Конспект занятия по внеклассному чтению Л. Н. Толстой для детей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по внеклассному чтению

«Л.Н.Толстой для детей »

3 класс

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством русских писателя Л.Н.Толстого

  2. Раскрыть прелесть и образность художественного слова.

  3. Развивать речь, воображение, образное мышление, обогащать словарный запас, умение находить главную мысль в произведении.

  4. Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.

Технологии:

Работа в группах

Технология продуктивного чтения

Учебный проект с элементами исследовательской деятельности и ИКТ



Учитель начальных классов: Семенова Светлана Владимировна

2015- 2016 уч.год



Лев Никола́евич Толсто́й родился 9 сентября 1828 в имении Ясная Поляна, Тульской губернии - умер 20 ноября 1910 на станции Астапово, Рязанской губернии. Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900)[5].

Лев решил поступить в Императорский Казанский университет, где работали на математическом факультете Лобачевский, а на Восточном - Ковалевский. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности в качестве своекоштного - оплачивающего своё обучение. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку». По результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса.




Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

Л. Н. Толстой вёл с юных лет до конца жизни дневник. Дневник он вел с небольшими перерывами. В нем он ставил перед собой цели и задачи по самосовершенствованию, отмечал успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализировал свои недостатки и ход мыслей, мотивы своих поступков.



Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей




Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казачьей станице Старогладовской на берегу Терека, под Кизляром. Будучи юнкером, Лев Николаевич оставался два года на Кавказе, где участвовал во многих стычках с горцами, возглавляемыми Шамилем, и подвергался опасностям военной кавказской жизни.

За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.».




Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

Уйдя в отставку, Л.Н.Толстой вернулся в имение Ясная поляна и занялся устройством школ для крестьянских детей.



Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

В начале 1870-х Л.Н.Толстой приступил к созданию собственной «Азбуки» и опубликовал её в 1872 году, а затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения»



Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей



Толстой мечтал, что по его «Азбуке» «будут учиться два поколения русских детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Толстой помещает в «Азбуке» рассказы, былины, притчи, в которых восхваляется всякий физический труд: «Не потрудиться да не поработать - ничто на свете не радует». Размышляя над темой рассказа, зачастую Толстой задает вопросы и на морально-этические темы, ответы на которые предлагается дать самому ученику.

Форма вопросов и ответов - излюбленный прием и Толстого-публициста.




Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

«Три медведя»

Златовласка и три медведя - так называется оригинал сказки про девочку, которая «погостила» у семьи медведей. Сказка на самом деле английская, и пришла к нам именно из Англии. Чуть позже её адаптировал Лев Толстой и в его адаптации девочка не имела имени. Постепенно сказка стала русской народной и девочка стала Машенькой. С тех пор и называют сказку либо просто Три медведя, либо Маша и три медведя.

(Выставка иллюстраций к сказке)

«Липунюшка»

-Что вы можете сказать оЛипунюшке? (Он ласковый, вежливый, трудолюбивый, заботливый, находчивый, уважает старших)

-Какие признаки народной сказки вы увидели?

(Зачин, старинные слова, речь героев)

-В сказках часто используются слова с уменьшительно- ласкательным значением. (сыночек, матушка, хлопочек, столбочек, Липунюшка, батюшка, платочек)

-Какая пословица подойдет? (Мал, да удал. Где работают - там густо, а в ленивом доме пусто.)



Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей



«Косточка» быль

-Какова главная мысль сказки? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний)

-Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за проступок. Но Ване самому было стыдно)

-Почему рассказ назван былью? (Быль - это то, что было)



Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

Первая из его опубликованных работ - повесть «Детство», 1852 год. Первая прижизненная изданная книга писателя - «Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» 1856 год, в том же году вышла и его вторая книга «Детство и отрочество». Последнее художественное произведение, напечатанное при жизни Толстого - художественный очерк «Благодарная почва», посвящённый встрече Толстого с молодым крестьянином в Мещерском 21 июня 1910 года; очерк впервые был опубликован в 1910 году в газете «Речь». За месяц до своей смерти Лев Толстой работал над третьим вариантом повести «Нет в мире виноватых»

Самыые известные произведения - «Война и мир» и «Анна Каренина».



Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей



От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 13 детей, пять из которых умерли в детстве.

Дети:

Сергей (1863-1947), композитор, музыковед.

Татьяна (1864-1950). С 1899 замужем за Михаилом Сергеевичем Сухотиным. В 1917-1923 была хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна. В 1925 с дочерью эмигрировала. Дочь Татьяна Михайловна Сухотина-Альбертини (1905-1996).

Илья (1866-1933), писатель, мемуарист. В 1916 году покинул Россию и уехал в США.

Лев (1869-1945), писатель, скульптор. В эмиграции во Франции, Италии, затем в Швеции.

