Рабочая программа по орксе 9Светская этика)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по орксе 9Светская этика)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»



РАССМОТРЕНО на ШМО


Протокол № __ от _______ г


Руководитель ШМО


________/Хлебинская О.В. /


СОГЛАСОВАНО


_____________________г


Зам. директора по УВР


____________ /Пензова Т. В./


УТВЕРЖДЕНО


Приказ №____ от ____________г


Директор


_____________ / Низовцев О.И/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»



(модуль «Основы православной культуры»)

(учебный предмет, элективный курс, факультативный курс, внеурочная деятельность)


4 «Е» класс

(класс)

Знаменская Елена Львовна

(учитель)


2015 - 2016

(учебный год)











г. Ангарск





  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ангарска (утверждена приказом № №183.1-ОД от 31.08.2015
  • Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» №130-ОД от 10.06.2015

Данная программа «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса разработана на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы (авторы Данилюк А. Я. Издательство М «Просвещение», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.
Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа соответствует:
  • учебному плану МБОУ «СОШ №4» г. Ангарска на 2015/2016 учебный год (на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю);

  • годовому календарному графику МБОУ «СОШ №4» г. Ангарска на 2015/2016 учебный год (34 учебные недели составляют 34 часа в год).

Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации программы:
  • В письме от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников», размещенном на официальном сайте Минобрнауки России вслед за утвержденным ФПУ, Министерство разъясняет:

  • 1. «... организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях» , то есть с 2014 по 2019 год.

  • 2. Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №4» предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, поэтому «учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа». Напротив, если ученикам не дать возможности завершить изучение предмета, то это является нарушением инструкций из Минобразования и прав учащихся.
  • 3. . «... при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3. ст. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации»)».

  • Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;


  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;


  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;


  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;


  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;


  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.



В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Согласно учебного плана предусмотренно
Практическая часть Вид контроля I четверть II четверть III четверть IV четверть Год Контрольная работа 0 0 0 1 1 Презентация проектных работ 0 1 0 0 1 Итоговая творческая работа 0 0 0 1 1 Итого 0 1 0 2 3

  1. Общая характеристика учебного курса
Учебный курс является культурологическим и направлен на создание начальных условий для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с ре5лигиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть главную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность,- отражает культурную, социальную. Этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: - общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой, Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами;
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно- смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
III Описание места комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане В рамках апробации комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» из0учается в объеме 1ч. В неделю
Основные содержательные модули курса:
  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Каждому учащемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам. Требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижения которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс. Осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Требования к предметным результатам: _ знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
_ Отечество, нравственность. Милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; _ знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; _ формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; _ осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса Обучение детей по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- наличие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции. VI.Основное содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включат в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.
№ Тема Характеристика деятельности учащихся Используемые ресурсы 1. Россия - наша Родина Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Программа комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 2. Что такое светская этика. Знакомятся с историей развития представлений человечества о марали и нравственности.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики». 3. Культура и мораль. Праздник как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре разных народов. . «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. 4. Добро и зло. Изучают образцы нравственности в культуре Отечества. Нравственные традиции предпринимательства. Электронное пособие«Основы религиозных культур и светской этики». 5. Что значит быть нравственным в наше время? Знакомятся с высшими нравственными ценностями, идеалами, принципами морали. Хрестоматийные материалы «Основы религиозных культур и светской этики». 6. Свобода и ответственность. Создают моральный кодекс в школе. Документальные источники. 7. Нормы морали. Знакомятся с нормами этикета, как нравственной нормой. Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса «Основы религиозных культур и светской этики».
8. Этика и её значение в жизни человека. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Печатные пособия , в том числе картографические издания. Иллюстративные материалы.


VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Автор
Название пособия
Вид пособия, год издания
А.Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-5 кл. Издательство «Просвещение». 2012г.
А.Я. Данилюк Иллюстративный материал. РИА «Новости», издательство «Просвещение». 2012г
А.Я. Данилюк Электронное пособие ООО«Библиотека Изображений»/ Fotobank.ru
А.Я. Данилюк научно-популярные книги хрестоматийные материалы документальные источники. ООО «Лори», 2012.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие пособия и библиотечный фонд: Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику -электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики» - дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, презентации Библиотечный фонд -учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/ преподавание учебного курса, учебные пособия, справочная литература - специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им методической помощи - научно-популярные книги -хрестоматийные материалы - документальные источники - энциклопедическая и справочная литература - религиозная литература -художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса Печатные пособия , в том числе картографические издания. Иллюстративные материалы.


Технические средства обучения:

  1. АРМ учителя


© 2010-2022