Конспект занятия: Умение выражать свои эмоции

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Умение выражать свои эмоции

Автор: Хомутинникова Анастасия Андреевна - учитель начальных классов МОУ СОШ №18, г. Новокузнецка



Цели

подвести итоги первого учебного дня;

ввести правила «Писать закончил», «Работа выполнена»;

учить выражать настроение через цвет;

развивать речь, внимание, память, воображение, сенсорное восприятие;

развивать мелкие движения руки.

Оборудование

5-7 кружков разного цвета (красный, желтый, синий, белый, зеленый, коричневый, черный) (учитель);

тетрадь, ручка, цветные карандаши (ученики).

1. Игра «Какого цвета?» (5 мин)

- Давайте поиграем. Я буду показывать кружки разного цвета, а вы хором называете их цвет.

- ...

- А теперь - будьте внимательны. Я буду вас запутывать, а вы не ошибайтесь: называйте правильно цвет кружка.

Учитель показывает красный, говорит «Желтый»; иногда называет цвет правильно.

2. Упражнение на развитие воображения (7 мин)

- Молодцы, вы были внимательны. А сейчас посмотрим, как вы умеете фантазировать. Вот желтый кружок. Это может быть солнышко или цыпленок. А что или кто это может быть еще?

- ...

Аналогично обыгрываются остальные цвета.

- А сейчас представьте себя художником. Если бы у вас были только две краски - желтая и зеленая, вы могли бы нарисовать картину «Одуванчики в траве». А какие еще картины можно было бы нарисовать этими красками?

- ...

Таким же образом обыгрываются два кружка другого цвета, потом три (четыре) кружка.

3. Выражение настроения через цвет. Введение правил «Писать закончил», «Работа выполнена» (20 мин)

- За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа... При помощи цвета человек даже может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он всем доволен, говорят, что он видит все вокруг в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета его настроение?

- ...

- Итак, если настроение хорошее, то его обычно «рисуют» яркими, светлыми цветами: желтым, оранжевым, красным, светло-зеленым, голубым... Плохое настроение - темные цвета: черный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого, серого цветов. В конце нашего первого учебного дня расцветут цветы. Они будут такими, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли...

- Нарисуйте в тетрадях цветок, такой, как у меня на доске:

- Одни из вас справились с работой быстрее, другие - медленнее. Учителю на уроке нужно знать, кто уже закончил писать, а кто - нет. Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой.

Учитель демонстрирует жест.

- Дорисуйте листочки к цветку и покажите жест «Писать закончил».

Учитель дорисовывает цветок на доске и показывает: «Писать закончил».

- В цветке пять лепестков. У нас сегодня на уроках было пять основных дел. Вам нужно будет выразить свое отношение к каждому из них, то есть раскрасить лепестки в цвета вашего настроения.

Первый лепесток у нас будет - знакомство. Вспомните, вначале вы задавали вопросы мне, потом друг другу, затем послушали рассказ про Дениску, а в конце была игра «Будь внимательным»... Вы должны раскрасить один лепесток в тот цвет, который выражает ваше отношение и ваши чувства во время знакомства.

Аналогично учитель вспоминает другие фрагменты уроков, и дети раскрашивают соответствующие лепестки:

Второй лепесток - тема «Хоровой ответ».

Третий - тема «Ответ по цепочке».

Четвертый - тема «Игры с цветными кружками».

Пятый лепесток - тема «Школьные правила: «Хочешь говорить- подними руку», «Готов к уроку», «Урок закончен», «Писать закончил».

- Молодцы! Положите на место карандаши, а тетради оставьте раскрытыми перед собой.

- Когда ученики заканчивают выполнение какого-либо задания, они показывают это жестом «Работа выполнена».

Учитель показывает жест «Сложить руки перед собой на парте».

4. Подведение итогов дня (3 мин)

- Посмотрите на цветы в своих тетрадях и по цепочке скажите, какое у вас сегодня настроение: хорошее, плохое или непонятное?

- ...

- Спасибо всем за работу. Закройте тетради и уберите их на край парты. Покажите, что вы работу выполнили.

- Желаю хорошее настроение первого школьного дня сохранить надолго.

Урок 4

Парная форма работы

Цели

ввести правило «Мы готовы»;

обучать работе в паре;

развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий;

расширять кругозор;

развивать мелкие движения руки.

Оборудование

мяч (учитель);

тетрадь, ручка, цветные карандаши (ученики).

1. Беседа о работе в парах (3 мин)

- Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы ее понимаете?

- ...

- На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. Пара - это два человека, сидящие за одной партой.

Если у кого-то пары нет, он становится третьим в какой-нибудь паре. Желательно эту ситуацию предусмотреть до урока.

