Рабочая учебная программа по предмету «Ритмика»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 50»




«Утверждаю»

Директор МБС(К)ОУ №50 _____________________

(Ф.И.О.)

от»___» ______20__г.


«Рассмотрено»

на МО учителей начальных классов

Протокол № ___

от «___» _______20__г.







Рабочая учебная программа


по предмету «Ритмика»


1 - 4 класс

Срок реализации программы - 4 года


Программа создана на основе:
1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов

специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников

отклонениями в развитии».



Программу составили Загулина А.М., учитель-дефектолог высшей категории, руководитель МО начальных классов Барышникова Т.А., учитель-дефектолог высшей категории, зам. директора по УВР









г. Брянск

2012 г.


Пояснительная записка
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания учащихся. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Задача педагога - научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус учащихся, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Основная задача курса - привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.



Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для формирования основ культуры личности учащегося, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка учащихся к жизни в современном обществе.
Содержание курса и задачи каждого подраздела. Занятия проводятся с учащимися от 7 до 15 лет.

Форма занятий - групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю.



Предмет «Ритмика» включает в себя разминку, общеразвивающие упражнения и танцы, а также общие теоретические понятия.
В течение все курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

  • позиции ног,
  • позиции рук,
  • линия танца,
  • направление движения,
  • углы поворотов.

РАЗМИНКА
Проводится на каждом уроке в виде "статистического танца" в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача - развитие координации, памяти и внимания, умения "читать" движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Движения на развитие координации, элементы гимнастики, движения по линии танцев:
  • на носках, каблуках,
  • перекаты стопы,
  • высоко поднимая колени,
  • выпады,
  • ход лицом и спиной,
  • бег с подскоками,
  • галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:
  • линии,
  • хоровод,
  • шахматы,
  • змейка,
  • круг.

Задача - через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.
ТАНЦЫ
Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.
Задача - обучить отдельным бальным танцам, задача которых - отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.

Структура программы.
Курс ритмики включен в учебный план специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 30 минут (1класс, 1четверть) - 40 минут. Учащийся должен встречаться с музыкой в обстановке, которая способствует активной работе всех органов чувств. Особую важность играет связь музыкальных впечатлений с физической активностью ребенка. Увеличение двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, на физическое развитие, состояние нервной системы. Предмет "ритмика" дает возможность педагогу создать именно такую обстановку на занятии.
На уроке ритмики решаются свои специфические задачи:
  • развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений;
  • участие в ритмо-моторной деятельности: повторение, запоминание, исполнение с помощью различных движений тела определенных ритмических рисунков;
  • сочинение и исполнение ритмических аккомпанементов; игры, включающие в себя ритмическую импровизацию;
  • развитие памяти, внимания, воображения, слушательских умений;
  • знакомство с музыкальными понятиями, способствующими формообразованию: повтор, чередование, вариация, контраст;
  • привитие детям культуры общения между собой (в паре, в группе);
  • создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах.

Работа строится по принципу параллельного освоения тем в течение всего года, уроки строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном материале.
I раздел. Слушание музыки.
Изучение языка музыки начинается с прослушивания музыкального произведения. Именно поэтому слушание музыки является обязательным разделом на уроках ритмики. На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, а педагог имеет возможность выявить уровень и особенности эмоционального развития детей.
На следующем этапе расширяем сведения о прослушанной музыке и включаем ее в другие виды деятельности: анализ, знакомство с особенностями музыкального языка.

