Урок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебник: 3 класс Е.П. Бененсон, А.Г.Паутова

Учитель: Дорожкина Н.В.

МОУ «Старошайговская начальная общеобразовательная школа №1»


«___»________20____г.

Урок 1

Тема: Информация (что мы о ней знаем). Цель урока:

  • Повторить материал 2 класса по теме «Информация вокруг нас» и правила техники безопасности;
  • продолжить формирование коммуникативных умений младших школьников, умений самостоятельной работы.
осознание значения информатики в повседневной жизни человека; понимание роли информационных процессов в мире; формирование представлений об информатике как части общечеловеческой науки, позволяющей описывать реальные процессы и явления. Познавательные цели урока: - Находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. - Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи. - Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее). - Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ). - Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, диаграмма), в т.ч. используя ИКТ. Регулятивные цели урока: - Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании). - Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. - Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно. Коммуникативные цели урока: - Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами в дискуссии. - Корректировать свое мнение с помощью учителя. - Создавать устные и письменные тексты (таблицы) для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно. - Самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). - Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. Личностные цели урока: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Компьютерная программа: Кодирование текста.

Материал учебника: Теория на с. 4; задания 1, 2, 3, 4.

Домашнее задание: Задание 4.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

Мотивация к учебной деятельности (1минута)

РУрок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?)азгадай слово, спрятанное в сотах. Выбрать нужные буквы помогут цифры в ячейках таблицы.

Ответ: информация

Высказывание предложений, актуализация опыта. Самоопределение (Личностные);

- смыслообразование (Личностные);

- целеполагание (Познавательные)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные)

2

Актуализация знаний (2 минуты)

Молодцы! Здесь действительно зашифровано слово информация.

Ребята, а как можно назвать объекты, изображенные на рисунке 1:

1Урок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?)) средства хранения информации;

2) средства передачи информации;

3) средства преобразования информации;

4) средства кодирования информации

А как называются эти объекты:

  1. 1) средства хранения информации;

  2. 2) средства передачи информации;

  3. 3) средства преобразования информации;

  4. 4) средства кодирования информации.

ИУрок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?)зображенные на рисунке 3 объекты называются:

1Урок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?)) средства хранения информации;

2) средства передачи информации;

3) средства преобразования информации;

4) средства кодирования информации.

Изображенные на рисунке 1 объекты можно назвать: средства передачи информации

Изображенные на рисунке 2 объекты можно назвать: средства хранения информации.

Изображенные на рисунке 3 объекты можно назвать: средства кодирования информации.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (Познавательные);

- извлечение необходимой информации из текстов (Познавательные);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (Познавательные);

- выполение пробного учебного действия (Регулятивные);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Регулятивные);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Регулятивные);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (Коммуникативные);

- аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (Коммуникативные);

- учёт разных мнений (Коммуникативные);

- использование критериев для обоснования своего суждения (Коммуникативные).

3

Постановка цели урока (2 минуты)

Ребята, а кто из вас догадался какая у нас сегодня тема урока?

Верно, тема урока «Информация».

Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать об информации?

Верно, сегодня мы поговорим о:

- том что такое информация?

-Что можно делать с информацией?

-Как ее получают? Как её обрабатывают? Как её передают? Как её хранят?

ИНФОРМАЦИЯ.

Что такое информация?

Что можно делать с информацией?

Как ее получают?

Как её обрабатывают ?

Как её передают?

Как её хранят

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

4.

Восприятие

(7 минут)

Что такое Информация?

- с помощью чего человек воспринимает информацию из окружающего его мира?

Для того, чтобы вспомнить какие органы чувств помогают нам воспринимать информацию мы выполним следующее задание:

Ситуация

Орган чувств

Тип информации

Я вижу красный свет светофора.

глаза

Зрительная

Я слышу звонок на урок.

уши

Слуховая

Я чувствую, что суп не соленый.

язык

Вкусовая

Я чувствую запах дыма с улицы.

нос

Обонятельная

Я чувствую что на улице мороз.

кожа

Осязательная

Очень часто мы получаем информацию в закодированном виде. Например, видя определенный цвет светофора, мы с вами переводим полученную зрительную информацию, и понимаем, как нам действовать дальше.

В компьютере вся вводимая информация так же кодируется на понятном для него языке. Когда мы с вами вводим буквы, цифры, картинки в привычном для нас виде, компьютер превращает все это в 2 символа…

Кто помнит, что это за символы?

Верно это цифры 0 и 1, которые называются двоичный код.

Для того, чтобы разобраться как это происходит, давайте откроем страницу 4 и прочитаем как это происходит.

Например, вот так он превращает буквы в двоичный код:

Урок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?)  10111100 Урок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?) 10111100 Урок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?) 10111100

Каждую букву он кодирует набором из 8 нулей и единиц, а затем помещает каждую букву в 1 ячейку оперативной памяти.

У нас с вами есть пример кода 3 букв: М,Я,У.

Давайте попробуем зашифровать слово УМ. Какие буквы нам понадобятся для этого?

Верно У, М.

- Двоичный код какой буквы мы должны записать в первые восемь клеток?

Правильно У!

- Как выглядит двоичный код буквы У в компьютере?

Верно. Давайте запишем его в тетрадь. У - 11000011

- Двоичный код какой буквы мы должны записать в следующие восемь клеток?

Правильно М!

- Как выглядит двоичный код буквы М в компьютере?

Верно. Давайте запишем его в тетрадь.

А теперь прочитаем, как компьютер превращает в двоичный код изображения.