2. Рисование мячиков. Введение знака «Мы готовы» (5 мин)

Учитель предварительно к уроку должен в каждой тетради нарисовать круг диаметром 10-12 см.

- Откройте свои тетради на странице, где нарисован круг.

На доске заранее нарисован мяч:

Учитель открывает доску и предлагает детям превратить круг в мяч, то есть дорисовать необходимые линии.

- Правильность выполнения задания может проверить не только учитель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, получился ли мячик в тетради такой же, как на доске.

- Когда пара закончила работу, она показывает жест «Мы готовы».

Учитель на какой-нибудь паре демонстрирует жест:

Снова поменяйтесь тетрадями и покажите жест «Мы готовы».

3. Игра «Зеркало» (3 мин)

Правила игры

Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», должен точно повторить это движение. Затем ученики меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.

4. Раскрашивание мячиков (5 мин)

Учитель дает задание каждой паре раскрасить мячики так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.

- Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, как сделать, чтобы мячики получились одинаковыми. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, пара показывает жест «Мы готовы».

5. Беседа «Игры с мячом» (3 мин)

- Какие игры с мячом вы знаете?

- ...

Беседу можно провести в виде игры с мячом: учитель задает вопрос и бросает мяч. Ученик отвечает и возвращает мяч учителю.

6. Игра «Я знаю пять названий...» (7 мин)

Учитель вместе с одним из учеников показывает игру: игроки должны бросать друг другу мяч, ударяя о пол, и произносить поочередно слова на каждый удар мяча. Например:

- Я!

- Знаю!

- Пять!

- Имен!

- Девочек!

- Катя!

- Раз!

- Оля!

- Два!

- ...

Затем игра повторяется, но называются имена мальчиков, названия городов, цветов, птиц, растений и т. п. Предлагается парам, сидя за партами, поиграть в упрощенный вариант игры: вместо бросания мяча друг другу нужно просто закрывать ладонью рисунок мяча в тетради. Игра прекращается по команде учителя.

7. Инсценирование стихотворения (7 мин)

- Чтобы в паре все получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия надо решать мирно, не ссориться. Послушайте стихотворение В. Орлова «Кто кого?»:

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

- Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось. Давайте это стихотворение расскажем в парах.

Учитель читает слова взрослого, а дети в парах друг другу отвечают. Учитель подсказывает, что для выразительности можно использовать жесты, мимику, различные интонации.

- А что нужно все-таки делать, если поссорился? - Нужно быстро помириться! Возьмитесь мизинцами и скажите друг другу: «Мирись, мирись, больше не дерись!»

8. Подведение итогов (2 мин)

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что сегодня было на уроке?», «Что понравилось больше всего?»



Урок 5

Школьные правила вежливости

Цели

познакомить со школьными правилами вежливости;

развивать речь, внимание, память, координацию движений;

расширять кругозор;

развивать мелкие движения руки.

Оборудование

мяч (учитель);

тетрадь, ручка (ученики).

1. Беседа о слове «Здравствуйте» (3 мин)

Чтение стихотворения А. Кондратьева «Здравствуйте»:

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй! -

Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете?

- ...

Учитель обращает внимание детей на ситуации, в которых используются данные слова: «Привет!» - говорим другу или знакомому, «Здравствуйте!» - это официальное приветствие и т. д.

2. Какие бывают приветствия? (4 мин)

Учитель рассказывает о различных способах приветствия: раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием; дает краткую историческую справку о возникновении данных форм приветствия. Учитель предлагает детям обменяться «рукопожатием» в парах: в тетради обвести контур правой руки соседа.

3. Школьные правила приветствия (10 мин)

Этот фрагмент урока проходит в виде обсуждения и инсценирования отдельных ситуаций, возникающих в школьной жизни.

До уроков

При входе в класс нужно поздороваться сразу со всеми присутствующими, а потом можно еще раз отдельно с друзьями и учителем.

Начало урока

Учитель здоровается с классом, дети «Здравствуйте» хором не произносят. Выполнение правила «Готов к уроку», когда дети стоят у своих парт, обозначает приветствие.

Во время урока

Если во время урока в класс кто-то заходит и здоровается с детьми, они должны молча встать у своих парт. В других случаях дети продолжают работать.

Желательно эту ситуацию несколько раз проиграть.

В неурочное время

При встрече со знакомым учителем на перемене или на улице ученик должен поздороваться первым.

При входе в служебное помещение (медпункт, библиотеку и др.) ученик должен здороваться.

