Тема: Исчезновение насекомых. Перелетные и зимующие птицы осенью

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция урока: природоведения - развития речи.

Тема: Исчезновение насекомых. Перелетные и зимующие птицы осенью.

Цели: Познакомить учащихся с особенностями перелетных и зимующих птиц, с поведением насекомых осенью.

Задачи: Создать условия для определения существенных признаков природных объектов,

для обучения практическому исследованию предметов природы.

Способствовать развитию диалогической и монологической речи слабослышащих учащихся, обогащению и активизации их словарного запаса.

Способствовать развитию высших психических функций: аналитических способностей, логического мышления, операции анализа и обобщения, операции сравнения, слухового и зрительного восприятия.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание заботится о птицах.

Оборудование: презентация, видео с отлетом птиц, картинки с птицами и насекомыми, перышки, ножницы, таблички со словарем, учебник, рисунки детей с изображением осени и отлетом птиц. Кормушка для птиц, корм: зерно, семечки, семена, крошки хлеба.

Словарь: зимующие птицы: воробей, сорока, синица, дятел, голубь, снегирь, сова. Перелетные птицы: журавль, цапля, ласточка, дикие утки, лебедь, соловей. Насекомые: пчела, кузнечик, шмель, оса, бабочка, стрекоза ,божья коровка, муравей, муха, таракан.Перо- перья -перышко. Клюв, крылья, туловище, голова, ноги. Летят клином, стаей, вереницей.



Ход урока.

Орг. момент: 1) психологический настрой

Встали, друг другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли, отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Да готовы заниматься, очень будем мы стараться!

2) Фонетическая зарядка: С-Ц автоматизация звуков. Развитие диалогической речи. Слайд.

-Какие дежурные звуки? Прочитайте слоги соблюдая артикуляцию.

Ес - ец лес - сворец

Са - ца сова - цапля

Иса-ица лиса - синица

-Составь словосочетания:

зимующая птица

Ласточка

перелетная птица Синица

насекомое

Оса

-Прочитайте диалог:- Это птица?

стрекоза - Нет, …

3) Речевой момент: развитие слух - речевого восприятия

Маленький учитель: Приметы осени.( карточка )

- Сообщение о погоде дежурного учащегося.

Работа по теме урока: Развивать умение самостоятельно делать вывод по определению темы урока.

1.Объявление темы урока, целевая установка:

- Как вы думаете, какая тема урока? (дети строят предположения)

А) Игра на развитие аналитических способностей. Карточка.

- Какой птицы не хватает?

-Чем отличаются эти птицы в первом ряду? (клюв и крылья)

б) Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают, на партах картинки, отгадку вывешивают на доску. Развитие логического мышления, операций анализа и обобщения. Активизация словаря. Группировка предметов и установка причинно-следственных связей.

Над цветами я жужжу, На ромашку у ворот, Не зверь не птица,

Целый день в заботах. Опустился вертолет. Носок как спица.

А пыльцу в карман беру, Золотистые глаза, Летит, пищит,

Наполняя соты (пчела). Кто же это? (стрекоза) Сядет, укусит (комар).

Ростом мал, но работящий, Я весь день ловлю жучков,

И охотник настоящий. Уплетаю червячков.

Дом из хвои собирает, В теплый край я не летаю,

Лес от гусениц спасает. Здесь под крышей обитаю.

(муравей) Чик - чирик! Не робей! Ябывалый (воробей)

-Кто лишний из них? Почему?

-Лишний воробей, потому что- это птица.

-А это кто?

-…., … насекомые.

- А каких птиц знаете? Называют птиц и вывешивают на доску.

- На какие группы их можно разделить? 2 ученика делят на две группы

птицы

зимующие перелетные

-Так какая сегодня тема урока? Слайд.

Насекомые. Зимующие и перелетные птицы осенью.

2. Основная часть урока. Обогащение и активизация словарного запаса и развитие связной речи.

а) -Давайте мы с вами руками помашем. И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим! Давайте попробуем! Что мы сидим? (дети встают имашут руками издают звуки, подражая голосам птиц)

Почему не вышло, ведь вы так старались! (Мы люди, а люди не летают, как птицы.

Б) Экскурс в историю. Слайд. Расширение кругозора учащихся.

- Люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, похожие на птичьи нашивали на них перья,но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных средств позволило человеку осуществить мечту о полете.

В)Практическая работа. Обучение практическому исследованию. Развитие психических функций: анализа, сравнения и обобщения. Развитие речи. Слайды.

- Что общего есть у них?

- Что это? (перо - перья - перышко)- А кого считают птицами?

