- Преподавателю
- Начальные классы
- Главные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калистратова Т.П. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока русского языка в 4 классе
"Второстепенные члены предложения. Распространенные предложения"
Цели урока:
-
Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.
-
Совершенствование орфографических навыков.
-
Развитие мышления, умение рассуждать.
Оборудование: опорные схемы, карточки со словами, магнитофон, фонограмма записи П. И. Чайковского "Октябрь".
Класс: 4, первая четверть.
Учитель: Калистратова Т.П.
Ход урока
1. Оганизационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?
Дети: Мы говорили о предложениях.
3.Минутка чистописания
-Отгадайте загадку:
Дом - стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся (фонарь)
Фф
(Охарактеризуйте эту букву)
-Образуйте однокоренные слова к слову фонарь
Фонарь, фонарик, фонарщик, фонарный (столб).
-Запишите, выделите корень.
-Придумайте предложение со словом фонарь
Ярко горит уличный фонарь.
-Выполним разбор№4
(повест., невоскл., простое, полное, неосложн., распростр.)
-Подчеркнем главные и второстепенные члены предложения.
-Выпишем словосочетания
4.Словарно-орфографическая работа
-Повторим словарные слова (с комментированием 3 ряд)
4. Актуализация знаний.
У: Назовите главные члены предложения.
Д: Подлежащее и сказуемое.
У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?
Д: Существительным, местоимением и другими частями речи.
У: Чем может быть сказуемое?
Д: Сказуемое может выражаться глаголом, именем существительным и другими частями речи.
5. Изучение нового материала.
1. Анализ языкового материала.
У: Прочитайте текст, записанный на доске.
Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
У: О чем текст?
Д: О тополе.
У: Какую пользу приносит это дерево?
Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.
У: А что еще вам известно об этом дереве?
Д: Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.
Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.
Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.
У: Назовите главные члены каждого предложения.
Д: Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.
У: А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
У: Все ли понятно?
Д: Нет.
У: А что помогает, уточняет прочитанное?
Д: Другие слова, другие члены предложения.
У: Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
2. Осознание формулировки определения понятия.
У: Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?
Д: Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения.
3. Запись текста.
У: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Подчеркните главные члены предложения.
Д: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.
Работа по учебнику стр. 59 упр.88 (списать, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения)
Физкультминутка
6. Закрепление.
1)Работа с пословицами.
У: Ребята, прочитайте слова и рассмотрите схемы. Попробуйте составить предложения пословицы, так чтобы они соответствовали данным схемам.
Шутка, не, руки, до, умелые, доведет, скуки, знают, плохая, добра, не.
Д: Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки.
У: Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше. (списать, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения)
2)Самостоятельная работа
По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем.
8. Итог урока
У: Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание понравилось больше? Почему?
Что не удалось выполнить сразу? Почему?
С каким настроением заканчиваем урок?
9. Домашнее задание.
Тпо стр. 42-43