4. Игра с мячом «Вежливые слова» (4 мин)

- Слова приветствия относятся к вежливым словам. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Итог игры - чтение стихотворения В. Кудлачева «Важные слова»:

Слова «До свиданья!»,

«Спасибо!», «Простите!»,

«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»

Щедро дарите.

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе, и дома.

Слова эти очень

И очень важны,

Они человеку,

Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

5. Индивидуальные правила учителя (3 мин)

На данном этапе урока учитель знакомит детей со своими требованиями к поведению учащихся. Желательно рассмотреть действия учащихся в ситуациях: опоздание, «Разрешите обратиться» (когда учитель с кем-то разговаривает), «Можно выйти?» и др.

6. Игра на внимание «Пожалуйста» (3 мин)

Учитель показывает различные движения. Ученики повторяют только те, которые сопровождаются словом «Пожалуйста».

7. Разучивание правил (5 мин)

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроках не болтай,

Как говорящий попугай.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

8. Подведение итогов (3 мин)

Подведение итогов проводится в форме игры «Договаривание фраз». Например, учитель говорит: «Когда вы утром входите в класс...» или «Если вы опоздали...», а ученики должны закончить это предложение. В конце урока учитель выражает уверенность в том, что все дети постараются быть вежливыми и воспитанными школьниками.

Урок 3

Экскурсия по школе

Цели

познакомить со школой;

использовать на практике правила вежливости;

развивать мелкие движения руки.

Оборудование

тетрадь, цветные карандаши (ученики).

1. Беседа о школе (3 мин)

Учитель рассказывает о школе, ее истории и традициях.

2. Экскурсия по школе (20 мин)

Во время экскурсии ученики могут посетить:

школьный музей;

библиотеку;

медпункт;

столовую;

вахту;

кабинет директора;

кабинет завуча начальных классов;

кабинеты музыки, иностранного языка, рисования (если в 1 классе у детей будут уроки в этих кабинетах);

спортивный зал;

кабинеты, где занимаются учащиеся старших классов.

Учитель показывает, где находятся раздевалка, туалет, помещение группы продленного дня. Необходимо напомнить детям о соблюдении тишины и правил вежливости.

Учитель должен заранее договориться о предстоящей экскурсии с соответствующими работниками школы.

3. Рисование «Моя школа» (7 мин)

После экскурсии учитель предлагает детям нарисовать, что было наиболее интересным и запоминающимся из увиденного.

4. Подведение итогов (5 мин)

Дети по цепочке рассказывают, что они нарисовали. Учитель обобщает ответы детей и выражает уверенность, что школа станет для ребят «вторым домом».

Урок 6

Обратная связь на уроке

1. Беседа о правилах дорожного движения (5 мин)

-Кто не знает до сих пор,

Что такое светофор?

Что его предназначенье -

Регулировать движенье?

Знать его обязан каждый.

Он простой, но очень важный.

Днем и ночью круглый год

У него полно забот:

Днем и ночью круглый год

Он сигналы подает.

- А если все светофоры вдруг исчезнут, что тогда?

- ...

В конце обсуждения учитель обобщает высказывания детей:

- Значит, светофор нужен для регулирования движения.

- Проверим, как вы знаете, что обозначают сигналы светофора. Ответ - хором:

- Стой! - если на светофоре -

- ...

- Приготовиться! - значит, на светофоре -

- ...

- Можно идти! - если горит -

- ...

- Вот вы и ошиблись. Я сама видела, как переходят дорогу на красный свет. Значит, «идите» - это тоже красный свет...

- ...

- Я рада, что вы это понимаете. Лучше подождать лишнюю минуту у светофора, чем глупо рисковать своим здоровьем. Желаю вам всем быть внимательными и умными пешеходами!

2. Игра «Пешеходы» (3 мин)

Правила игры

Когда учитель говорит «Красный свет!» - дети садятся за парту. Когда «Желтый!» - встают возле парт. На «Зеленый!» - ходьба на месте.

Учитель называет цвета светофора не по порядку, один и тот же цвет может называться два раза подряд. Дети должны быть внимательными.

3. Введение карточек «Светофор» (18 мин)

- А если и нам с помощью сигналов светофора регулировать движение нашего урока? Но для этого нужен специальный, школьный светофор (учитель показывает карточку «Светофор», и дети тоже должны приготовить свои «Светофоры»).

- Когда на уроке вы со всем согласны, не имеете никаких возражений и замечаний, то есть говорите «Да», - на ваших карточках-«светофорах» горит зеленый свет. Договорились? Да? Ответьте мне «светофором».

- Если вы не согласны, имеете возражения и замечания; считаете, что нужно остановиться, разобраться, то есть говорите «Нет» или «Стоп» - это красный цвет на ваших карточках. А можно ли двигаться на красный свет? Ответ «светофором».