II раздел. Метроритм.
Ритм является одним из выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых ритмических заданий, преследующих дидактические цели, необходимо учить учащихся выполнять их в характере музыки.
Работа по развитию метроритмического чувства проходит по следующим направлениям:
1. Речевая ритмика.
Задача - соотнесение речи и музыки. Это ритмизация слов, имен, стихов. Особенно эффективна в работе с учащимися первого года обучения. Рекомендуем заниматься речевой ритмикой под музыку, чтобы ритмизация слов имела метрическую организацию.
2. Упражнения на пульсацию.
Характер музыки определяет характер пульсации. Упражнения на пульсацию необходимо совмещать с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания, а также с упражнениями для увеличения подвижности суставов, укрепления мышц исполнительского аппарата, освобождения корпуса и рук.
3. Ритмический диктант - это воспроизведение ритмического рисунка мелодии условными жестами.
Целая нота - руки за спиной на поясе; половинная нота - руки на поясе; четвертная - правая рука вперед, восьмая - хлопки; четверть и восьмая - обычный жест, точка у ноты - правая нога на пятку вперед.
Работа над ритмическим диктантом строится в следующем порядке:
  1. прослушивание пьесы, определение настроения, характера музыки, жанровых особенностей;
  2. после повторного прослушивания определение размера;
  3. исполнение ритмического рисунка хлопками, осознание ритмического рисунка мелодии;
  4. "запись" ритмического рисунка условными жестами;
  5. пройти ритмический рисунок пьесы шагами;
  6. пройти ритмический рисунок пьесы шагами с дирижированием;
  7. работа парами: один учащийся дирижирует, другой условными жестами показывает ритмический рисунок.

За учебный год отрабатываются 3-4 диктанта разной ритмической структуры.

4. Ритмические игры развивают у учащихся образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта.
В процессе игры создаются условия для общения учащихся в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима учащимся в учебной деятельности.
Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы.
Ритмические игры сначала отрабатываются как ритмические диктанты. Параллельно идет работа над мотивами, фразами, формой, координацией в пространстве или в работе с предметом, развитием памяти, внимания.

III. Совершенствование движений.
В процессе занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительных занятий за партой увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, нарушается осанка.
Одной из задач уроков ритмики является организация двигательного режима ребенка. Увеличение объема двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, физическое развитие, состояние нервной системы, то есть уроки ритмики, не только развивают умение чувствовать и ощущать метроритм, но и имеют лечебный эффект.
Цель этого раздела курса ритмики - научить учащегося сознательно распоряжаться своим телом, координировать простые и сложные движения, согласовывать свои движения с музыкой.
Для достижения этой цели считаем целесообразным использовать в работе упражнения:
  • на развитие координации, памяти, внимания;
  • на увеличение подвижности суставов и укрепление мышц аппарата.


Последовательность разработки основных групп суставов и мышц:
  • пальцы,
  • кисти,
  • предплечья,
  • вся рука,
  • шея,
  • плечи,
  • корпус,
  • бедро,
  • голень,
  • стопа.


Освоение движений происходит постепенно, поэтому работа строится по пути параллельного освоения тем. Дети быстрее усваивают движения, повторяя за педагогом. Однако необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, не глядя на соседа. Все упражнения сопровождаются музыкой, поэтому с первых уроков дети должны стараться выразить движениями характер музыки. В зависимости от эмоционального состояния группы комплекс упражнений может выполняться в начале урока (зарядка, концентрация внимания), в середине урока (снятие усталости, напряжения и переключение внимания на другие формы работы), в конце урока как отдых, релаксация. В каждом конкретном случае подбираются определенные типы движений и музыкального сопровождения. В работе с детьми младшего возраста каждое упражнение должно иметь образную и эмоциональную окраску.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Обучающие задачи:
Научить слушать музыку и понимать команды, разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание, заинтересовать, разнообразить набор привычных движений. В ходе урока решаются воспитательные задачи поведения в паре.

Занятия включают:
  1. Беседа о технике безопасности на занятии, при разучивании танцев.

  1. Понятие "ритмика". Основные движения, понятия.

  1. Ходьба с координацией рук и ног.

  1. Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

  1. Элементы гимнастики. Упражнения для развития тела.

  1. Движения по линии танца.

  1. Перестроение для танцев.

  1. Партерный экзерсис. /Позиции рук. Позиции ног. Основные правила./

  1. Позиции в паре. Основные правила.

  1. Танец. Элементы танца.

  1. Красота движений.

