- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие для дисциплины Развитие речи по теме Синонимы
Занятие для дисциплины Развитие речи по теме Синонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Греханина Н.Н. |
Дата | 19.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект занятия для дисциплины
«Развитие речи»
с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки».
Тема: «Синонимы». Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП.
Область применения: студия развития «Почемучки».
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма: групповая.
Цель: познакомить детей с понятием «синонимы».
Задачи
Образовательные:
- учить подбирать слова сходные по смыслу;
- формировать умение составлять предложения с заданными словами.
Развивающие:
-
развивать фонематический слух, память, внимание;
- развивать словарный запас, связную речь.
Воспитательные:
-
воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
-
воспитывать умение работать в коллективе;
-
воспитывать трудолюбие.
Методические приёмы:
-
наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
-
игровые (интеллектуальные);
-
практические (упражнения);
-
поощрение (сюрпризный момент).
Здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, зарядка для рук, физкультминутка, игра.
Оборудование: ноутбук. Для детей:
Наглядный материал Иллюстрации: набор картинок из игр: «Синонимы», «Узнай настроение». Раздаточный материал:
Дидактический материал: касса букв, лента букв.
Словарная работа: зябнет, стынет.
Аудиозапись: весёлый детский смех.
Ход занятия
1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию. - У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее похлопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. - Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
2. Постановка цели. - Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. - И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат смайлики.
3. Новый материал. Знакомство с синонимами.
- Рассмотрите картинки и определите настроение.
- Сердится.
- Обижается.
- Злится. - Мы говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Например: большой человек - огромный человек - громадный человек; - Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) - Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая. -Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) - А вы помните, кто спас Дюймовочку? (Ласточка) - Конечно, её друзья. - И у слов есть друзья. - Большой - огромный - громадный; маленькая - крошечная - малюсенькая - слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». - К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. - Вспомним сказку «Зайкина избушка». Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово обманула? Обманула - перехитрила - одурачила - провела. - А кто зайке помог? Какой петушок? - Храбрый - смелый - отважный - мужественный - бесстрашный.
- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
- А теперь небольшая разминка. Упражнение лодочка.
- Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.) - А теперь мы оказались возле леса. Сделаем привал и послушаем коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный». - Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. - Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Физкультминутка «Веселая разминка»
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели - встали!
Сели - встали!
Все руками помахали
И на место побежали! - А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.
- В путешествии нужно быть внимательным, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Зарядка для глаз.
- Сколько здесь треугольников? Четырёхугольников?
- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы
1. Спеши - не спеши, а поторапливайся.
- Назовите слова-синонимы.
- Что обозначает пословица?
2. Приятелей много, а друга нет.
- Назовите слова-синонимы.
- Как ты понимаешь эти слова?
Физкультминутка. - Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом - сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками: -Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!
- А теперь пришло время найти друзей.
Дидактическая игра «Найди друзей». - Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный Огонь Чистый Скакать Прыгать Бросать Пламя Кидать - Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой. - И нам теперь не страшно идти по лесу. А кого мы там встретили, вы сейчас узнаете. Для этого нужно собрать картинки. (Детям даются пазлы собрать животных: лису, зайца.)
- Лиса и заяц друзья? Нет, недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова.
4. Подведение итогов.
- Вам понравилось путешествие?
- С какими словами вы познакомились?
- Назовите слова - синонимы. - Похлопайте, кому было интересно. - А теперь выберите себе смайлик.
Список используемой литературы: 1. Уроки для будущих первоклассников. О.С. Жукова. - М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят); 2. Развитие речи. Подготовка к школе./Р.М. Хамидулина. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
5