Конспект урока чтения 1 класс, УМК Перспектива. Звук [ж], буквы ж, Ж

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Звук [ж]. Буквы ж, Ж.

Задачи: учить распознавать звук [ж] и соответствующую букву, давать характеристику звука [ж] как всегда твёрдого согласного шука, писать строчную букву ж; познакомить с правилом правописания слов с буквосочетанием жи; совершенствовать навыки осмысленного чтения.

Формируемые УУД: распознавать звук [ж] и соответствующую букву; правильно писать строчную букву ж; исследовать особенности звуков, букв, слов; работать в парах и группах.

Ход уроков

I. Организационный момент

- Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги ,наша лень.

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

-Сегодня на уроке мы попробуем получить удовольствие от работы и почувствовать себя счастливыми людьми.

II. Эмоционально-волевая регуляция

(Дети встают в круг). Вы учитесь в школе первый год, но уже многому научились. Расскажите друг другу, каких успехов вы добились. (Микс- пэа-шэа)-релли робин

III. Развитие речевого аппарата

1. Артикуляционная разминка Игра «Читай по губам»

(Учитель бесшумно произносит несколько звуков, учащиеся озвучивают их.)

2. Дыхательная гимнастика .Упражнение «Аромат цветка» (Глубокий вдох (вдохнуть аромат цветов) на выдохе произнести «А-а-а-ах!».)

3. Работа над дикцией

- Произнесите скороговорку медленно, чуть быстрее, очень быстро. Сачок зацепился за сучок.

IV. Актуализация знаний

- Что обозначают гласные звуки? (Твёрдость и мягкость согласных звуков.)

- Задумайте твёрдый согласный звук. Назовите три слова, которые начинаются с этого звука.

- Задумайте гласный звук. Назовите три слова, в котором на этот звук падает ударение.

V. Мотивационно-целевой этап

- Послушайте четверостишие из стихотворения В. Лунина.

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

- Почему жука называют бедным? Почему горька жизнь жука?

- Какой звук повторяется в стихотворении чаще других? (Звук [ж].)

- Что вы можете рассказать об этом звуке?

VI. Работа по теме уроков

1. Работа по «Азбуке» (с. 14)

- Кто изображён на «волшебном» рисунке? (Жук.)

- Какие звуки издаёт жук, когда летит? ([ж-ж-ж].)

- Дайте характеристику звука [ж]. (Согласный, шипящий, звонкий, твёрдый.)

- Какого привычного звукового изображения мы не находим сегодня под «волшебным» рисунком? (Звукового изображения в мягком варианте.)

- Как вы думаете, почему? (У звука [ж] нет мягкого варианта.)

- На какую букву похож жук? Как вы думаете, почему?

- Покажите прописную и строчную буквы Ж, ж на ленте букв.

- На что похожа буква ж? (Ответы детей.)

Стала снежинка буквою ж,

Солнце её не растопит уже! Е. Тарлапан

- Кто изображён на оставшихся двух картинках? (Жук и жаба.)

- Что вы можете рассказать о них? (Жук - это насекомое. Жуки живут повсюду: в поле, на лугу, в лесу. Жаба - сходное с лягушкой земноводное животное с бородавчатой кожей. Жабы обитают во влажных местах. Они помогают огородникам в борьбе со слизнями.)

(Звуковой анализ слов жук, жаба.)

- Сколько слогов в этих словах? Почему?

- Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом.

- Что вы заметили? Чем звук [ж] отличается от согласных звуков, изученных нами ранее? (Все согласные звуки, изученные нами до этого, перед буквами и, е, ё произносились мягко, а звук [ж] произносится твёрдо.)

- Какие гласные звуки слышатся в слогах жи, же, жё? ([ы], [э],[о].)

Когда-то очень давно звук [ж] был мягким и после него писали буквы и, е, ё. Со временем он утратил свою мягкость, поэтому сейчас в словах с буквосочетаниями жи (жираф, жимолость, жир), же (женщина, уважение), жё (жёлудь) звук [ж] произносится твёрдо, но гласные звуки по-прежнему обозначаются буквами и, е, ё.

- Прочитайте слова в столбиках.

- Прочитайте только те слова, которые обозначают один предмет.

- А теперь прочитайте слова, которые обозначают много предметов.

- Как изменятся слова жаворонки, журавли, если будут обозначать один предмет? (Жаворонок, журавль.)(Тэйк-оф-тач даун)-У кого в фамилии есть звук [ж]?В имени? В именах членов вашей семьи?

Жизнь, Жучка. снег, снежинка, шар, Серёжа.

(Чтение текста «Жук и жаба» в парах.)

- Почему жуку пришлось бросить свой домик?

- А почему домик понравился жабе?

- Прочитайте текст «Кто где живёт?».

- Дополните предложение о еже. (Работа над скороговоркой.)

2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 15)

- Кто изображён на рисунках в левом верхнем углу страницы? (Журавли, жуки, ужи.)

(Слого-звуковой анализ, составление схем слов.)

- Почему буква ж написана синим цветом, а не сине-зелёным? (Она обозначает всегда твёрдый согласный звук.) (Работа по написанию печатных букв Ж, ж, элементов письменной буквы ж по аналогии с предыдущими уроками. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы, слоги и слова (кроме слов с буквосочетанием жи).)

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы по теме уроков

1. Работа по «Азбуке» (с. 15)

- Что вы знаете о произношении и написании этого буквосочетания?

- Прочитайте слова.

- Какая буква стоит после буквы ж во всех этих словах? Почему?

(Самостоятельное чтение рассказа «Ёжик». Далее работа в группах.)

- Составьте вопросы к каждому предложению и задайте их друг другу.

- Установите последовательность событий в тексте.

- Передайте содержание текста по частям друг другу. (Чтение чистоговорки, подбор рифм.)

Жа-жо-жа - мы увидели ежа.

Жу-жу-жу - молока несём ежу.

Жи-жи-жи - не мешают нам ежи.

- Прочитайте предложения, данные ниже. Дополните их. (Жёлуди, ветки, корни у дуба. Жабры, плавники, икра у рыбы.) (Работа над скороговоркой.)

2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 15) (Написание слов с буквосочетанием жи с проговариванием правила.)

- Прочитайте предложение внизу страницы. Дополните его.

- Обведите предложение и допишите недостающее слово.

- Подчеркните в словах буквосочетание жи.

IX. Рефлексивно-оценочный этап

- Какая буква пропущена в словах? Ж..вот, ж..р, заж..м.

- Как нужно произносить буквосочетания жи, же, жё?

- Оцените свою работу на уроке.(c помощью смайликов)

- Кому нужна помощь учителя?

X. Подведение итогов уроков

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему вы научились?

© 2010-2022