- Сейчас я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы согласны с ними - показываете зеленый цвет «светофора». Если не согласны, имеете возражения - красный цвет.

Все «неправильные» высказывания должны по ходу исправляться.

Днем светло.

В небе летают грузовики.

Снег зеленый.

Моя мама старше меня.

Мамонта можно увидеть в зоопарке.

Два плюс три равно пять.

Когда снег растает, получится лед.

Ученики нашего класса были на Луне.

По утрам полезно делать exercises.

Возникает проблемная ситуация: так как смысл последнего высказывания непонятен, его невозможно оценить «светофором». Дети вынуждены спросить, что значит незнакомое слово. После объяснения учителя показывается соответствующий цвет «светофора».

Учитель может предложить в ситуациях непонимания поднимать одновременно две руки: жест «Хочу говорить» и красный цвет светофора. Учитель призывает детей быть внимательными и, наряду с правильными и ошибочными, включает в дальнейшую игру и те высказывания, смысл которых детям непонятен.

Мороженое делают из ваты.

У львов есть хвосты.

Птеродактиль умеет летать.

Когда молоко закипит, получится каша.

Растения питаются комарами.

Миниатюры часто встречаются в старинных книгах.

Все слова в разговоре начинаются со звука «И».

Сейчас светит солнце.

Вы устали? Покажите «светофором».

- А теперь скажите хором.

- ...

4. Игра «Внимательный водитель» (7 мин)

- Правила дорожного движения должны соблюдать пешеходы и водители. Что такое быть пешеходом - вы хорошо знаете. А сейчас каждый из вас попробует быть водителем. Для этого, прежде всего, нужна дорога. Каждый из вас в тетради должен изобразить как можно более извилистую, полную крутых и опасных поворотов, дорогу.

Учитель на доске может изобразить участок дороги:

- А теперь нам нужен автомобиль. Это будет ваша ручка, которую вы поведете по дороге в тетради.

Перед началом движения - несколько слов. Вам предстоит проехать по трудной и опасной дороге. Водитель должен быть внимательным и сосредоточенным. Нужно стараться двигаться посередине дороги, не подъезжая близко к обочине. Но при этом не нужно двигаться слишком медленно, иначе вас обгонит любой пешеход, или слишком быстро, чтобы не слететь в кювет. На старт! Приготовились! Начали! Счастливого пути!

- Поздравляю всех с прибытием! А сейчас проверьте правильность прохождения маршрута. Если вы справились с управлением, не допустили ошибок, поднимите зеленый цвет. Если были ошибки, покажите красный цвет на «светофоре».

Учитель благодарит детей за работу и выражает уверенность в том, что они в дальнейшем будут справляться с работой так, чтобы не было ошибок и на их «светофорах» всегда был только зеленый свет.

5. Подведение итогов (2 мин)

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что нового сегодня узнали на уроке?», «Что было самое интересное?», «Ответьте «светофором»: вам понравился урок?».

Урок 2

Противоречие «Люблю - не люблю»

Цели

обсудить, что любят и не любят дети;

познакомить с понятием «Противоречие»;

прививать терпимость к чужому мнению;

развивать речь, внимание, память.

Оборудование

сигнальная карточка «Светофор» (ученики).

1. Чтение сказки «Лиса и журавль» (5 мин)

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и приговаривает:

- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманек! Больше угощать нечем.

Журавль ей отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право, больше ничего нету.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

- Почему лиса с журавлем перестали ходить друг другу в гости?

- ...

- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

- ...

- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится из тарелки есть, а лиса из кувшина?

- ...

- Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, и любил то же, что и ты, а нужно постараться принимать его таким, какой он есть.

2. Беседа «Что я люблю?» (8 мин)

- В первый день вы знакомились между собой, узнали о семье, увлечениях; о том, как провели лето... А сегодня мы с вами узнаем, кто что любит.

Учитель называет темы, а дети в парах друг другу говорят, что они любят из названного.

Примерные темы: сладости, еда, напитки, игрушки, игры, телепередачи, певцы, времена года, сказки, цветы, животные, что делать, где быть и т. п.

В конце учитель делает вывод, что, узнав о предпочтениях друг друга, дети постараются это учитывать.

3. Беседа «Что мы не любим?» (7 мин)

- Мы узнали, кто что любит. А нужно ли знать, что вы не любите? Зачем?

- ...

- Мы не будем говорить о том, что не любит каждый из вас отдельно. Давайте поговорим о том, что не любят все дети. Например, кому может понравиться, когда его дразнят? Или толкают? Или когда ему врут? Что еще не любят все дети?

- ...

- Теперь мы знаем, что вы не любите. И постараемся, чтобы в нашем классе было только то, что вы любите.

