Статья «Формирование общекультурных компетенций в воспитательной работе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Формирование общекультурных компетенций в воспитательной работе»Статья «Формирование общекультурных компетенций в воспитательной работе»Статья «Формирование общекультурных компетенций в воспитательной работе»Статья «Формирование общекультурных компетенций в воспитательной работе»Статья «Формирование общекультурных компетенций в воспитательной работе»Статья «Формирование общекультурных компетенций в воспитательной работе»«Формирование общекультурных компетенций

в воспитательной работе»

Приоритет в формировании общекультурных компетенций отводится воспитательной работе. Известный педагог доктор педагогических наук, автор многих исследований и монографий по проблемам педагогической технологии, ведущих принципов воспитания Надежда Егоровна Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

В докладе д.п.н. А.В.Хуторского общекультурная компетенция определяется как круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере.

К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Целью школьного образования в области формирования общекультурной компетенции является: достижение уровня общекультурной компетенции, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

  • социально-экономической;

  • политико-правовой;

  • в сфере науки, религии;

  • экологической;

  • эстетической;

  • коммуникативной;

  • бытовой;

  • досуговой и др.

Приоритет в формировании общекультурной компетенции отводится воспитательной работе. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Но, поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе

• наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;

• проявляется спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;

• и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;

• достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.

Существует множество направлений формирования общекультурной компетенции. Я бы хотела описать 7 направлений, которые учителя нашей школы применяют на практике, я назвала их «7-я»:

Я и семья«Я и Я», « Я и семья», «Я и школа», « Я и право», «Я и культура», « Я и моё Отечество», «Я и планета».

Я и школа

Я и планета.


Я и Я.





Я и право

Я и моё Отечество

Я и культура

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Я И Я.

Здесь происходит осмысление ребёнком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

Формы реализации этого направления в нашей школе- это соблюдение режима дня, который приучает к самодисциплине, пропаганда здорового образа жизни- к примеру, участие в спортивных мероприятиях« Весёлые старты». Это такие направления воспитания культуры поведения как, воспитание культуры поведения в общественных местах, культура речи, труда, воспитание культуры внешнего вида. Интересно проходит праздник «День именинника», целью которого является не только поздравление с днем рождения именинников, но и развитие интеллектуально-творческих, организаторских способностей школьников, развитие смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллективную работу.

Обретение уверенности в себе и в своих способностях у учеников 1-х классов проходит через ведение «Дневничка достижений». В сентябре-это дерево, на которое ребёнок за любые свои достижения наклеивает листочки. В октябре-это ваза, в которую вклеиваются фрукты. В ноябре-это корзина с овощами. А в декабре-это ёлка с игрушками.

Создавать благоприятную атмосферу для учебы, взаимоотношений, физического, интеллектуального и морального роста помогает школьный психолог.

Я И СЕМЬЯ.

В этом направлении семья выступает как главный фактор воспитания семьянина. Общекультурная компетенция проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

Формы реализации направления-это родительские собрания, привлечение родителей к проведению школьных мероприятий, совместные выезды на природу, совместные спортивные мероприятия, привлечение бабушек и дедушек к проведению тематическихклассных часов

Я И ШКОЛА.

В школе учащиеся получают не только знания, но и учатся жить. Школа-источник необходимых общекультурных компетенций. В направлении «Я и школа» происходит осмысление школьниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире.

Формы реализации направления-это формирование лидерского состава класса , это знакомство с правилами поведения в школе, культура одежды.

Семья может привить с самого раннего возраста культуру поведения, культуру представлять себя, в том числе и через одежду , а школа обязана помочь в этом. Одно из правил поведения школьников -это ношение школьной формы. С целью формирования навыков культуры внешнего вида последняя неделя 2-ой четверти в нашей школе проводилась в виде «Недели моды», где каждый день имел определённое название , в зависимости от стиля одежды. К примеру, «День спортивного костюма», «День маскарадного костюма» и т. д. В «День делового костюма», была проведена линейка, на которой были продемонстрированы различные формы одежды делового человека. Так как школьная форма-это тоже деловой стиль, то была проведена демонстрация школьной формы. В этот же день в 4-х классах был проведён конкурс сочинений «Какой должна быть школьная форма». Все ученики пришли к мнению, что школьная форма необходима, она дисциплинирует и не разделяет детей на богатых и бедных.

