Конспект урока по русскому на тему Учебный словарь 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов

Башкирова О.Н.

ЧОУ «Нефтеюганская православная гимназия»

Урок русского языка на тему "Учебный словарь." (4 класс)

Цели урока:

1) Познакомить с универсальным учебным словарём, дающим представление о различных аспектах русского слова.

2) Составить представление о русском слове, как целостной многогранной единице языка.

Задачи:

1) Формировать целостное содержательное представление о русском слове как основной единице языка.

2) Учить анализировать слово с помощью учебного словаря.

3) Развивать бережное отношение к родному языку, его смысловому богатству.

4) Формировать точность и выразительность русской речи.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Форма урока: Урок-практикум.

Работа в группах.

Оборудование:

Школьный учебный словарь русского языка. В.В. Репкин. Москва. Изд. Астрель. Интерактивная доска.

Ход урока.

1.Организационный этап.

-Ребята, отгадайте загадку:

Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного -
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво...
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот... (словарь)

2.Актуализация знаний.

- Словарь - почему эта книга так называется? (Это книга о словах).

- Читают ли словари подряд, страница за страницей? Почему? ( В этом нет необходимости, в словаре мы ищем интересующее нас слово).

- Можно ли сказать, что со словарём играют? (Нет, со словарём работают).

- А что значит работать со словарём? (Это значит, что если у нас возникли вопросы о слове, мы ищем ответы в словаре).

- Да, ребята, словарь - это собрание слов. (Обычно слова представлены в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык).

- Ребята, а какие виды словарей вы знаете? (Толковый словарь, орфографический, орфоэпический, фразеологический, словарь иностранных слов, универсальный, словообразовательный, словарь синонимов и антонимов).

3. Изучение нового материала.

- Сегодня мы познакомимся с новым видом словарей - школьным учебным словарём профессора Владимира Владимировича Репкина.

- На партах у каждого из вас находится учебный словарь. Познакомьтесь пожалуйста с содержанием учебного словаря и назовите его разделы. (Русский алфавит, Как устроен словарь. Список литературы, использованной при составлении словарных статей. Список сокращений, встречающихся в словаре. Как работать со словарём. Словарные статьи в алфавитном порядке.)

-Сейчас каждая группа получает название раздела учебного словаря, с которым они ознакомятся, составят опорные таблицы на интерактивной доске для представления этого раздела остальным группам.

1 группа "Содержание словарной статьи учебного словаря. Заголовочное слово статьи".

2 группа "Грамматическая характеристика слова".

3 группа "Характеристика лексического значения (значений) слова".

4 группа "Употребление слова в составе словосочетаний и фразеологизмов. Синонимы и антонимы. Словообразовательные связи слова и его морфемный состав. Происхождение слова".

Выступление представителей от каждой группы:

1 группа - Школьный учебный словарь состоит из словарных статей. Каждая статья даёт характеристику одного слова. Словарная статья состоит из частей:

1) заголовочное слово статьи

2) грамматическая характеристика слова

3) лексическое значение (значения) слова и его употребление в народной и поэтической речи

4) синонимы и антонимы к слову

5) словообразовательные связи слова и его морфемный состав

6) происхождение слова.

В качестве заголовка словарной статьи (вокабулы) используется начальная форма слова, исключение - имена существительные употребляющиеся во множественном числе (лыжи, сапоги).Слова - омонимы имеют цифровой индекс (лук¹, лук²) - многозначность слова. Все заголовочные слова (кроме односложных) снабжены знаками ударения. Если слово имеет варианты ударения, то над вокабулой ставятся два таких знака (тво´ро´г). Заголовки статей (вокабулы) расположены в алфавитном порядке, буквы Е и Ё принимаются за одну букву.

2 группа - Грамматическая характеристика слова содержит:

1) к какой части речи принадлежит слово (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, предикатив (неизменяемые слова, которые употребляются только как сказуемое, предлог, союз, частица, модальные слова (неизменяемые слова, употребляемые как вводные слова), междометия).

2) грамматические категории

  • им.сущ.- указывается род (м., ж., с.), если слово общего рода указываются несколько родов (м., ж.). Основные грамматические формы сущ. - формы И.п. и Р.п.ед. ч. и мн.ч. Если сущ. не изменяется по числам, то ставится помета (только ед.ч. или только мн.ч.). Если при образовании форм существительного происходят изменения в его основе, то формы указываются целиком (друг, друзья)

  • им.прил. - полные формы имени прил. не приводятся (указываются краткие формы, если они есть, а также форма сравнительной степени

  • им.числ. - указываются основные падежные формы

  • местоим. - указываются основные падежные формы

  • глаг.- указывается вид глагола, инфинитив, формы 1 и 2 лица ед.ч.3 лицо мн.ч. наст или будущ.вр.

  • предл.- указываются падежи с которыми он употребляется

3) формы слова и его варианты

3 группа - Характеристика лексического значения слова содержит толкование лексических значений заголовочного слова, указывает на тип значения (например, переносное значение), характеристику слова данном значении (книжное, разговорное, поэтическое и т.п.), его оценочные характеристики (ироническое, неодобрительное и т.п.), примеры употребления слова в данном значении. Толкование лексического значения слова указывается с ограничением его употребительности (историческое, устаревшее, специальное, областное и т.д.)

