Рабочая программа по предмету Математические представления и конструирование 8 вид 2 вариант

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы Оглавление

2

Пояснительная записка

3-4 Учебно-тематический план

5 Календарно-тематическое планирование

6-12 Уровень подготовки учащихся

13

Перечень учебно-методического оборудования

14 Список литературы

15 Лист корректировки.

16































Пояснительная записка


Рабочая коррекционная программа по предмету «Математические представления и конструирование » для 1 класса на 2013 - 2014 учебный год составлена на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Математика готовит учащихся коррекционной школы к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением такой задачи как коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств ребёнка. Предлагаемая программа по курсу «математические представления и конструирование» ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности. Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детской конструктивной деятельности, именно поэтому математическая и конструктивная деятельность представлены в одном блоке и разделены на темы в каждой четверти с учётом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределён с постепенным усложнением и увеличением объёма. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы:

Задачи программы:

  • диагностика и развитие наглядно-действенного мышления, памяти;

  • формирование элементарных обще учебных умений и навыков;

  • овладение учащимися элементарной терминологией;

  • формирование у учащихся представлений о форме, величине, количестве и пространстве;

  • коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Цели программы:

  • создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся;

  • способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности;

  • создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы 3 часа в неделю, 27 часов - 1 четверть, 18 часов - вторая четверть, 27 часов - третья четверть и 21 час - четвертая четверть. Продолжительность одного урока - 35 минут.

Организационная структура уроков

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);

  • системности;

  • преемственности.

Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приёмов, так и инновационных (просмотр обучающих дисков и др.). Основной формой организации является урок. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми и сверстниками. Каждый урок по математическим представлениям и конструированию оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.










































Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

I четверть

1 Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде

8

2 Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками

4


3 Количественные представления

9

4 Представления о форме

7

II четверть

5 Представления о форме

5

6 Представления о величине

5

7 Пространственные представления

6

8 Временные представления

4

III четверть

9 Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками

18

10 Количественные представления

10

IV четверть

11 Представления о форме

7

12 Представления о величине

5

13 Пространственные представления

7

14 Временные представления

4


Всего часов по программе

99
















Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата

Кол-во часов

Примечание

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. Знакомство со сборно-разборными игрушками.


1


Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек.


1


Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек.


1


Знакомство с детским строительным материалом.


1


Простые постройки.


1


Простые постройки.


1


Сборка дидактической игрушки из деталей.


1


Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками. Игровые упражнения в собирании полифункционального материала.


1


Игровые упражнения в собирании полифункционального материала.


1


Игровые упражнения со строительными наборами.


1


Игровые упражнения со строительными наборами.


1


Количественные представления. Счёт.


1


    Упражнения на соотнесение отдельных единиц с пальцами.


    1


      Упражнения на соотнесение отдельных единиц с пальцами.


      1


      Упражнения на соотнесение отдельных единиц с пальцами.


      1


      Складывание шариков в одну ёмкость.


      1


      Складывание плодов в одну ёмкость.


      1


      Знакомство с приёмом перекладывания.


      1


      Практические упражнения с использованием приёма перекладывания.


      1


      Практические упражнения с использованием приёма перекладывания.


      1


      Представления о форме. Игровые упражнения в сухом бассейне.


      1


        Игровые упражнения в сухом бассейне.


        1


          Игровые упражнения в сухом бассейне.


          1


          Игры с мячами.


          1


          Игры с мячами.


          1


          Катание мяча.


          1


          Бросание мяча.


          1


          Представления о форме. Игровые упражнения с мягкими модулями


          1


          Игровые упражнения с мягкими модулями


          1


            Игровые упражнения с мягкими модулями


            1


              Игровые упражнения с мягкими модулями


              1


                Игровые упражнения с мягкими модулями


                1


                Представления о величине. Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине.


                1


                Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине.


                1


                Игровые упражнения в сухом бассейне.


                1


                  Игровые упражнения в сухом бассейне.


                  1


                    Игровые упражнения в сухом бассейне.


                    1


                    Пространственные представления Перемещение учащихся в помещении класса.


                    1


                    Перемещение учащихся в помещении класса.


                    1


                    Подвижные игры.


                    1


                      Подвижные игры.


                      1


                        Подвижные игры.


                        1


                          Подвижные игры.


                          1


                          Временные представления. Наблюдения за погодными явлениями.


                          1


                          Наблюдения за погодными явлениями.


                          1


                          Погодные явления.


                          1


                          Погодные явления.


                          1


                          Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов.


                          1


                            Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов.


                            1


                              Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов.


                              1


                              Упражнения на выделение необходимых элементов строительного набора.


                              1


                              Упражнения на выделение необходимых элементов строительного набора.


                              1


                              Выполнение простых конструкций.


                              1


                              Игровые упражнения со сборно-разборными игрушками.


                              1


                              Игровые упражнения со сборно-разборными игрушками.


                              1


                              Игровые упражнения с конструктивными материалами.


                              1


                                Игровые упражнения с конструктивными материалами.


                                1


                                  Игровые упражнения с конструктивными материалами.


                                  1


                                    Игровые упражнения с конструктивными материалами.


                                    1


                                      Игровые упражнения с конструктивными материалами.


                                      1


                                        Игровые упражнения с конструктивными материалами.


                                        1


                                          Игровые упражнения с конструктивными материалами.