В «День профессионального костюма» были проведены мероприятия по проф. Ориентации и конкурс рисунков «Моя школа в будущем»

Я И ПРАВО

На этом этапе происходит осмысление ребёнком необходимости усвоения правовых знаний.

Формы реализации направления-это знакомство с нормативно-правовой базой, с Конституцией РК, с Конвенцией о правах ребёнка, с Декларацией прав ребёнка . Вся работа проводится в игровой форме.

Одно из прав ребёнка-это право говорить на своём родном языке, соблюдать обряды своей культуры.

Учитывая это право на неделе моды был проведён «День национального костюма», в кабинетах были оформлены стенды «Национальный костюм-богатство народа» . В классах была проведена беседа об особенностях национального костюма.

(Слайд 37-38)

Государственные праздники РК «День Независимости», «Наурыз».

(Слайд 39)

Я И КУЛЬТУРА

Осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира. Развитие духовного мира учащегося на основе познания искусства, литературы, фольклора.

Формы реализации направления

Посещение библиотеки

Выставки картин VTS

Игры на различных музыкальных инструментах

Исполнение танцев и песен

Посещение театров

Инсценирование сказок

(Слайд 45)

Я И ПЛАНЕТА

Осмысление ребёнком себя как части планеты земля. Каждый гражданин в ответе за себя, за свою семью, за Родину, за всю Планету.

Формы реализации направления

викторина по страницам «Красной книги»

участие в субботниках

(Слайд 48)

Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. Это беседы и наблюдения о растениях и животных по охране окружающей среды на уроках познания мира.

(Слайд 49)

экскурсия «Вот и осень!», на которой дети узнали о полезных ягодах, о названиях деревьев нашего края.

(Слайд 50-51)

Мы познаём мир

конкурсы стихов, поделок, исследовательская работа

(Слайд 52)

Результат такой работы-диплом.

(Слайд 53)

Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО

Осмысление ребёнком себя, как части своей Родины, её гражданина и патриота. Каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.

Формы реализации направления

(Слайд 54)

участие в смотре строя и песни

(Слайд 55)

шефство над ветеранами ВОВ

встречи с ветеранами войны

(Слайд 56)

Посещение Музея боевой славы

(Слайд 57)

спортивные праздники «День защитника Отечества






РЕФЛЕКСИЯ

Каким бы не был путь формирования общекультурной компетенции, центральной фигурой является педагог.

Он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании.

Давайте вспомним направления общеобразовательной компетенции, по которым работают наши учителя и узнаем немного о себе.Статья «Формирование общекультурных компетенций в воспитательной работе»

1. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию оразовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. /под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. с. 12-20.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

  • социально-экономической;

  • политико-правовой;

  • в сфере науки, религии;

  • экологической;

  • эстетической;

  • коммуникативной;

  • бытовой;

  • досуговой и др.

Существует множество способов формирования ОКК. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них.

Приоритет в формировании ОКК отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Но, поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе (о которых уже говорилось ранее):

  • наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;

  • проявляется спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;

  • и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;

  • достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.

К сожалению, у некоторых педагогов существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут культурными воспитанными. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, авторитаризм - таковы типичные подходы отдельных педагогов к решению задач воспитания. Но, как показывает практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.

Безусловно, что в основе указанных недостатков не прослеживается одна причина, их много (как объективных, так и субъективных). Нельзя умолчать об огромном отрицательном влияние СМИ (телевидение, низкопробная печатная продукция).

