Занятие для дисциплины Развитие речи по теме Синонимы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие для дисциплины Развитие речи по теме Синонимы.Занятие для дисциплины Развитие речи по теме Синонимы.Занятие для дисциплины Развитие речи по теме Синонимы.Занятие для дисциплины Развитие речи по теме Синонимы.Конспект занятия для дисциплины

«Развитие речи»

с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки».


Тема: «Синонимы». Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП.


Область применения: студия развития «Почемучки».

Возраст: 6-7 лет.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма: групповая.


Цель: познакомить детей с понятием «синонимы».
Задачи

Образовательные:

  • учить подбирать слова сходные по смыслу;
  • формировать умение составлять предложения с заданными словами.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, память, внимание;

  • развивать словарный запас, связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;

  • воспитывать умение работать в коллективе;

  • воспитывать трудолюбие.


Методические приёмы:
  • наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);

  • словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
  • игровые (интеллектуальные);

  • практические (упражнения);

  • поощрение (сюрпризный момент).


Здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, зарядка для рук, физкультминутка, игра.


Оборудование: ноутбук. Для детей:
Наглядный материал Иллюстрации: набор картинок из игр: «Синонимы», «Узнай настроение». Раздаточный материал:
Дидактический материал: касса букв, лента букв.

Словарная работа: зябнет, стынет.


Аудиозапись: весёлый детский смех.

Ход занятия

1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию. - У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее похлопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. - Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

2. Постановка цели. - Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. - И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат смайлики.

3. Новый материал. Знакомство с синонимами.

- Рассмотрите картинки и определите настроение.

- Сердится.

- Обижается.

- Злится. - Мы говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Например: большой человек - огромный человек - громадный человек; - Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) - Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая. -Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) - А вы помните, кто спас Дюймовочку? (Ласточка) - Конечно, её друзья. - И у слов есть друзья. - Большой - огромный - громадный; маленькая - крошечная - малюсенькая - слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». - К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. - Вспомним сказку «Зайкина избушка». Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово обманула? Обманула - перехитрила - одурачила - провела. - А кто зайке помог? Какой петушок? - Храбрый - смелый - отважный - мужественный - бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

- А теперь небольшая разминка. Упражнение лодочка.

- Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.


(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.) - А теперь мы оказались возле леса. Сделаем привал и послушаем коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный». - Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. - Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели - встали!
Сели - встали!
Все руками помахали
​И на место побежали! - А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.

- В путешествии нужно быть внимательным, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.

Зарядка для глаз.

- Сколько здесь треугольников? Четырёхугольников?

- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы

1. Спеши - не спеши, а поторапливайся.

- Назовите слова-синонимы.

- Что обозначает пословица?
2. Приятелей много, а друга нет.

- Назовите слова-синонимы.

- Как ты понимаешь эти слова?


Физкультминутка. - Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом - сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками: -Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!

- А теперь пришло время найти друзей.

Дидактическая игра «Найди друзей». - Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный Огонь Чистый Скакать Прыгать Бросать Пламя Кидать - Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой. - И нам теперь не страшно идти по лесу. А кого мы там встретили, вы сейчас узнаете. Для этого нужно собрать картинки. (Детям даются пазлы собрать животных: лису, зайца.)
- Лиса и заяц друзья? Нет, недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова.

4. Подведение итогов.

- Вам понравилось путешествие?

- С какими словами вы познакомились?

- Назовите слова - синонимы. - Похлопайте, кому было интересно. - А теперь выберите себе смайлик.
Список используемой литературы: 1. Уроки для будущих первоклассников. О.С. Жукова. - М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят); 2. Развитие речи. Подготовка к школе./Р.М. Хамидулина. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).


























5


© 2010-2022