12. Закрепление.
13. Основные движения танца "Полька". Разучивание движений. Упражнения для развития позвоночника.
14. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. Танец "Вару-вару".
15. Повторение позиций в паре.
16. Я - герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

17. Музыкально-ритмические игры "Балетмейстер", "Шаг".

18. Танец "Ладошки". Основные движения, переходы в позиции рук.

19. Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.

20. Разучивание элементарного бального танца. Понятие "либретто".

21. Составление либретто на сказку "Буратино". Закрепление.

22. Сказка - танец "Буратино".

23. Музыкально-ритмические игры: "Коршун и курица", "Магазин игрушек".
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев.

  1. Основные понятия. Ходьба. Виды ходьбы.

  1. Элементы гимнастики.

  1. Разучивание разминки.

  1. Упражнения на развитие координации.

  1. Перестроение для танцев. Рисунок танца.

  1. Позиции рук. Основные правила.

  1. Позиции ног. Основные правила. Закрепление.

  1. Танец "Полька". Позиции в паре. Основные правила.

  1. Прослушивание музыкальных произведений. Партерный экзерсис.

  1. Просмотр видеозаписи танцев. Партерный экзерсис.

  1. Конкурс "Шумовых инструментов", "Видеоклипов". Закрепление.

  1. Музыкально-ритмические игры "Коршун и курица", "Магазин игрушек".

  1. Я - герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

  1. Народно-хореографический танец. Позиции ног, рук. Упражнения на выстукивания.
  1. Отработка движений.

  1. Закрепление.

  1. Танец «Сиртаки».

  1. Общеразвивающие упражнения.

  1. Отработка построения "линии", "шахматы"…

  1. Основные движения.

  1. Отработка движений танца «Сиртаки».

  1. Многообразность и необычность движений разных народов.

  1. История образования "Вальса". Позиции ног, рук. Отработка движений.

  1. Танец "Музыкальный". Позиции в паре.

  1. Основные положения рук, ног в паре.

  1. Закрепление танцев "Вальс".

  1. Партерный экзерсис. Основные движения. Танец "Карабас-Барабас".

  1. Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные).

  1. Музыкально-ритмические игры "Я и мир вокруг нас", "Шаг", "Волк и заяц".

  1. Просмотр видеозаписи танцев разных народов.

  1. Урок-смотр знаний.


3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА «Ее величество Музыка!» (Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями) Задачи:

  1. Воспитывать у детей умение слушать музыку.
  2. Учить воспринимать и оценивать музыку.
  3. Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Содержание:
  1. Характер музыкального произведения.
  • Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
  • Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.
  • Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
  • Игра «Жуки и бабочки».
  1. Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
  • Слушая музыку, определить ее темп (устно).
  • Игра «Зайцы и охотник».
  • Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
  • Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
  1. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
  • Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
  • Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
  • Игра «Тихо и громко».
  1. Ритмический рисунок.
  • Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
  • Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
  1. Строение музыкального произведения (вступление, часть).
  • Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
  • Игра «Ку-чи-чи».
  • На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.

ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики) Задачи:
  1. Развивать внимание.
  2. Развивать координацию движений.
  3. Развивать зрительную и слуховую память.
  4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.
Содержание:
  1. Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».
  2. Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
  3. Игра «Зверушки - навострите ушки».
  4. Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо - влево».

ТЕМА «Игровой стретчинг» Задачи:
  1. Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.
  2. Улучшать эластичность мышц и связок.
  3. Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость), вестибулярный аппарат.
Содержание:
  1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели», «Кораблик», «Кузнечик».
  2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Горка», «Страус», «Черепаха», «Веточка».
  3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Орешек», «Лисичка».
  4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
  5. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», « Гусеница».
  6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».
  7. Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».
  8. Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».