-Давайте рассмотрим перья. - Какие они? (разные)

- Какие по цвету?

- Какие по размеру? …… по форме?

- Что общего у всех перьев? (есть стержень и волосики)

- Возьмите самое большое перо и рассмотрим волосики.

- Кто увидел маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга крепко, как застежка молния (показ замка).

- Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера, на что он похож? (на пустую трубочку)

- Значит перо какое? Тяжелое? (нет легкое)

- Положите перо на ладонь и давайте подуем. Что произошло? (оно полетело)

- Почему оно полетело? ( Потому что оно легкое.)

- На уроке труда вы делали из бумаги птиц. Я буду держать за края, а Юра и Вадим подуют снизу.

- Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потоком.

- Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете? Какое оно? Стало тепло. Тепло.

Дополни предложение. Слайд.

Вывод: Тело птицы покрыто (чем?) (перьями). Перья (какие?) (легкие). Они (что делают?)

( согревают) тело птиц.

- Что умеют делать птицы? Слайд. Умеют- не умеют.

Птицы умеют… ползать летать петь строить гнезда

Грызть плавать читать выводить птенцов

Г) - Кто еще умеет летать? (Бабочки, стрекоза, мухи….- насекомые)

- Ребята, а где сейчас насекомые? (они спрятались)

- А почему? (похолодало, стало холодно…)

-А куда спрятались насекомые, вы узнаете, прочитав в учебнике стр.71 верхний абзац.

- Куда прячутся насекомые с наступлением холодов?Слайд.

-….под кору деревьев,в старые пни…

-Куда улетают некоторые жуки и бабочки?

- Как вы думаете, как они проводят зиму?

- А когда появятся насекомые?(Насекомые появятся весной.)

Верно, ребята.Так насекомые будут зимовать до весны.

Д)Физминутка. Снятие физической утомляемости. Эмоциональный настрой.

Е) Рассматривание рисунков ребят, которые рисовали на уроке рисования. Активизировать словарь и расширять знания о поведении птиц осенью.

-Что нарисовали? - Сейчас послушайте стихотворение, которое расскажет Толя. -Какое оно вызывает настроение?-

-О чем оно? ( об осени, о птицах которые улетели на юг)

- Почему грустное?Какие птицы улетают?

-Куда улетают перелетные птицы? А почему?

Дополни. Развитие логического мышления и речи. Слайд.

стало тепло

похолодало

Перелетные птицыулетают на юг, потому что много корма

наступила осень

насекомые спрятались

мало корма

ж) Видео- клип с отлетом птиц. Обогащение словаря.

З)- Какие птицы зимуют с нами?(называют зимующих птиц)

-Что для этих птиц общее? Никуда не улетают, круглый год живут с нами рядом.

- А птиц, которые не улетаю от нас осенью, как называют? ( зимующие)

- А чем питаются все птицы?

Дети получают задание: у меня есть картинки и разный корм. Вы должны подумать и сказать, что будет клевать птица.

….. будет клевать ….

- Летом птицы поедают много насекомых, сохраняют урожай растений на полях. Вот почему говорят о птицах: Птицы наши друзья. Их надо беречь! Слайды.

И)Воспитательный момент. Воспитывать доброе и заботливое отношение к пернатым друзьям. - А зимующим птицам легко найти зимой корм?

- Вот почему эти птицы зимой прилетают ближе к дому, живут и кормятся рядом с нами. Ведь рядом с нами им легче найти корм.- Как вы должны помогать птицам зимой?(высказывания детей)

На уроке труда вы что- то делали, что?( Мы делали кормушку для птиц. )

- Какие птицы прилетели к кормушке?

- Чем мы их накормим? (Дети входят и сыплют корм. )

3. Обобщение. Развитие слухового восприятия и логического мышления.

А)- Какие группы птиц запомнили?

- Я называю группу, а вы говорите кто лишний.

Воробей, синица, скворец.

Ласточка, сорока, журавль, лебедь.

Бабочка, дятел, голубь.

Б) Развитие зрительного восприятия. Соберите на парте картинку,скажите к какой группе относится.

Это… . Она… улетает втеплые края

остается зимовать

спряталась

4. Итог. Рефлексия своей деятельной.

-Вам понравился урок? Я доволен(а) ( не доволен(а) ) собой, потому что…. - Вы довольны собой? Почему?

- А товарищами?

-Я тоже вами очень довольна!

5. Оценка знаний, умений. Самооценка.

Д.з. стр72-73

Встали. Друг другу лицом повернулись улыбнулись.

Руку правую падали.

Руку левую пожали.

И сказали: Молодец!

Всем спасибо за работу на уроке.



© 2010-2022