- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: Исчезновение насекомых. Перелетные и зимующие птицы осенью
Тема: Исчезновение насекомых. Перелетные и зимующие птицы осенью
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудомётова Е.Н. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интеграция урока: природоведения - развития речи.
Тема: Исчезновение насекомых. Перелетные и зимующие птицы осенью.
Цели: Познакомить учащихся с особенностями перелетных и зимующих птиц, с поведением насекомых осенью.
Задачи: Создать условия для определения существенных признаков природных объектов,
для обучения практическому исследованию предметов природы.
Способствовать развитию диалогической и монологической речи слабослышащих учащихся, обогащению и активизации их словарного запаса.
Способствовать развитию высших психических функций: аналитических способностей, логического мышления, операции анализа и обобщения, операции сравнения, слухового и зрительного восприятия.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание заботится о птицах.
Оборудование: презентация, видео с отлетом птиц, картинки с птицами и насекомыми, перышки, ножницы, таблички со словарем, учебник, рисунки детей с изображением осени и отлетом птиц. Кормушка для птиц, корм: зерно, семечки, семена, крошки хлеба.
Словарь: зимующие птицы: воробей, сорока, синица, дятел, голубь, снегирь, сова. Перелетные птицы: журавль, цапля, ласточка, дикие утки, лебедь, соловей. Насекомые: пчела, кузнечик, шмель, оса, бабочка, стрекоза ,божья коровка, муравей, муха, таракан.Перо- перья -перышко. Клюв, крылья, туловище, голова, ноги. Летят клином, стаей, вереницей.
Ход урока.
Орг. момент: 1) психологический настрой
Встали, друг другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли, отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Да готовы заниматься, очень будем мы стараться!
2) Фонетическая зарядка: С-Ц автоматизация звуков. Развитие диалогической речи. Слайд.
-Какие дежурные звуки? Прочитайте слоги соблюдая артикуляцию.
Ес - ец лес - сворец
Са - ца сова - цапля
Иса-ица лиса - синица
-Составь словосочетания:
зимующая птица
Ласточка
перелетная птица Синица
насекомое
Оса
-Прочитайте диалог:- Это птица?
стрекоза - Нет, …
3) Речевой момент: развитие слух - речевого восприятия
Маленький учитель: Приметы осени.( карточка )
- Сообщение о погоде дежурного учащегося.
Работа по теме урока: Развивать умение самостоятельно делать вывод по определению темы урока.
1.Объявление темы урока, целевая установка:
- Как вы думаете, какая тема урока? (дети строят предположения)
А) Игра на развитие аналитических способностей. Карточка.
- Какой птицы не хватает?
-Чем отличаются эти птицы в первом ряду? (клюв и крылья)
б) Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают, на партах картинки, отгадку вывешивают на доску. Развитие логического мышления, операций анализа и обобщения. Активизация словаря. Группировка предметов и установка причинно-следственных связей.
Над цветами я жужжу, На ромашку у ворот, Не зверь не птица,
Целый день в заботах. Опустился вертолет. Носок как спица.
А пыльцу в карман беру, Золотистые глаза, Летит, пищит,
Наполняя соты (пчела). Кто же это? (стрекоза) Сядет, укусит (комар).
Ростом мал, но работящий, Я весь день ловлю жучков,
И охотник настоящий. Уплетаю червячков.
Дом из хвои собирает, В теплый край я не летаю,
Лес от гусениц спасает. Здесь под крышей обитаю.
(муравей) Чик - чирик! Не робей! Ябывалый (воробей)
-Кто лишний из них? Почему?
-Лишний воробей, потому что- это птица.
-А это кто?
-…., … насекомые.
- А каких птиц знаете? Называют птиц и вывешивают на доску.
- На какие группы их можно разделить? 2 ученика делят на две группы
птицы
зимующие перелетные
-Так какая сегодня тема урока? Слайд.
Насекомые. Зимующие и перелетные птицы осенью.
2. Основная часть урока. Обогащение и активизация словарного запаса и развитие связной речи.
а) -Давайте мы с вами руками помашем. И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим! Давайте попробуем! Что мы сидим? (дети встают имашут руками издают звуки, подражая голосам птиц)
Почему не вышло, ведь вы так старались! (Мы люди, а люди не летают, как птицы.
Б) Экскурс в историю. Слайд. Расширение кругозора учащихся.
- Люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, похожие на птичьи нашивали на них перья,но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных средств позволило человеку осуществить мечту о полете.
В)Практическая работа. Обучение практическому исследованию. Развитие психических функций: анализа, сравнения и обобщения. Развитие речи. Слайды.
- Что общего есть у них?