Мария (1871-1906). С 1897 замужем за Николаем Леонидовичем Оболенским (1872-1934). Умерла от воспаления легких. Похоронена в с. Кочаки Крапивенского уезда (совр. Тул. обл., Щекинский р-н, дер. Кочаки).

Пётр (1872-1873)

Николай (1874-1875)

Варвара (1875-1875)

Андрей (1877-1916), чиновник особых поручений при тульском губернаторе. Участник русско-японской войны. Скончался в Петрограде от общего заражения крови.

Михаил (1879-1944). В 1920 году эмигрировал, жил в Турции, Югославии, Франции и Марокко. Скончался 19 октября 1944 года в Марокко[98].

Алексей (1881-1886)

Александра (1884-1979). С 16 лет стала помощницей отца. За участие в Первой мировой войне награждена тремя Георгиевскими крестами и удостоена чина полковника. В 1929 году эмигрировала из СССР, в 1941 получила гражданство США. Скончалась 26 сентября 1979 года в Валлей Коттедж, штат Нью-Йорк.

Иван (1888-1895).




Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

Делясь секретами обучения детей Л.Н.Толстой, отметил главное качество, которое делает учителя совершенным, - это любовь. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет много лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам».




Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

«Три медведя»

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя.

Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех. Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михайлы Иваныча; другой поменьше - Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась - так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева; другая средняя - Настасьи Петровнина; третья маленькая - Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

- Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи! Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

«Ореховая ветка»

Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. Старшая попросила бусы, вторая - колечко, а меньшая говорит:

- Привези мне только ореховую ветку.

Купец уехал, сделал свои дела и купил старшей дочери бусы, второй - колечко. Вот едет он через большой лес и вспомнил, что меньшая просила только ореховую ветку. Слез он с повозки и сорвал ореховую веточку. Вдруг видит - ореховая ветка, и не простая, а на ней золотые орехи. Думает: «Вот и моей меньшой умнице подарок» .

Вдруг, откуда ни возьмись, медведь и говорит:

- Как ты смел мою ветку ломать? Теперь я тебя съем.

Купец испугался и говорит:

- Я бы не взял ветки, да меньшая дочь просила.

Медведь и говорит:

- Иди домой, но помни: кто тебя дома первый встретит, того мне отдай.

Купец обещался, и медведь отпустил его. Только въехал купец во двор дома, бежит навстречу его любимая меньшая дочь. Купец так и обмер.

Рассказал купец, что с ним было. Стали все плакать. А мать говорит:

- Не плачьте. Когда медведь придёт, мы нарядим пастухову дочь и отдадим её вместо своей.

Раз сидят все дома и видят, что едет на двор карета. Из кареты вышел медведь и говорит:

- Давай дочь!

Мать привела медведю пастухову дочь.

Медведь посадил её в карету и поехал. Только отъехал и хотел её съесть. Тогда она призналась, что она не купцова дочь.

Медведь вернулся и говорит:

- Ты меня обманул, купец, давай настоящую дочь.

Поплакали, одели дочь, простились с нею и отдали медведю. Медведь посадил её в карету. Приехали они в большой лес.

Медведь влез в яму, девочка - за ним. Отворил медведь большую дверь. Девочка дрожала от страха, думала, что её конец пришёл. Вдруг затрещало что-то, как гром, стало светло, и девочка видит, что она в богатом дворце: светло, музыка играет, рядом с ней молодой князь. Князь подошёл к ней и сказал:

- Я не медведь, а князь и хочу на тебе жениться.

Сыграли они свадьбу. Жили они счастливо и всегда берегли ореховую ветку.

«Девочка и разбойники»

Одна девочка стерегла в поле корову.

Пришли разбойники и увезли девочку. Разбойники привезли девочку в лес в дом и велели ей стряпать, убирать и шить. Девочка жила у разбойников, работала на них и не знала, как уйти. Когда разбойники уходили, они запирали девочку. Раз ушли все разбойники и оставили девочку одну. Она принесла соломы, сделала из соломы куклу, надела на неё свои платья и посадила у окна. А сама вымазалась мёдом, вывалялась в перьях и стала похожа на страшную птицу. Она выскочила в окно и побежала. Только что она вышла на дорогу, видит - навстречу ей идут разбойники.

Разбойники не узнали её и спросили:

- Чучело, что наша девочка делает?

А девочка и говорит:

- Она моет, готовит и шьёт, у окна разбойничков ждёт.

И сама ещё скорее побежала.

Разбойники пришли домой и видят - у окна кто-то сидит. Они поклонились и говорят:

- Здравствуй, наша девочка, отопри нам!

Но видят, что девочка не кланяется и молчит.

Они стали бранить куклу, а она всё не двигается и молчит. Тогда они сломали дверь и хотели убить девочку и тут увидали, что это не девочка, а соломенная кукла.

Разбойники её бросили и говорят:

- Обманула нас девочка!

А девочка пришла к реке, обмылась и пришла домой.

Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

Конспект занятия по внеклассному чтению Л.Н.Толстой для детей

© 2010-2022