Разработка урока по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский Кот-ворюга (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения 3 класс

Тема: К. Г. Паустовский «Кот - ворюга»

Цели: Продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского.

Совершенствовать виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание.

Обучать созданию текста - описания, повествования.

Воспитывать любовь к природе через произведения К. Г. Паустовского.

Ход урока:

1) Организационный момент. Сообщение задач урока.

2) Пятиминутка чтения. (Сообщение о К. Г. Паустовском) Приложение 1

- Прочтите, что любил Паустовский?

3) Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы после текста стр. 80

- Какое отношение автора к героям рассказа?

- Какое ваше мнение о героях произведения? Об их поступках? (Вызывают уважение.)

4) Новая тема.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением К. Г. Паустовского «Кот ворюга»

- Прочтите его и объясните название.

(Герой рассказа кот, который воровал, поэтому рассказ имеет такое название.)

- Сравните значение слов вор - воришка - ворюга. Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе? (смешной)

- Какое отношение автора к коту, к его проделкам? (добродушное)

- Какой это рассказ: весёлый или грустный?

- Какая главная мысль этого произведения? Что хотел показать автор?

(Поделиться с другими смешной историей)

- Подберите синоним к словам добродушно - насмешливое отношение - (юмористическое).

- Рассказ «Кот - ворюга» какое произведение? (юмористическое) Автор хотел рассказать смешную историю, которую он наблюдал. Заметить такие истории и так красиво их передать мог человек, который очень любит природу, свой край, каким и был К. Г. Паустовский.

Давайте подробнее рассмотрим героя кота - ворюгу.

Работа с тетрадью.

Задание 1 - самостоятельно - прочитать.

Задание 2 - самостоятельно

Задание 3 - работа со словарём

Задание после работы: в первом и во втором задании подчеркните слова, которые описывают кота.

- Опишите внешний вид кота. Составление текста - описания. (Наша задача представить образ кота)

- Как вы понимаете слова «Звали его за глаза Ворюгой»?

- Какое было поведение кота? Подтвердите словами из текста (тетрадь 1 задание)

- Найдите в тексте слова, которые помогают увидеть отношение кота к людям. (выборочное чтение)

- Как вы объясните такое отношение?

(Он не доверял людям. Он был голоден. Он не чувствовал заботу.)

- Почему у него такая жизнь? Что могло случиться? (Как и в рассказе Д. Мамина - Сибиряка «Постойко» его бросили.)

Слова из песни - «Только от жизни собачьей, собака бывает кусачей».

Найдите в тексте место, где описывается переломный момент в жизни кота.

- Прочтите.

5) Работа над созданием текста - повествования по данному заголовку.

Моя кошачья жизнь.

- Какой это будет текст? (Повествование)

- Главная мысль? (Рассказать, о жизни кота от его имени.)

Хозяева уехали в город и не вернулись. Я остался один. Жил, где придётся на чердаке заброшенного дома, в подполье, где было грязно и сыро. Моя рыжая шёрстка стала серой и некрасивой. На животе образовались слипшиеся комочки.

Голод мучил меня. В животе постоянно урчало. Часто мне приходилось воровать, за что нередко попадало. Однажды я лишился хвоста, когда убегал с добычей. Прозвали меня Ворюгой.

Я был очень злой и не доверял людям. Когда меня поймал Лёнька, я решил, что мне пришёл конец. Я зажмурил глаза и прижал уши. Хвост на всякий случай подобрал под себя.

Каково же было моё удивление, когда меня втащили в чулан и дали замечательный ужин. Я ел долго. Первый раз за долгое время я был по- настоящему сыт.

С тех пор я живу хорошо. Помогаю хозяевам. Теперь меня зовут Милиционером. Я ведь за порядком во дворе слежу!

6) Итог.

- Какое у вас настроение после знакомства с рассказом?

- Кто из вас захотел прочитать другие рассказы К.Г. Паустовского?

Домашнее задание - тетрадь страница 48-49. (Рассказ от имени кота.)

В. Фраермал - "годы роста" Приложение 1

Рассказчик он (и тогда уже) был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол. Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина.

Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик. Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..."

С какой-то детской непосредственностью любил он воду - озерко, море, речушку и даже просто канавку, где тихо бормочет скромный ручеек. И удивительно - он так и не научился плавать, только барахтался около берега в воде. Но воды не боялся. Бесстрашно плавал на глубоких озерах в стареньком челне без весла, просто с помощью шеста или даже доски. А наши рязанские озера коварны, того и гляди, попадешь в колдобину. Он шел искать брод, словно в каждом водоеме брод должен быть обязательно.


© 2010-2022