- Что это? (перо - перья - перышко)- А кого считают птицами?
-Давайте рассмотрим перья. - Какие они? (разные)
- Какие по цвету?
- Какие по размеру? …… по форме?
- Что общего у всех перьев? (есть стержень и волосики)
- Возьмите самое большое перо и рассмотрим волосики.
- Кто увидел маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга крепко, как застежка молния (показ замка).
- Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера, на что он похож? (на пустую трубочку)
- Значит перо какое? Тяжелое? (нет легкое)
- Положите перо на ладонь и давайте подуем. Что произошло? (оно полетело)
- Почему оно полетело? ( Потому что оно легкое.)
- На уроке труда вы делали из бумаги птиц. Я буду держать за края, а Юра и Вадим подуют снизу.
- Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потоком.
- Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете? Какое оно? Стало тепло. Тепло.
Дополни предложение. Слайд.
Вывод: Тело птицы покрыто (чем?) (перьями). Перья (какие?) (легкие). Они (что делают?)
( согревают) тело птиц.
- Что умеют делать птицы? Слайд. Умеют- не умеют.
Птицы умеют… ползать летать петь строить гнезда
Грызть плавать читать выводить птенцов
Г) - Кто еще умеет летать? (Бабочки, стрекоза, мухи….- насекомые)
- Ребята, а где сейчас насекомые? (они спрятались)
- А почему? (похолодало, стало холодно…)
-А куда спрятались насекомые, вы узнаете, прочитав в учебнике стр.71 верхний абзац.
- Куда прячутся насекомые с наступлением холодов?Слайд.
-….под кору деревьев,в старые пни…
-Куда улетают некоторые жуки и бабочки?
- Как вы думаете, как они проводят зиму?
- А когда появятся насекомые?(Насекомые появятся весной.)
Верно, ребята.Так насекомые будут зимовать до весны.
Д)Физминутка. Снятие физической утомляемости. Эмоциональный настрой.
Е) Рассматривание рисунков ребят, которые рисовали на уроке рисования. Активизировать словарь и расширять знания о поведении птиц осенью.
-Что нарисовали? - Сейчас послушайте стихотворение, которое расскажет Толя. -Какое оно вызывает настроение?-
-О чем оно? ( об осени, о птицах которые улетели на юг)
- Почему грустное?Какие птицы улетают?
-Куда улетают перелетные птицы? А почему?
Дополни. Развитие логического мышления и речи. Слайд.
стало тепло
похолодало
Перелетные птицыулетают на юг, потому что много корма
наступила осень
насекомые спрятались
мало корма
ж) Видео- клип с отлетом птиц. Обогащение словаря.
З)- Какие птицы зимуют с нами?(называют зимующих птиц)
-Что для этих птиц общее? Никуда не улетают, круглый год живут с нами рядом.
- А птиц, которые не улетаю от нас осенью, как называют? ( зимующие)
- А чем питаются все птицы?
Дети получают задание: у меня есть картинки и разный корм. Вы должны подумать и сказать, что будет клевать птица.
….. будет клевать ….
- Летом птицы поедают много насекомых, сохраняют урожай растений на полях. Вот почему говорят о птицах: Птицы наши друзья. Их надо беречь! Слайды.
И)Воспитательный момент. Воспитывать доброе и заботливое отношение к пернатым друзьям. - А зимующим птицам легко найти зимой корм?
- Вот почему эти птицы зимой прилетают ближе к дому, живут и кормятся рядом с нами. Ведь рядом с нами им легче найти корм.- Как вы должны помогать птицам зимой?(высказывания детей)
На уроке труда вы что- то делали, что?( Мы делали кормушку для птиц. )
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Чем мы их накормим? (Дети входят и сыплют корм. )
3. Обобщение. Развитие слухового восприятия и логического мышления.
А)- Какие группы птиц запомнили?
- Я называю группу, а вы говорите кто лишний.
Воробей, синица, скворец.
Ласточка, сорока, журавль, лебедь.
Бабочка, дятел, голубь.
Б) Развитие зрительного восприятия. Соберите на парте картинку,скажите к какой группе относится.
Это… . Она… улетает втеплые края
остается зимовать
спряталась
4. Итог. Рефлексия своей деятельной.
-Вам понравился урок? Я доволен(а) ( не доволен(а) ) собой, потому что…. - Вы довольны собой? Почему?
- А товарищами?
-Я тоже вами очень довольна!
5. Оценка знаний, умений. Самооценка.
Д.з. стр72-73
Встали. Друг другу лицом повернулись улыбнулись.
Руку правую падали.
Руку левую пожали.
И сказали: Молодец!
Всем спасибо за работу на уроке.