4. Игра «Люблю - не люблю» (5 мин)

Правила игры

Если ученик любит то, что называет учитель, он показывает зеленый цвет «светофора», если не любит - красный.

Слова для игры: мороженое, лук в супе, шоколад, пельмени, арбуз, халва, смотреть телевизор, лягушки, день рождения, мыть посуду, кататься на качелях, стоять в углу, когда кто-то хвастается, выходной, петь, драться, бегать, ходить в гости, знакомиться, смеяться, читать сказки, проигрывать, цирк, плакать, слушаться взрослых, ходить в магазин, подарки, морозная зима.

5. Обсуждение противоречия «Люблю - не люблю» (10 мин)

Учитель выбирает из предложенных ситуаций такие, когда мнения детей разделились (например, лук в супе одни любят, другие - нет). И обращает внимание детей на то, что одно и то же одним может нравиться, а другим - нет. В подобных ситуациях «правы» оба, каждый со своей точки зрения: «На вкус и цвет товарища нет».

- А может ли быть еще что-нибудь такое, что одни любят, а другие нет? Приведите примеры.

- ...

- Назовите то, что мальчики любят, а девочки нет?

- ...

- А что нравится девочкам и не нравится мальчикам?

- ...

- А можете ли вы сказать, что любят взрослые, а детям это не нравится?

- ...

- А наоборот?

- ...

- А сейчас послушайте стихотворение М. Яснова «Дождик»:

Дождик, дождик,

кап да кап!

Ты не капал бы на пап,

ты не капал бы на мам,-

приходил бы лучше к нам.

Папам - сыро,

мамам - грязно,

нам с тобою-

распрекрасно.

- А почему дети любят дождь, а взрослые - нет?

- ...

- Чтобы ваши мамы и папы не очень огорчались дождливой погоде, давайте выучим это стихотворение, и вы расскажете его дома. Пусть вашим родителям тоже будет распрекрасно!

Урок 3

Умение выражать свои мысли

Цели

учить четко и правильно выражать свои мысли;

развивать речь, мышление, внимание, память;

развивать мелкие движения руки.

Оборудование

фигурка (или рисунок) Карлсона;

сигнальная карточка «Светофор»;

5-6 карточек с рисунками (см. текст ниже), (учитель);

тетрадь, ручка, цветные карандаши (ученики).

1. Работа по схеме дома (5 мин)

Учитель кратко напоминает историю о Малыше и Карлсоне и открывает на доске схему дома Малыша:

- Чтобы прилететь к Малышу, Карлсон обычно облетал все окна дома по порядку. Это очень долго и опасно, ведь Карлсона могут заметить чужие. Посоветуйте, как можно запомнить окно Малыша?

- ...

Контрольный ответ: нужно запомнить этаж - ряд и окно по порядку - столбик.

После обсуждения учитель «загадывает» на схеме окно Малыша и предлагает детям его найти, задавая вопросы. Причем учитель будет отвечать при помощи «светофора»: если «да» - зеленый цвет, «нет» - красный.

Если на вопрос нельзя ответить «да» или «нет», учитель вращает «светофор», и ученик должен задать свой вопрос по-другому (переформулировать его). Когда окно найдено, учитель показывает фигурку Карлсона, который прилетел в гости к Малышу.

В игру можно сыграть несколько раз.

2. Игра «Угадайка» (7 мин)

- Малыш и Карлсон очень любят играть в игру «Угадайка». Карлсон прячет в руке какой-нибудь предмет, и Малыш должен угадать, что там. Малыш может задавать любые вопросы, например: «Из чего это сделано?», «Какого оно цвета?», «Для чего это нужно?» и др. Нельзя только спрашивать: «Что это такое?» Малыш и Карлсон так хорошо научились играть в эту игру, что они могут угадать, что в руке, после 5-7 вопросов. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

У учителя имеются карточки с рисунками предметов, имеющих отношение к сказке (например: щенок, булочка, кубики, варенье, краски, велосипед и т. д. - всего 5-6). Для игры в «Угадайку» учитель выбирает 2-3 карточки на разные темы, а стальные карточки используются для следующего этапа урока.

После того как дети угадывают, учитель достает карточку с соответствующим изображением и ставит на доску.

3. Игра «Что изменилось?» (5 мин)

Учитель выставляет на доску еще несколько карточек, чтобы их стало четыре.

- Сейчас мы поиграем еще в одну игру, которую любят наши герои. Она называется «Что изменилось?». Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить, как стоят карточки.

- Легли на парты, закрыли глаза.