овременный подход к воспитательной работе требует от педагогов постоянного изучения интересов и потребностей детей и подростков в формах досуга, создания конкурентноспособных, неординарных программ, сценариев, ориентированных на формирование устойчивых познавательных интересов, воспитывающих потребности в культурном досуге, препятствующих падению интереса к культурным и духовным ценностям.

Прежде, чем обозначить следующее направление формирования ОКК, представьте следующую ситуацию: вас пригласили в какую-то школу на практикум по внедрению новых технологий, каких-либо инноваций, или, скажем, по обобщению опыта формирования ОКК.

Подходя к школе, мы бросаем первый взгляд на ее строительно-архитектурный вид, а, войдя в школу, обратим внимание на школьную форму детей, ее сотрудников, интерьер классов, столовой, дизайн штор, холлов, чистоту туалетов. Мы непроизвольно констатируем вполне определенный уровень культуры. И как бы интенсивно не внедряли в этой школе новые учебные курсы, технологии, но, если цивилизация школьной жизни не соответствует общечеловеческим достижениям, вряд ли правомерно говорить о высокой культуре школы. То - есть, культура школы начинается с культуры школьного быта.

Речь здесь идет о таком направлении формирования ОКК как преобразование сферы обитания - или, как принято сейчас говорить, - эстетизация окружающей среды. Ее характеристики: гигиена, удобство, порядок, красота, дизайн. Окружающее человека пространство напрямую воздействует на психическое состояние и общее самочувствие, поэтому его преобразованию уделяется так много сил, энергии, средств. Не случайно здание и интерьер "храма культуры"- театра имеет особый стиль (бархатные кресла, паркет, хрустальные люстры, зеркальные стены фойе). Отражая лик людей, преобразованная среда влияет в свою очередь на этот лик: люди иначе ведут себя среди красоты и мусора, по-разному работают в духоте и на свежем воздухе, изменяют взаимоотношения при изменении окружения.

Каждый педагог в меру своих возможностей (материальных и физических) заботится об эстетике своего рабочего места: класса, спальни, оборудовании и оформлении урока, воспитательного мероприятия. В школе, по мере возможности, процесс эстетизации на лицо. Думается, что при разрешении некоторых проблем, переход в обновленную школу сыграет позитивную роль в формировании ОКК обучающихся.

. Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. В Госстандартах по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета.

Так, например, по математике ОКК выпускника старшей школы предполагает, что он:

  • понимает, что математика является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, воздействует на иные области культуры, влияя на совершенствование человека как homo sapiens;

  • понимает, что формальный математический аппарат создает возможности для решения прикладных задач;

  • понимает, что математическая символика и формулы математики позволяют описывать общие свойства объектов практики и науки и отношения между ними;

  • имеет представление об особенностях математического языка и соотносить их с русским языком.

Каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.

В заключение хотелось бы процитировать педагога Н.Е. Щуркову: " Роль педагога при восхождении ребенка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он - соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в нелегком движении вперед и выше".

Формирование общекультурных компетенций в начальной школе через воспитательную работу
Концепция модернизации российского образования определила новую систему взглядов и понятий образования, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации и выпускников начальной школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, определены направления, в том числе и формирование ключевых компетенций, где понятие «компетенция» определяется как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Реальность нашей жизни такова, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это значит, что выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них. Изменение подходов к определению целей образования потребовало от учителей начальной школы уточнения видов деятельности, которыми должен овладеть обучающийся в начальном звене, поэтому и появилась необходимость создания Программы формирования ключевых компетенций обучающихся в начальной школе. Программа составлена в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников», определенными Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089. Одной из целей программы является: Приобщение детей к традиционным нравственным ценностям отечественной культуры, то есть формирование общекультурных компетенций. Задачи:

1. Формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов с опорой на традиции.
2. Формирование уважительного отношения к культуре своей страны, к своим предкам.
3. Формирование у детей представления о себе как о будущих гражданах России, достойных продолжателях и хранителях ее культурных традиций.
4. Оказание помощи в своевременной и гармоничной социализации ребенка, развитие инициативности, потребности в самосовершенствовании. Эти задачи могут быть решены не только при изучении учебных предметов, но и через внеклассную работу. Педагогическая литература предлагает разные перечни компетенций в школьной образовательной практике. Среди них особое место занимает общекультурные компетенции, которые направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Проанализировав стартовую ситуацию в классе, на основе проведённых анкет и тестов я выявила следующие проблемы:

  • учащиеся не могут с достоинством выйти из конфликтной ситуации, не обидев своего сверстника;
  • в классе проявляется слабый интерес к истории, традициям своего посёлка;
  • у некоторых детей наблюдается неуважительное отношение к своим родителям, не понимание того, какова их роль в семье.
Для решения данных проблем возникла идея создания программы «Гражданин своей страны», целью которой было: воспитание гражданина, с высокой культурой, умеющего защищать своё человеческое право, любить и беречь свой край, относится с любовью и пониманием к близким людям.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с нормативно-правовой базой в доступной для их возраста форме.

  • Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, родного поселка.

  • Способствовать усвоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей.

  • Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к семье.

  • Расширять и углублять товарищеские взаимоотношения в коллективе.

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

  • Способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.

Направления воспитательной работы:

  1. Я и Отчизна (патриотическое, гражданское воспитание, знакомство с символикой Родины, с историей края, посёлка)
  2. Я и природа (экологические беседы, игры, праздники, викторины, КВН, экскурсии, охрана природы).
  3. Я и моя школа (знакомство с правилами поведения в школе, с уставом, с эмблемой школы, с обязанностями ученика, с сайтом школы).
  4. Я и моя семья (работа с родителями: родительские собрания, спортивные праздники, родительский комитет, совместные классные часы, коллективные работы, поездки).
  5. Я и моё Я (научная организация труда, режим дня, здоровый образ жизни, культура поведения, КВН, праздники, игры, беседы, практикумы).
  6. Я и право (знакомство с нормативно-правовой базой: с Конституцией России, с Декларацией прав ребёнка, с семейным кодексом, с Конвенцией о правах ребёнка).
Программа реализовывалась на классных часах, внеклассных мероприятиях, праздниках, беседах, играх, практикумах.

Ожидаемые результаты:

  1. Знание учащимися нормативно-правовой базы (на первоначальном этапе).

  2. Владение основными правилами поведения в обществе, личной гигиены.

  3. Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею.

  4. Понимание учащимися ценностей человеческой жизни, справедливости, уважения, способности к сопереживанию, милосердию.

  5. Умение видеть и беречь прекрасное в окружающей жизни, природе.

  6. Представление учащихся о роли детей в семье.

Программа " Гражданин своей страны " рассчитана на два года. Участники программы - учащиеся 3 и 4 класс. В её основе лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина: нравственной, правовой, политической, Главное в программе - системный подход к формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно - исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. В 3 классе программа знакомит учащихся с историей России и Конституцией РФ, формирует у детей гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе, с проблемами экологии, с нравственным поведением в обществе. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой "Ваши права". Здесь в игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами. Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко - культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, а также высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни В 4 классе происходит знакомство учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции РФ, с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка, с культурой поведения, с духовными ценностями и традициями народов. На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории, традициям своего народа. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства, происходит знакомство с символикой России. Также на данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей. Предполагаемый результат деятельности: формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом, представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребёнка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создаёт развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей. Современный подход к воспитательной работе требует от педагогов постоянного изучения интересов и потребностей учащихся в формах досуга, создания конкурентоспособных, неординарных программ, сценариев, ориентированных на формирование устойчивых познавательных интересов, воспитывающих потребности в культурном досуге, препятствующих падению интереса к культурным и духовным ценностям.

Приложение № 1.

