- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа «Природа и мы »
Программа «Природа и мы »
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голубева В.А. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Природа и мы »
1 класс
Пояснительная записка
Программа « Природа и мы » представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 - 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе.
Срок реализации - 1 год
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Цели программы:
1. формирование у школьников знание основ экологической культуры;
2. воспитание умения оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям;
3.формирование умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
1. научить использовать полученные знания об экологии;
2.обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
3.воспитать чувство бережного отношения к природе.
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Педагогу необходимо создавать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовывать диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания. Одним из основных элементов содержания являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с классным календарем природы, а также ведение индивидуальных дневников наблюдения. Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание эко - знаков, театрализованные представления, экологические акции, проективные методики. Желательно привлечь родителей к экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, участие в проведении занятий и праздников и в выполнении летних заданий.
Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Кол-во
часов
1
Введение в экологию
2
2
Живая природа
17
3
Секреты неживой природы
11
4
Охрана природы
4
Всего часов - 34 ч.
Содержание программы
Курс программы состоит из 4 разделов. I раздел - "Введение в экологию" 2 часа 1.1 Законы экологии .(1 час) Занятие 1: Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Практическая работа (1 час): - Экологический турнир .
II раздел - « Живая природа. » 17 часов
2.1 От динозавров до человека. (4 часа)
Занятие 1: Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.
Занятие 2: Парк юркского периода.
Практическая работа ( 2 часа):
- просмотр презентации по теме « Динозаврики»
- аппликация из бумаги "Динозаврики"
2.2 Что расскажут нам деревья. ( 4 часа)
Занятие 1: Почему деревья сбрасывают листву.
« Деревья впадают в спячку».
«Вечнозеленая красавица - елочка».
Кто друзья у ели ?
Занятие 2: Охрана территории леса.
Правила поведения в лесу. Заповедники Нижегородской области.
Практическая работа ( 2 часа):
- экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для поделок.
- изготовление аппликации из осенних листьев.
2.3 Загадки животного мира. (4 часа)
Занятие 1: Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники - волк и лиса.
Занятие 2: Писатели о природе. Беседа по прочитанным рассказам .
Практическая работа ( 2 часа):
- просмотр презентации о животных
- лепка из пластилина животного
2.4 Человек - часть живой природы. ( 5 часов.)
Занятие 1: Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга.
Занятие 2: Вредные привычки (никотин, алкоголь).
Практическая работа ( 3 часа):
- оказание помощи пострадавшему
- просмотр презентации " Здоровым быть модно"
- Классный час «Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).
III раздел - « Секреты неживой природы» ( 11 час.)
3.1 Оранжерея на окне.(3 часа)
Занятие 1: Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений.
Занятие 2: Правила ухода за комнатными растениями (протирание листьев, рыхление почвы, полив).
Практическая работа (1 час):
- посадка комнатных растений.
3.2 Солнце - источник жизни. (2 часа)
Занятие 1: Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны».
Практическая работа( 1 час):
- исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
3.3 Вода, ее признаки и свойства. ( 3 часа)
Занятие 1: Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды.
Практическая работа ( 2 часа):
- опыты с водой (вода под микроскопом)
- Рисунок: «Я и вода»
3.4 Такие удивительные растения! ( 3 часа)
Занятие 1: Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Практическая работа (2 часа):
- изучение растений пришкольного участка. Игра: «Угадай растение по описанию».
- экскурсия, практикум: «Выявление повреждений деревьев»
IV раздел - "Охрана природы" ( 4 часа) 4.1 "Красная книга" ( 1 час) Занятие 1: «Почему она красная?" «Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги Нижегородской области.
Практическая работа ( 3 часа):
- Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
- озеленение школьного двора.
- изготовление знаков к правилам поведения в природе.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.
Предполагаемые результаты I уровня реализации программы.
- приобретение школьниками знаний о принятых нормах отношения к природе;
- владеть основными экологическими терминами;
- умение осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений; - умение оказать простейшую первую помощь пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой);
Календарно-тематическое планирование
№
Темы занятий
Количество часов
Сроки изучения
По плану
Корректи-ровка
1
Введение в экологию
2
1.1
Законы экологии.
1
1.2
Экологический турнир .
1
II.
Живая природа.
17
2.1
Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.
1
2.2
Парк юркского периода.
1
2.3
Презентации по теме «Динозаврики»
1
2.4
Аппликация из бумаги "Динозаврики"
1
2.5
Что расскажут нам деревья.
1
2.6
Охрана территории леса.
Правила поведения в лесу. Заповедники Нижегородской области.
1
2.7
Экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для поделок.
1
2.8
Изготовление аппликации из осенних листьев.
1
2.9
Загадки животного мира. Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
1
2.10
Писатели о природе. Беседа по прочитанным рассказам.
1
2.11
Просмотр презентации о животных
1
2.12
Лепка из пластилина животного
1
2.13
Человек - часть живой природы. Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга.
1
2.14
Вредные привычки (никотин, алкоголь).
1
2.15
Оказание помощи пострадавшему
1
2.16
«Здоровым быть модно»
1
2.17
«Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).
1
III.
Секреты неживой природы
11
3.1
Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений.
1
3.2
Правила ухода за комнатными растениями (протирание листьев, рыхление почвы, полив).
1
3.3
Посадка комнатных растений.
1
3.4
Солнце - источник жизни.
1
3.5
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
1
3.6
Вода, ее признаки и свойства.
1
3.7
Опыты с водой.
1
3.8
Рисунок: «Я и вода»
1
3.9
Такие удивительные растения!
1
3.10
Изучение растений пришкольного участка. Игра: «Угадай растение по описанию».
1
3.11
Экскурсия, практикум: «Выявление повреждений деревьев»
1
IV.
Охрана природы
4
4.1
"Красная книга"
1
4.2
Выставка детских рисунков: «Давайте сохраним планету».
1
4.3
Озеленение школьного двора.
1
4.4
Правила поведения в природе (изготовление знаков)
1
Литература Для педагога: 1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2010 г. 2 .А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г. 3.Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, «Панорама», 2009 г. 4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2010г . 5. «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2007 г.
Для учащихся:
-
Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 2001 г
-
Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2010г
-
Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 2009г
-
Тайны живой природы М. Росмэн 2007г
-
Журналы «Юный натуралист».