4 группа - приводится список несвободных словосочетаний и фразеологизмов, в состав которых входит это слово и даётся толкование значений. Также приводятся основные синонимы и антонимы к слову. В словообразовательной связи слов указывается колонка слов, для которых это слово является производным. Указываются однокоренные слова, слова с тем же лексическим значением, заимствованное из старославянского языка, из иностранных языков. Также в этой части статьи указан морфемный состав слова, при этом корень рассматривается как общая часть родственных слов. Морфемы отделены друг от друга. Краткая справка указывает на происхождении слова - заимствованное из других языков (указывается язык, из которого заимствовано данное слово, указывается производное слово, от которого оно произошло), исконно русские слова, общеславянские, древнерусские, собственно-русские,

4.Физминутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

5. Закрепление материала. Практикум.

- Ребята, на какие же вопросы о слове может ответить школьный учебный словарь? И стоит ли обращаться к нему, если вообще нет никаких вопросов о слове?

- Вот, например, слово "краска". Что оно означает, знает каждый. Все знают, как правильно его написать. Так стоит ли читать в словаре посвящённую ему статью? И всё-таки, давайте это сделаем. Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по учебному словарю.

- Мы проанализируем статью в словаре "Как работать со словарём" (страницы 18-25 учебного словаря) и узнаем как работать с учебным словарём, и какие открытия нам дарит великий и могучий русский язык.

Работать мы будем по группам.

1 группа выделяет информацию и готовит сообщение о грамматической лексической характеристиках слова "краска".

  • Грамматическая характеристика слова: Слово краска является именем существительным женского рода и приведены его основные изменения (формы) - обратить внимание, что в Р.п. мн.ч. нет окончания -ок, в этой форме у слова красок нулевое окончание).

  • "Лексическое значение слова". (Оказывается, кроме значения слова краска -"то, что придаёт цвет предмету, красит его", у этого слова есть и два других значения: "окраска, цвет чего-либо", и "румянец на лице", о которых чаще всего мы не вспоминаем. Второе значение слова "окраска, цвет чего-либо" употребляется только во множественном числе. В самом деле, по-русски нельзя сказать "богатая краска осени" или "нежная краска весны". А вот в третьем значении "румянец" это слово, наоборот, может употребляться только в единственном числе.

2 группа работает с материалом " Примеры употребления слова "краска".

  • В примерах употребления слова краски приведено словосочетание "акварельные краски". А что это за краски? Специальной словарной статьи о слове "акварельный" в учебном словаре нет. Зато есть статья о слове "акварель", под которым напечатано и слово "акварельный". Это значит, что слово акварель производное слово. Оказывается акварельная краска - это краска, которая разводится водой. В конце словарной статьи можно прочитать любопытные сведения о происхождении слова "акварель": оно, как и слова "аквариум", "акваланг" и некоторые другие, образовано от слова "аква" - вода. К первому значению слова "краска" в словаре приведён ещё один пример. Это отрывок из сказочной поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".

...И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним живая голова.

О каких красках говорит поэт? Краски - это средство, с помощью которого выражаются чувства. Слово "краска" в современных значениях было хорошо известно Пушкину. А ведь поэт жил 200 лет назад.

  • Во втором значении слово "краска" означает "окраска, цвет чего-либо" и имеет значение синонима "цвета´". Интересно и третье значение слова "краска". Говоря о краске стыда, мы отмечаем, что чувство стыда "красит" лицо человека, заставляет его покрыться румянцем.

3 группа работает с материалом "Фразеологизмы, синонимы, антонимы"

  • Словосочетания "сгустить краски" и "вогнать в краску" являются фразеологизмами. В первом фразеологизме "сгустить краски" речь идёт о преувеличении чего-то опасного, дурного. Второй фразеологизм"вогнать в краску" означает что кого-то заставили покраснеть от стыда и это является разговорным выражением и данный фразеологизм уместен только в непринуждённой разговорной речи. А вот после фразеологизм "сгустить краски" может быть употреблён в любом виде речи.

  • Синонимы к слову "краска" являются слова "краситель" и "цвета". Антонимов у этого слова в современном русском языке нет.

4 группа работает с материалом "Словообразовательные связи и морфемный состав слова".

  • Слово "краска" образовано от слова "красить", которое образовано от слова "краса" ("красота"). От слова "краска" образованы слова: красочный, красочность, красочно, многокрасочный. В словосочетании "красочное" производство" значение этого слова связано с первым значением слова "краска" (красочное производство- это производство, выпускающее краски" . А вот "красочная картина" - это картина, отличающаяся яркостью цветов, многоцветием. Здесь значение слова "красочный" обусловлено вторым значением слова "краска".В морфемном составе слова выделен корень крас- (а не краск-) - красить, раскрашивать.)

6.Итог урока.

-Ребята, какова главная задача учебного словаря? (Помочь научиться ставить вопросы о слове).

- Нужно ли читать словарь читать страницу за страницей? (Нет. По словарю нужно путешествовать - от слова к слову, от вопроса к вопросу, от словаря к словарю).

- А на все ли вопросы о слове "краска" мы получили ответы в нашем учебном словаре? (Нет. Мы не узнали значение слова "гуашь")

- Что будем делать, если наш школьный словарь не ответил на все наши вопросы?(Обратимся к дополнительным словарям, информационным источникам).

7.Домашнее задание.

- Ребята, вам предстоит самостоятельно составить свою словарную статью о слове "карта", эталоном составления словарной статьи будет план словарной статьи школьного учебного словаря В.В.Репкина.

Используемая литература:

1.В.В.Репкин. Школьный учебный словарь.//Москва.Астрель.2005.

2.Бондаренко А.А. Словари на уроке.// Начальная школа. 2000. № 1.

3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

4. Н.М. Лаврова Учебник нового поколения для современной начальной школы.// Начальная школа. 2004. № 11.



© 2010-2022