Главные и второстепенные члены предложения

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока русского языка в 4 классе

"Второстепенные члены предложения. Распространенные предложения"

Цели урока:

  1. Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.

  2. Совершенствование орфографических навыков.

  3. Развитие мышления, умение рассуждать.

Оборудование: опорные схемы, карточки со словами, магнитофон, фонограмма записи П. И. Чайковского "Октябрь".

Класс: 4, первая четверть.

Учитель: Калистратова Т.П.

Ход урока

1. Оганизационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?

Дети: Мы говорили о предложениях.

3.Минутка чистописания

-Отгадайте загадку:

Дом - стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся (фонарь)

Фф

(Охарактеризуйте эту букву)

-Образуйте однокоренные слова к слову фонарь

Фонарь, фонарик, фонарщик, фонарный (столб).

-Запишите, выделите корень.

-Придумайте предложение со словом фонарь

Ярко горит уличный фонарь.

-Выполним разбор№4

(повест., невоскл., простое, полное, неосложн., распростр.)

-Подчеркнем главные и второстепенные члены предложения.

-Выпишем словосочетания

4.Словарно-орфографическая работа

-Повторим словарные слова (с комментированием 3 ряд)

4. Актуализация знаний.

У: Назовите главные члены предложения.

Д: Подлежащее и сказуемое.

У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

Д: Существительным, местоимением и другими частями речи.

У: Чем может быть сказуемое?

Д: Сказуемое может выражаться глаголом, именем существительным и другими частями речи.

5. Изучение нового материала.

1. Анализ языкового материала.

У: Прочитайте текст, записанный на доске.

Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

У: О чем текст?

Д: О тополе.

У: Какую пользу приносит это дерево?

Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.
У: А что еще вам известно об этом дереве?

Д: Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.

Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.

Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.

У: Назовите главные члены каждого предложения.

Д: Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.

У: А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.

У: Все ли понятно?

Д: Нет.

У: А что помогает, уточняет прочитанное?

Д: Другие слова, другие члены предложения.

У: Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

2. Осознание формулировки определения понятия.

У: Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?

Д: Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения.

3. Запись текста.

У: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Подчеркните главные члены предложения.

Д: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.

Работа по учебнику стр. 59 упр.88 (списать, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения)

Физкультминутка

6. Закрепление.

1)Работа с пословицами.

У: Ребята, прочитайте слова и рассмотрите схемы. Попробуйте составить предложения пословицы, так чтобы они соответствовали данным схемам.

Шутка, не, руки, до, умелые, доведет, скуки, знают, плохая, добра, не.

Д: Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки.

У: Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше. (списать, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения)

2)Самостоятельная работа

По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем.

8. Итог урока

У: Что нового вы узнали на уроке?

Какое задание понравилось больше? Почему?

Что не удалось выполнить сразу? Почему?

С каким настроением заканчиваем урок?

9. Домашнее задание.

Тпо стр. 42-43

© 2010-2022