ТЕМА «Азбука танца» Задачи:
  1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
  2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
  3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Содержание:
  1. Шаги:
  • бытовой,
  • танцевальный легкий шаг с носка,
  • на полупальцах,
  • легкий бег,
  • шаг с подскоком,
  • боковой подскок - галоп,
  • бег легкий с оттягиванием носков;
  1. Постановка корпуса
  2. Позиции ног: I-я, VI-я
  3. Подготовка к изучению позиций рук
  • этюд «Воздушный шар»
  1. Танцевальные положения рук:
  • на поясе,
  • за юбочку,
  • за спиной,
  • на поясе в кулачках.
  1. Полуприсядания (demie plie) по VI позиции, I позиции
  2. Выдвижение ноги ( battement - tendu):
  • вперед по VI позиции,
  • в сторону по I позиции.
  1. Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции
  2. То же в сочетании с п/присяданиями
  3. Прыжки (allegro) saute по VI позиции
ТЕМА «Рисунок танца» Задачи:
  1. Научить детей ориентироваться в пространстве.
  2. Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.
Содержание:
  1. Рисунок танца «Круг»:
  • движения по линии танца. Игра «Часы»;
  • движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».
  1. Рисунок танца «Линия».
  2. Рисунок танца «Колонна».
  3. Рисунок танца «Змейка»:
  • Игра «Змейка»;
  • Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).
  1. Рисунок танца «Спираль»
  • Игра «Клубочек».
  1. Свободное размещение в зале.
  • Игра «Горошины».

ТЕМА «Танцевальная мозаика» (Этюды и танцы) Задачи:
  1. Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
  2. Развивать память, актерское мастерство.
  3. Готовить к концертной деятельности.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА «Волшебное знакомство» (Введение в предмет) Задачи:
  1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства.
  2. Рассказать о пользе занятий танцами.

ТЕМА «Ее величество Музыка» Задачи:
  1. Закрепить знания, навыки, полученные на первом году обучения.
  2. Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с музыкой.
Содержание:
  1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, строение).
  2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, взмахом платочка).
  3. Такт.
  • Творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4. Дети начинают делать движение по очереди на каждый следующий такт.
  • Игра: «Вопрос - ответ», «Эхо».
  1. Музыкальный жанр.
  • Полька, марш, вальс, полонез, галоп (устно определить жанр)
  • Игра: «Марш - полька - вальс»

ТЕМА «Игровой стретчинг» (партерная гимнастика) Задачи:
  1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
  2. Развивать природные данные детей.
  3. Исправлять дефекты осанки.
  4. Укреплять физическое и психическое здоровье.
Содержание:
  1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кобра», «Колечко», «Ящерица», «Мостик», «Лодка», «Собачка», «Рыбка».
  2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванька-встанька».
  3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».
  4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».
  5. Упражнения на Укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок».
  6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка», «Пловцы».
  7. Упражнения для тренировки равновесия: «Орел», «Крыло».

ТЕМА «Веселая разминка» Задачи:
  1. Развивать внимание, память, координацию движений.
  2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.
Содержание:
  1. Комплекс движений разминки.
  2. Танцевальный этюд на современном материале.

ТЕМА «Азбука классического танца» Задачи:
  1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
  2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
  3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
Содержание:
  1. Шаги:
  • танцевальный шаг с носка,
  • марш,
  • на полупальцах,
  • подскоки,
  • галоп,
  • шаг польки.
  1. Бег:
  • мелкий на полупальцах,
  • с высоко поднятыми коленями,
  • с откидыванием ног назад.
  1. Экзерсис у станка:
  • постановка корпуса (ноги в свободном положении);
  • понятия рабочая нога и опорная нога;
  • позиции ног (I-я, II-я, III-я, при относительной выворотности ног);
  • постановка корпуса в I - II - III позиции;
  • demi - plie в I - II - III позиции;
  • battement tendu во всех направлениях (I-я позиция);
  • releve на полупальцы (в невыворотных позициях);
  • перегиб корпуса вперед и в сторону.
  1. Экзерсис на середине зала:
  • точки зала (по методике А.Я.Вагановой);
  • положение en face;
  • позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;
  • перевод рук из позиции в позицию (рort de bras - I форма);
  • повороты головы на 1/2; 1/4.
  1. Allegro (у станка):
  • temps leve sauté (лицом к палке, по мере усвоения - без опоры) - I позиция.