Читаем страницу 4. ( чтобы составить двоичный код рисунка, его разбивают на маленькие квадраты. Цвет каждого квадрата обозначают нулями и единицами. Для черно-белого рисунка 1 обозначает черный квадрат, а 0 - белый.)

Информация - это сведения об окружающем нас мире.

С помощью органов чувств.





У,М

У

У - 11000011

М

М - 10111100

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Логические УУД(обобщение)

Коммуникативные, познавательные.

Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция)


Познавательные (кодирование и декодирование)

Коммуникативные (использование критериев для обоснования своего суждения) Общеучебные

Познавательные.


Познавательные (кодирование и декодирование)

Регулятивные (осмысление, целеполагание)

Познавательные (извлечение необходимой информации из текстов)

Физ. Минутка

5

Осмысление

(4 минуты)

Выполнение задания 3. стр 6

Ребята посмотрите на рисунок. Кто на нем изображен?

Как вы думаете что говорит собака?

А что говорит кошка?

1. Какая буква закодирована первыми 8 цифрами в слове ГАВ-ГАВ?

Давайте подпишем её сверху над кодом.

2. Какая буква закодирована после буквы Г в слове ГАВ-ГАВ?

Давайте подпишем её сверху над кодом.

3. Какая буква закодирована после буквы А в слове ГАВ-ГАВ?

Давайте подпишем её сверху над кодом.

4. Точно так же подпишите оставшиеся буквы в слове ГАВ-ГАВ. И в слове МЯУ.

А теперь вспомните, как мы кодировали слово УМ, и точно так же, закодируйте слово ЯМА.

Двоичный код какой буквы нам нужно найти первой?

В каком слове мы его найдем?

Какой по счету он код буквы Я в слове МЯУ?

Как выглядит двоичный код буквы Я?

Давайте запишем его в первые 8 клеточек. Самостоятельно закодируйте последние 2 буквы М и А.

Собака и кошка

собачка «говорит» ГАВ-ГАВ,

котёнок «говорит» - МЯУ

первая буква Г

буква А

буква В

Буквы Я

В слове МЯУ

2

её код 11001111

Регулятивные(осмысление, целеполагание)

Познавательные (декодирование)

Регулятивные, познавательные.

Коммуникативные (использование критериев для обоснования своего суждения)

6.

Самостоятельная работа

(7 минут)

закодируйте следующие слова в тетради в клетку..

МАМА - 1011 1100 1011 0000 1011 1100 1011 0000

ГАММА - 1011 0011 1011 0000 1011 1100 1011 1100 1011 0000

МАГ - 1011 1100 1011 0000 1011 0011

ЯВА - 1100 1111 1011 0010 1011 0000

ЯГА - 1100 1111 1011 0011 1011 0000

Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция)

7.

Домашнее задание

(4 минуты)

С.6 №4

Дан двоичный код четырех цветного рисунка и кодовая таблица цветов. Восстанови рисунок по его двоичному коду.

Вспомним принципы двоичного кодирования цветных рисунков. Чтобы составить двоичный код рисунка, его разбивают на квадраты. Каждый квадрат закрашивается одним цветом. Цвет каждого квадрата обозначают нулями и единицами. В цветном рисунке каждый квадрат кодируется набором из нескольких нулей и единиц.

Каждый цвет кодируется своим набором нулей и единиц.

- Сколько разных цветов использовано в рисунке задания 4, который надо восстановить по его двоичному коду?

- Какие это цвета?

Для кодирования каждого цвета в четырёхцветном рисунке достаточно двух цифр. Закрашивают квадраты нужно построчно. Первая пара цифр первой строки определяет цвет первого квадрата первой строки

- какой код первого квадрата?

- какого он цвета?

- Какого цвета будут квадраты в первой строке рисунка?

- Возьмите красный карандаш и раскрасьте клетки в первой строке.

Как выполняется задание понятно?

Закончите его дома.

Урок информатики в 3 классе Информация (что мы о ней знаем?)

- 4.

- белый, чёрный, красный и голубой.

- 00

- белый

- 6 белых и 2 красных

ДА

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Общеучебные

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Общеучебные.

8.

Практическая работа

(15 минут)

Прежде чем сесть за компьютеры давайте вспомним как нужно вести себя при работе за компьютером? А поможет нам в этом задание №2 на стр.5

a. Правильно сидит за компьютером только один ребёнок (сидит ровно, спина прямая, глаза напротив середины экрана).

b. Нарушают правила поведения в компьютерном классе:

  • ребёнок с бутербродом (крошки могут, в конце концов, попасть в устройства компьютера, что его портит);

  • ребёнок, который выдёргивает провода (нарушает технику безопасности - опасно для его жизни и здоровья - и может нарушить работу сети);

  • ребёнок, который бегает по кабинету (мешает работать остальным; кроме того, может задеть провода и нарушить работу сети).

  • Важно, чтобы дети объяснили, в чём неправильность поведения учеников, отмеченных ими красной ручкой.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Общеучебные.

Сегодня мы с вами будем работать в программе «Кодирование текста».

Давайте вспомним, как запустить программу? Верно.

Пуск\ все программы\ информатика 3класс\ кодирование текста.

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Общеучебные (моделирование).

Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач)

9.

Рефлексия 2мин

Какая у нас была тема урока? Что мы вспомнили об информации? Узнали ли мы какую либо новую информацию?

Общеучебные

Регулятивные (оценка)

Личностные (степень правдивости при рефлексии)

10.

Отметки за урок

1 минута

Регулятивные (оценка)

6

© 2010-2022