                                          1


                                            Игровые упражнения с конструктивными материалами.


                                            1


                                            Игровые упражнения.


                                            1


                                            Игровые упражнения.


                                            1


                                            Количественные представления. Игровые упражнения с водой и песком.


                                            1


                                            Игровые упражнения с водой и песком.


                                            1


                                            Игровые упражнения с водой и песком.


                                            1


                                            Пересыпание плодов.


                                            1


                                            Игровые упражнения на выбор из множества предметов по заданию учителя.


                                            1


                                            Игровые упражнения на выбор из множества предметов по заданию учителя.


                                            1


                                            Игровые упражнения с набором «Набрось кольцо».


                                            1


                                            Игровые упражнения с набором «Набрось кольцо».


                                            1


                                            Количество - один.


                                            1


                                            Количество - один.


                                            1


                                            Представления о форме. Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов.


                                            1


                                            Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов.


                                            1


                                            Катание и бросание мячей разных по размеру и фактуре.


                                            1


                                            Знакомство с кубом.


                                            1


                                            Куб .


                                            1


                                            Игровые упражнения. на развитие представлений о форме


                                            1


                                            Игровые упражнения. на развитие представлений о форме


                                            1


                                            Представления о величине.


                                            1


                                            Конструирование больших и маленьких пирамидок.


                                            1


                                            Игровые упражнения в сухом бассейне.


                                            1


                                            Игровые упражнения в сухом бассейне.


                                            1


                                            Игровые упражнения на развитие восприятия отношений по величине.


                                            1


                                            Игровые упражнения на развитие восприятия отношений по величине.


                                            1


                                            Пространственные представления.Упражнения в перемещении учеников в классе по заданию учителя.


                                            1


                                            Игровые упражнения.


                                            1


                                            Упражнение на ориентировку в схеме своего тела и лица.


                                            1


                                            Упражнение на ориентировку в схеме своего тела и лица.


                                            1


                                            Игровые упражнения на развитие восприятия и восприятия пространственных отношений.


                                            1


                                              Игровые упражнения на развитие восприятия и восприятия пространственных отношений.


                                              1


                                                Игровые упражнения на развитие восприятия и восприятия пространственных отношений.


                                                1


                                                Временные представления . Наблюдение за погодными явлениями.


                                                1


                                                Наблюдение за погодными явлениями.


                                                1


                                                Прослушивание стихотворений о временах года.


                                                1


                                                Прослушивание стихотворений о временах года.


                                                1





























                                                Уровень подготовки учащихся


                                                1. Овладеть манипулятивными действиями с предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения:
                                                • создавать простейшие постройки из строительного материала;

                                                • проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;

                                                • воспринимать и понимать инструкции учителя - возьми, поставь, кубик, кирпичик и т.д.




















                                                Перечень учебно-методического оборудования


                                                1. «Дары Фребеля» - первая-пятая игры ребёнка.
                                                2. Ёмкость для воды.
                                                3. Игрушки со съёмными деталями.
                                                4. Игрушки сборно-разборные: матрёшки (трёх-четырёх составные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, одного цвета и разноцветные, строительные наборы.
                                                5. Игрушки с крепящимися деталями, прищепки и основа для них.
                                                6. Картинки с изображением разных времён года и частей суток.
                                                7. Картинки с цифрами и предметами разного количества.
                                                8. Конструктор деревянный и пластмассовый.
                                                9. Логические блоки (блоки Дьенеша) из пластмассы (геометрические формы).
                                                10. Магнитофон, аудиокассеты с записями различных мелодий и детских песен.
                                                11. Массажные кольца.
                                                12. Мозаика.
                                                13. Муляжи овощей и фруктов разного размера.
                                                14. Мячи разного размера и цвета.
                                                15. Настольные плоскопечатные игры.
                                                16. Песок.
                                                17. Плоские и объёмные геометрические фигуры, предметы.
                                                18. Полифункциональное игровое оборудование: детский модуль «Пирамида», сухой бассейн.
                                                19. Природный материал: орехи, шишки, жёлуди, камешки, ракушки.
                                                20. Прозрачные ёмкости, посуда (баночки, бутылочки, стаканчики, ложки).
                                                21. Ручки шариковые, карандаши простые и цветные.
                                                22. Раскраски.
                                                23. Счётные палочки.
                                                24. Счётный материал.
                                                25. Сыпучие материалы, набор коробок и бутылок для сыпучих материалов.
                                                26. Формочки для песка, совочки.














                                                Список литературы


                                                1. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб ЦДК. 2011.

                                                2. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития.- СПб. НОУ СОЮЗ, 2005.

                                                3. Баряева Л.Б. Математическая мозаика.- СПб. СОЮЗ, 2005.

                                                4. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. Изд-во РГПУ им. П. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.

                                                5. Баряева Л.Б. Чудо-пирамидка // Игра и дети.-2006..

                                                6. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М. Просвещение, 1991.

                                                7. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М.ДРОФА, 2008.

                                                8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1990.
                                                9. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени.- М. ВЛАДОС, 2007.

                                                10. Козлова В.А. Количество и счёт.- М. ДРОФА, 2008.

                                                11. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М. Эксто-Пресс, 2001.

                                                12. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - М, 2008








                                                Лист корректировки

                                                13


                                                © 2010-2022