Учитель меняет расположение карточек, после чего дети должны восстановить первоначальный порядок. Игра проводится несколько раз. В процессе игры карточки могут заменяться на другие; некоторые карточки убираются или появляются дополнительные.

4. Рисование по инструкции (7 мин)

- Сегодня на уроке мы играли в игры Малыша и Карлсона. Но еще Малыш очень любит играть со своим Щенком. Давайте его нарисуем. Я буду рисовать на доске под вашим руководством. Итак, с чего мне начать рисование?

- ...

Учитель своими рисунками специально провоцирует детей на высказывание конкретных, однозначных указаний. При этом подразумевается, что рисовать отдельные части учитель умеет, но ему нужно давать четкие рекомендации относительно их размера и местоположения. Например, команду «Нарисовать голову» учитель может выполнить так: нарисовать ее в самом нижнем углу доски очень маленького размера, либо на всю ширину доски. Команду «Нарисовать глаза» можно выполнить такими способами: рисовать глаза вне головы; рисовать один глаз под другим; рисовать их разного размера и др.

- Скажите хором, нравится ли вам Щенок?

- ...

5. Рисование Малыша (9 мин)

Учитель обращает внимание детей, что Карлсон (показывает фигурку) и Щенок (на доске) есть, но нет Малыша. И предлагает его нарисовать по инструкции учителя.

Дети должны рисовать с закрытыми глазами. Учитель в случайном порядке диктует последовательность рисования отдельных частей: голова - ботинки - руки - рот - брюки и т. д.

По окончании работы дети открывают глаза и смотрят, что у них получилось: очень смешно, но совсем не похоже.

Учитель предлагает на следующей странице тетради нарисовать «настоящий» портрет Малыша и раскрасить его.

6. Подведение итогов (2 мин)

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что сегодня было на уроке?»

Пятый день

Урок 1

Выходы из спорных ситуаций

Цели

познакомить с различными способами решения спорных ситуаций;

развивать речь, память, координацию движений;

развивать мелкие движения руки.

Оборудование

фигурки (или рисунки) двух гномиков в колпачках разного цвета (учитель);

тетрадь, цветные карандаши (ученики).

1. Знакомство с различными способами решения спорных ситуаций (25 мин)

Работа строится следующим образом: учитель читает текст, задавая по ходу вопросы. В процессе обсуждения он «дожидается» нужного по сюжету ответа, благодарит этого ученика, и продолжает читать дальше. При таком варианте организации работы дети несколько раз вслух проговаривают способы выхода из спорных ситуаций.

- За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за высокой горой есть город. Ах, если бы вы вдруг очутились в нем! Даже рот бы открыли от удивления. Дома тут сложены из шоколада. Крыши мармеладные. В каждом доме ставни из конфет и печенья. А остроконечные городские башни - пряничные!

Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. В

высокой-превысокой башне под говорящими часами в маленькой квартире за разноцветными окошками живет самая обыкновенная семейка самых настоящих гномиков. Мама, папа и два брата-близнеца...

Учитель показывает фигурки братьев-гномиков.

Однажды вечером мама зашла в комнату к гномикам и спросила:

-Дети, что вам завтра приготовить на завтрак: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне.

Как только мама вышла, братья сразу же стали «договариваться»:

- Кашу!

- Омлет!

- Нет, кашу!

- Нет, омлет!

- Кашу, кашу, кашу!!!

- Омлет, твоя каша невкусная!

- А ты ничего не понимаешь!

- Ты сам ничего не понимаешь!

- А ты игрушки всегда разбрасываешь!

- А ты на велосипеде кататься не умеешь!

Диалог произносится учителем с соответствующими интонациями и повышением голоса.

- Стойте, ребята!

Учитель прячет гномиков за спину.

- Не понимаю, какое отношение игрушки и велосипед имеют к каше и омлету. Как вы думаете, смогут ли гномики договориться между собой?

- ...

- Как вы считаете, они спорят или ссорятся?

- ...

- Конечно, они ссорятся: обзывают и обижают друг друга; забыли, из-за чего начался спор. А можно ли договориться и не поссориться, даже если разные мнения?

- ...

- Посмотрим, а может, и гномики уже смогли договориться?

Учитель достает гномиков и показывает, как они дерутся.

- Какой ужас! Они уже дерутся!

На шум прибежала мама и развела гномиков в разные стороны:

- Вы не смогли договориться, поэтому на завтрак будут макароны…

Утром гномики встали и пошли умываться. Кто будет первым?

- Я!

- Нет, я!

Но тут же вспомнили вчерашний вечер.

- Как договориться гномикам, чтобы не поссориться?

- ...

- Гномики решили умываться по очереди: сегодня одни первый, завтра - другой. Когда стали одеваться, снова возник спор: какой колпачок нарядней: синий или желтый?

