от собственного усвоения, когда он довольствуется малым) ищет в материале дополнительные связи, свойства, отношения; приводит основания, убедительные для самого непонятливого товарища. Во-вторых, дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу.

Работа со словарными словами


Кроме того, необходимо отметить работу над словами с непроверяемыми орфограммами. С такими словами младшие школьники встречаются на каждом уроке с 1 класса. Число их с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу начальной школы внушительной цифры - более 500. нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальной школы. Важно, чтобы усвоение словарных слов происходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивая правильность, полноту усвоения слов. Слова с непроизносимыми написаниями изучаются в «словарном порядке», то есть учащимся рекомендуется просто писать и запоминать слова. Этапы введения нового слова таковы:

  1. Установка на длительное запоминание («Это слово мы выучим сегодня и всю жизнь будем правильно его писать»)
  2. Проговаривание слова учителем.
3. Проговаривание слова учащимися по слогам вслух, вполголоса (при этом, по совету психологов, глаза нужно закрыть и представить слово написанным). Учитель русского языка П.Я.Тоцкий в своей книге «Орфография без правил» рекомендует многократно повторять слово, при этом движение органов речи
останутся в памяти, они-то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует внутренней речью.
  1. Нахождение слова в словаре или зрительное восприятие слова, написанного на доске.
  2. Толкование слова, если это необходимо.
  3. Орфоэпическое чтение слова и анализ звукового и буквенного состава.
  4. Запись в тетрадь или словарик.
  5. Выделение и объяснение орфограмм с помощью этимологического анализа (если возможно)
  6. Закрепление написания в ходе урока.

Передовой опыт учителей и специально проведённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации состоит в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приёмов обучения: при первичном закреплении подбираем и записываем родственные слова. Последующее закрепление написания слова органически вплетается в ткань урока.
  • Запись слов в алфавитном порядке.
  • Запись слов с безударной гласной А (О, И, Е, Я).
  • Картинный диктант. Учитель показывает рисунок, дети пишут слово (заяц, медведь, тетрадь…)
  • Грамматическое конструирование словосочетаний, предложений.
  • Морфемный или словообразовательный анализ.
  • Подбор синонимов, антонимов.
  • Лексическая работа, организованная вокруг слов с иноязычными морфемами.
  • Сочинение-миниатюра с использованием слов данной тематической группы: одежда (костюм, пальто, пиджак, сарафан…), магазин (молоко, творог, макароны, компот…), птицы (сорока, воробей, дятел…), огород (огурец, морковь, капуста…)
  • Запись слов с противоположной орфограммой.
  • Кроссворды.
  • Загадки или задания «Ответь одним словом»: комната для занятий в школе (класс), человек, который едет в автобусе (пассажир)…
  • Психологи рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязных слов составлять яркий динамический рассказ, который легко бы воспроизводился в воображении.
Таким образом, работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление; учит делать выводы и обобщения.


Работа над ошибками


Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограмм, но и предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Приёмы самостоятельной работы над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. К приёмам выполнения работы над ошибками относятся: - самостоятельное исправление ошибок, отмеченных учителем на полях; - самостоятельное объяснение учащимися тех слов, в которых были допущены ошибки; - подбор проверочных слов или правила; - подбор аналогичных примеров; - подбор примеров, противоположных по написанию; - письменный орфографический разбор или морфемный; - выписывание слов со словосочетаниями из текста диктанта с определённой орфограммой и составление с ними предложений и связных рассказов; - полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных словариков с разделом «Мои ошибки» или конвертиков со словами, где ими были допущены ошибки. Не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, то есть являться продолжением деятельности учащихся по усвоению орфографических правил.
Итак, приведённая выше работа над орфограммами активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интереса к урокам русского языка.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися

содержательной линии блока «Правописание».


Выпускник научится:

  • Применять правила правописания;
  • Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю:
  • Безошибочно списывать текст;
  • Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами правописания;
  • Проверять собственный и предложенный тексты;
Выпускник получит возможность научиться:
  • Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • Подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
  • Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Личностными результатами являются:
  • Осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • Понимание того, что устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:
  • Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • Умение задавать вопросы.





















Литература.


  • Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости.// Начальная школа, 2004 №3
  • Бетенькова Н.М., Фомин Д.С. Конкурс грамотеев. М. Просвещение. 1995
  • Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М. Новая школа. 1996
  • Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1973
  • Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа, 2002 № 5
  • Борисенко И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения.// Начальная школа, 1998 №11
  • Бочкарёва Т.Д. Предупреждение ошибок.// начальная школа, 2001 №3
  • Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. Просвещение. 1982
  • Вахрушева Т.В. Таблицы по русскому языку. М. Аст-пресс. 1997
  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М. Просвещение. 1991
  • Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. М. Просвещение. 1988
  • Жедек П.С. Методика обучения орфографии. М., 1994
  • Иванов С.В., Кузнецова М.И., А.О. Евдокимова. Русский язык. Программа, планирование, контроль. М. Вентана-Граф. 2012
  • Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников.// Начальная школа, 2000 №6
  • Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.. М. Просвещение 1991
  • Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М., 2000
  • Панов М.В. Занимательная орфография.М. Просвещение. 1984
  • Сенина Н.А. Русский язык. Тесты. Олимпиады. Ростов-на-Дону. Легион. 2012
  • Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 17
  • Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 18
  • Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 19
  • Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 №20
  • Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 21
  • Фролова Л.А. Русский язык. Тесты. М. Астрель. 2003
  • Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок.// Начальная школа, 1997 №2

11

© 2010-2022