Контрольные вопросы и задания для учащихся

в рамках диагностики и анализа воспитательной работы

(стартовая ситуация):

  1. Культура поведения:

    1. Расскажи о правилах культурного поведения в школе:

а) на уроке;

б) на перемене;

в) в столовой.


  1. Культура поведения вне школы:

а) правила поведения на улице;

б) правила поведения в кинотеатре;

в) правила поведения в гостях.


  1. Правила, обязательные для всех:

а) волшебные слова;

б) где можно играть?

в) благодарность, поздравленья, подарки.


  1. Воспитание здоровых привычек:

    1. Как нужно ухаживать за своим телом?

    2. Как сохранить хорошее зрение?

    3. Расскажите об уходе за зубами?

    4. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

    5. Расскажите о вреде курения.

    6. Какой вред приносит алкоголь?

    7. Нужны ли в твоей жизни наркотики?


  1. Уроки безопасности:

    1. Какие опасности нас подстерегают на улице?

    2. Назовите виды транспорта.

    3. Какие обязанности пассажиров вы знаете?

    4. Назовите причины пожаров.

    5. Чем опасен костёр в лесу?

    6. Правила пользования бытовыми приборами.

    7. Назовите правила купания.


  1. Экологическое воспитание:

    1. Расскажите о правилах поведения в лесу.

    2. Назовите лекарственные растения.

    3. Растения, занесённые в красную книгу.

    4. Кто они враги и друзья леса?

    5. Чем опасен мусор?

    6. Расскажите о значении воды в природе.

Раздел I.

№ вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1. Иванов В.










+ + - правильный ответ (полный)

+ - частичный правильный ответ (неполный)

- - неправильный ответ (нет ответа)


Раздел II.

№ вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

1. Иванов В.








+ + - (полный)

+ - (неполный)

- - (нет ответа)

Раздел III.

№ вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

1. Иванов В.








+ + - (полный)

+ - (неполный)

- - (нет ответа)

Раздел IV.

№ вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

1. Иванов В.







+ + - (полный)

+ - (неполный)

- - (нет ответа)

Коды компетенций

Название компетенции

Краткое содержание компетенции

1

2

3

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК-1

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

Под компетенцией ОК-1 понимается стремление к углублению своих познаний как в области гуманитарной мысли, так и сфере культуры и науки в целом, к росту интеллектуального и общекультурного уровня, позволяющее значительно повысить уровень мастерства и профессионализма.

ОК 2

Имеет способность к самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.

Под компетенцией ОК-2 понимается способность постоянно совершенствовать свой профессиональных уровень; умение четко определять цели и методы своей профессиональной деятельности и аналитически решать поставленные задачи; способность осваивать, как новые методы научного исследования, так и дополнительные формы практической деятельности .

ОК-3

Свободно владеет русским и иностранными языками как средством делового общения.

Под компетенцией ОК-3 понимается способность грамотно, стилистически и терминологически точно излагать результаты своих профессиональных занятий на русском и на основном изучаемом иностранном языке применительно к разной ситуации и аудитории как с научными, так и с просветительскими целями.

ОК-4

Способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения.

Под компетенцией ОК-4 понимается умение анализировать и оценивать поставленные задачи, находить новое и ответственное решение задач в сфере профессиональной деятельности, давать оценку избранному способу действия.

ОК-5

Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Под компетенцией ОК-5 понимается высокий уровень владения современными технологиями, в частности умение пользоваться в своей профессиональной деятельности разнообразными, в том числе электронными, носителями и источниками информации, владение основами компьютерной грамотности, способны помочь освоить дополнительные области знания и практической деятельности.

ОК-6

Способен порождать новые идеи (креативен), адаптироваться к новым ситуациям, пересматривать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

Под компетенцией ОК-6 понимается способность находить разнообразные формы и области применения полученных знаний и навыков, умение аккумулировать достигнутый культурный и образовательный уровень в решении поставленных задач, стремление к творческому и профессиональному расширению и углублению поля своей научной и практической деятельности.



© 2010-2022