ТЕМА "Рисунок танца" Задачи:
  1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
  2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
  3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
  1. Движение по линии танца.
  2. Рисунок танца "Круг" (рассказ из истории):
  • замкнутый круг;
  • раскрытый круг (полукруг);
  • круг в круге;
  • сплетенный круг (корзиночка);
  • лицом в круг, лицом из круга;
  • круг парами.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
  1. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
  • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план);
  • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
  1. Понятие «Диагональ»:
  • перестроение из круга в диагональ;
  • перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно
    указав ведущих).
  1. Рисунок танца «Спираль».
  • Игра «Клубок ниток».
  1. Рисунок танца «Змейка»:
  • горизонтальная;
  • вертикальная.
Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
  1. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца».
  2. Игра - танец «Бесконечный».

ТЕМА «Русский танец» Задачи:
  1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами.
  2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.
  3. Научить основам русского танца.
Содержание:
  1. Введение в предмет «Русский танец»;
  2. Постановка корпуса;
  3. Изучение основ русского народного танца:
  • работа рук в русском танце;
  • навыки работы с платочком;
  • русский поклон;
  • развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка»,
    «гармошка», ковырялочка;
  • ходы:
  • простой, на полупальцах,
  • боковой, приставной,
  • боковой ход «припадание» по VI позиции,
  • беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.
  • подготовка к «дробям»:
  • притопы,
  • удары полупальцами,
  • удары каблуком;
  • хлопки и хлопушки для мальчиков:
  • одинарные по бедру и голенищу.

  1. Экзерсис у станка (лицом к палке):
  • demi-plie (плавное) по невыворотным позициям,
  • battement tendu с переходом ноги с носка на каблук,
  • каблучные упражнения - вынесение рабочей ноги на каблук во все направления.

ТЕМА «Бальный танец» Задачи:
  1. Познакомить детей с историей бального танца.
  2. Научить основам танца «Полька».
  3. Разучить основные элементы танца «Вальс».
Содержание:
  1. Введение в предмет
  2. Изучение основ танца «Полька»:
  • подскоки, шаг польки, галоп;
  • комбинирование изученных элементов;
  • положения в паре:
  • «лодочка»,
  • руки «крест- накрест»,
  • мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи.
  1. Изучение основ танца «Вальс»:
  • основные элементы:
  • «качели»,
  • «квадрат»,
  • «ромб»,
  • «вальсовая дорожка»,
  • «перемена»;
  • работа в паре:
  • положение рук в паре,
  • «ромб» в паре,
  • вращение «звездочка»;
  • простые танцевальные комбинации.

ТЕМА «Танцевальные этюды и танцы» Задачи:
  1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
  2. Подготовить к показательным выступлениям.

Методические аспекты освоения программы
Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: "от простого к сложному", "от медленного к быстрому", "посмотри и повтори", "осмысли и выполни", "от эмоций к логике", "от логики к ощущению".
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается "от пола", и следует показать и объяснить в последовательности:
  • куда наступает (как переносим вес);
  • как ставим ногу (как работает стопа);
  • что делает колено;
  • как работают бедра;
  • что делает корпус;
  • как танцуют руки;
  • куда направлен взгляд (что делает голова).

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь - жест - музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. 2 изд. испр. и доп. - СПб: ПОИРО. 2000 г.
  2. Васильева Т.К. «Секрет танца», ТОО «Диомант», ООО «Золотой век» 1997г.
  3. Громов Ю. «Танцуйте дети» - Чебоксары 1967 г.
  4. Костровицкая В. «100 уроков классического танца» Ленинград «Искусство» ленинградское отделение 1981 г.
  5. Коренева Т. Ф. «Музыкально - ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1-2 часть. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2001 г.
  6. Пуртова Т. В., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2003 г.
  7. Программы для общеобразовательных учреждений. Ритмика и бальные танцы. Для начальной и средней школы. Москва «Просвещение» 1997 г.
  8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочное занятие с учащимися начальных классов. (1-4 классы одиннадцатилетней школы) Москва «Просвещение» 1988 г.



© 2010-2022