- Как вы думаете?

- ...

Но тут вошла мама и сказала:

- Пусть каждый выбирает тот, который ему нравится. О вкусах не спорят.

По пути в садик гномики снова затеяли спор: на чем сегодня добираться - на автобусе или на трамвае?

- ...

Но тут подошел нужный троллейбус, и спор разрешился сам собой.

На прогулке в детском саду воспитательница предложила детям выбрать, во что поиграть. Одни закричали: «В кошки-мышки!», а другие: «В рыбака и рыбку!».

- Как договориться, в какую игру им играть?

- ...

Большинством голосов дети выбрали игру «Кошки-мышки». Но опять возникла проблема: кому быть кошкой?

- Я быстрее бегаю! - начал спорить один гномик.

- Нет, я! - закричал второй.

Воспитательница предложила проверить, кто же из них быстрее бегает.

Игра-эстафета с гномиками

Дети становятся в два звена. У каждого стоящего первым в колонне - фигурка гномика. По сигналу учителя «Вверх!» все поднимают руки вверх, на сигнал «Начали!» передают гномика двумя руками назад за головой. Как только последний получит фигурку, он становится впереди колонны и поднимает ее вверх. Игра окончена.

Когда пришло время идти в группу, воспитательница предложила построиться по парам. Гномики быстро встали первой парой. Но тут и другие дети захотели быть первыми. Гномики уже поняли, что не всегда нужно спорить и решили уступить.

Вечером мама опять спросила: «Так что же готовить на завтрак: кашу или омлет?»

- Омлет из каши! - дружно, в один голос сказали братья.

- Молодцы! Научились договариваться! Вот вам за это конфеты, - мама улыбнулась и протянула гномикам две… разные конфеты.

- Кому какую?

- ?..

- Очень просто! В какой руке? - мама спрятала конфеты за спину…

Гномики поняли, что есть много способов договориться и не поссориться. Это:

установить очередность или бросить жребий;

уметь уступить или выбрать что-то другое, чтоб никому не было обидно;

можно проверить каким-нибудь способом, кто прав; можно проголосовать или просто не спорить, а каждому остаться при своем мнении...

И фантики от конфет, которые гномики решили сохранить, будут им напоминать о том, как надо и как не надо спорить...

2. Рисование фантика (7 мин)

- Пусть и у вас на память об этом уроке останутся фантики, которые вы сейчас сами нарисуете и раскрасите.

Учитель может на доске показать, как рисовать фантик.

3. Подведение итогов (3 мин)

Подведение итогов рекомендуется провести в виде обсуждения: чем спор отличается от ссоры; какие способы решения спорных ситуаций дети знают (можно использовать игру с мячом).

Урок 2

Понятие содержательной оценки. Школьные принадлежности

Цели

учить детей оценивать работу;

обобщить знания о школьных принадлежностях;

развивать речь, внимание, память, воображение;

развивать мелкие движения руки;

подвести итоги первой недели обучения.

Оборудование

тетрадь в клетку, в линейку, по рисованию, нотная (учитель);

тетрадь, ручка (ученики).

1. Оценка работы (7 мин)

На этом этапе урока учитель должен познакомить детей со своей системой оценивания.

Фрагмент урока, описанный в пособии, предусматривает безотметочное обучение.

Если учитель использует другие способы оценивания: оценку в виде рисунка, геометрических фигур, звездочек; пятибалльную систему оценок или др., то он соответственно изменяет данный фрагмент в части оценивания работы.

- Посмотрите на эти рисунки и скажите, какой из них вам больше нравится?

- ...

На доске заранее нарисованы два рисунка грузовика: один - со всеми необходимыми деталями, но нарисованными небрежно (кривые окна, недорисованные отдельные линии, исправления и т. д.) и второй, который нарисован очень тщательно и аккуратно, но с множеством неправильных деталей (отсутствие окна в кабине, треугольный кузов, колеса находятся сбоку и т. п.)

- Какой рисунок выполнен аккуратнее?

- ...

- А какой - правильнее?

- ...

- Итак, первый рисунок был правильный, но неаккуратный; а второй - аккуратный, но неправильный. И про один и про другой рисунок нельзя сказать, что он нарисован хорошо. Что нужно изменить в первом рисунке, чтобы так можно было сказать?

- ...

- А во втором?

- ...

- Я на доске, а вы в тетрадях постараемся нарисовать грузовик так, чтобы он был и правильным, и аккуратным.

Учитель рисует на доске грузовик, а два первоначальных варианта стирает или закрывает.

- Нравятся ли вам ваши рисунки?

- ...

2. Игра «Волшебные превращения» (10 мин)

- В одной Волшебной стране злой колдун все заколдовал и превратил в камни.

Учитель на доске рисует несколько «камней» круглой и овальной формы.

- Их можно расколдовать, если дорисовать так, чтобы получился какой-либо законченный рисунок. Я сейчас расколдую этот камень - и Колобок опять побежит по дорожке! А этот камень раньше был ежиком!

Учитель на доске «превращает» камни в Колобка и ежика.

- Я не могу одна расколдовать всех жителей Волшебной страны. Нужна ваша помощь! Сможете ли вы превратить камни в рисунки?

- ...

- А добраться в Волшебную воображаемую страну можно на ваших грузовиках. Так как вы постарались их нарисовать правильно и аккуратно, мы сможем быстро доехать!

Учитель показывает несколько движений, имитирующих движение машины.

- Приехали! А сейчас принимаемся за работу! Рисуйте в своих тетрадях камни и расколдовывайте их!

Учитель не оговаривает количество рисунков, но ограничивает время работы: 3-4 мин.

- Вас благодарят все жители Волшебной страны, которых вы расколдовали. А кто это - мы сейчас узнаем. По цепочке вы об этом сами скажете.

- ...

3. Игра «Повтори - отличись» (4 мин)

Правила игры

Учитель показывает любые движения и дает команду. По команде «Повтори!» нужно повторить действия учителя, по команде «Отличись!» нужно показать совершенно другое движение.

После окончания игры учитель делает вывод:

- В школе приходится выполнять много различных заданий: одни нужно выполнять правильно по образцу - то есть «повторять», а другие нужно будет выполнять как можно более непохоже на образец - «отличаться». Это относиться к таким заданиям, как придумать, нарисовать, сочинить и т. п. Уверена, что вы все сможете научиться выполнять задания и правильно, и интересно (при этом, конечно, не забывая об аккуратности).

4. Беседа о школьных принадлежностях (6 мин)

- Подходит к концу наша первая неделя учебы. За это время мы познакомились, научились выполнять школьные правила, узнали много стихов и научились играть в разные игры... Многие задания нам приходилось выполнять в тетради. И вашими помощниками были ручка и карандаши. А какие еще школьные принадлежности вы знаете?

- ...

- А теперь я буду загадывать загадки про школьные принадлежности, но отгадку нужно будет не говорить, а показать. Найти ее вы сможете на парте или в портфеле:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? - ... (карандаш)

До чего же, скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал мне кто бы пару ног,

Чтобы сам я бегать мог! (ранец)

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год, из класса в класс. (парта)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я? - ... (тетрадь)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю -

Где была пустота,

Там, глядишь, - красота!

(цветные карандаши)

Если ей работу дашь -

Зря трудился карандаш. (резинка)

По черному белым

Пишут то и дело. (доска и мел)

Грамоты не знаю,

А весь век пишу. (ручка)

5. Беседа о тетради. Подведение итогов обучения (8 мин)

- В первую школьную неделю все задания вы выполняли в одной тетради. Давайте раскроем ее с самого начала и вспомним, что у нас было на уроках...

- ...

- В дальнейшем у вас, как и у всех школьников, будет несколько тетрадей: в клеточку - для уроков математики, в линейку - для уроков письма, нотная тетрадь для уроков музыки, тетрадь для рисования...

Учитель показывает соответствующие тетради.

Когда начнете

Новую тетрадь

Как снег, белеет

Первая страница.

Тетрадь с волнением

Торопится узнать:

Какая ей досталась

Ученица?

Ты для нее -

Беда или подарок?

Захочется ей плакать

Или петь?

Из-за твоих ошибок и помарок

Не часто ли придется ей

Краснеть?

- Желаю вам и вашим новым тетрадям успехов!

- ...

- А в этой тетради, которая сейчас у вас, мы работать закончили. Это ваша самая первая школьная тетрадь. Постараемся ее сохранить, чтобы, даже когда вы станете совсем взрослыми, вы могли ее открыть и вспомнить свои первые дни в школе...



Урок 3

Праздник «Посвящение в ученики»

Урок-праздник проводится в классе, желательно пригласить родителей. Можно заранее предложить детям нарисовать свой портрет «Я - ученик», и на празднике организовать выставку рисунков.

Праздник может завершиться чаепитием.

Возможные сюжеты проведения праздника

Сказочная школа

Лесная школа

Птичья школа

В гостях у школьных принадлежностей

Королевство учебников

Путешествие на машине времени

Наша школьная страна

Экзамен на звание ученика

Осень дарит чудеса

Надеемся, что опыт, творчество, желание и фантазия учителя смогут сделать этот праздник ярким и радостным.

© 2010-2022